Гуманизация образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении гуманизации образования. Из цели вытекают следующие задачи:
* Дать понятия «образование», «гуманизация», «гуманизация образования», «гуманизм»;
* Раскрыть сущность и содержание гуманизации образования;
* Выделить проблемы гуманизации образования в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Образование и гуманизация……………………………………………4
2. Сущность и содержание гуманизации образования………………….8
3. Проблемы гуманизации образования в России………………………14
Заключение………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Гуманизация образования( педагогика).doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание. 

Введение……………………………………………………………………2

1. Образование  и гуманизация……………………………………………4

2. Сущность и  содержание гуманизации образования………………….8

3. Проблемы гуманизации  образования в России………………………14

Заключение………………………………………………………………...17

Список литературы………………………………………………………..19 

 

Введение.  

  Гуманизация - термин современный, но проблема далеко не нова. При смене исторических эпох всякий раз возникала проблема образа человека, соответствующего духу времени. В истории проблемы различаются библейский прогуманизм, античный гуманизм, гуманизм Возрождения и гуманизм Просвещения. Современный гуманизм отличается многомерностью, что связано, прежде всего, с разнообразием культур, множественностью представлений о мире, поиском диалога между носителями различных нравственных ценностей.

  Гуманизации  образования в большей степени  соответствует не принцип удовлетворения  образовательных потребностей «абстрактной»  личности, а принцип диалога, учета  интересов различных социальных  слоев и групп, оказывающего  влияния на интересы и потребности конкретной личности. Это вовсе не означает, что личность обучаемого заменяется социальной группой; вне последней она немыслима и может быть понятна лишь в определенном социально-историческом контексте. Отношения между участниками образовательного процесса не сводятся к диалогу «личность-государство»; они становятся более сложными и опосредованными. В качестве промежуточного звена следует, вероятно, принять социальную группу и общество в целом. Это звено, соединяя личность с государством, формирует обе стороны. Реформа образования в конце XX века привела к смешению личностного принципа в педагогике и образовательной политике. Гуманистический смысл первого из принципов необоснованно распространялся на уровень государственной политики в сфере отечественного образования. Вместе с тем гуманизация образования осуществляется через достижение более полного соответствия общечеловеческих ценностей, общества и отдельных социальных групп, порождающих образовательные потребности и идеалы; носителем и выразителем диалога становится конкретная личность.

Цель  данной работы заключается в изучении гуманизации образования. Из цели вытекают следующие задачи:

  • Дать понятия «образование», «гуманизация», «гуманизация образования», «гуманизм»;
  • Раскрыть сущность и содержание гуманизации образования;
  • Выделить проблемы гуманизации образования в России.
 

 

1. Образование и гуманизация.

 

  Для того чтобы дать понятие о гуманизации образования необходимо выяснить что такое образование и что такое гуманизация сравнить эти понятия и их сочетаемость выяснить есть ли необходимость в гуманизании образавония.

Образование — по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

  Образование  — целенаправленная познавательная  деятельность людей по получению  знаний, умений, либо по их совершенствованию.

  В  широком смысле слова, образование  — процесс или продукт «…формирования  ума, характера или физических  способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. [1]

  В  обыденном понимании образование  кроме всего прочего подразумевает  и, в основном, ограничено обучением  учеников учителем.[2] Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков,

1.Александрова  О. А. Образование: доступность  или качество — последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93.)

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование

например, вождения. Кроме образования в  специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

  Право  на образование в настоящее  время подтверждено национальными  и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией  о защите прав человека и  основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. [3]

  Гуманизация  – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится  развитие  личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» установления связей сотрудничества. Подобная переориентация  влечет  за  собой изменение методов и приемов учителя.

  Гуманизация  образования предполагает  единство  общекультурного, социально  нравственного  и  профессионального  развития  личности. Данный социально педагогический принцип  требует  пересмотра  целей, содержания и технологии образования.

  Ключевое  понятие гуманистической философии образования «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

  Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование

человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).[4]

  Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.[5]

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм»  приводится классификация гуманистических  воззрений, которую в 1949 г. в своей  студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):[6]

  • гуманизм — понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);
  • древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;
  • классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;
  • теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;
  • атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманизм

5. Баткин  Л.M. Идеи разнообразия в трактате  Лоренцо Великолепного: На пути  к понятию личности // Проблемы итальянской истории. — М., 1987. — С. 161—191.

6. Андрушко  В. А. Этические модальности  у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987. — С. 52-58.

  • коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;
  • натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.[7]

  Гуманизм  как идейно ценностный комплекс  включает  в  себя  все   высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути  своего развития и получивших название общечеловеческих;  человеколюбие,  свобода  и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие,  равенство  и братство, коллективизм и интернационализм и др.

  Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра (человека. Если  гуманизм (это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения.  При  этом его отношение содержит не только оценку мира, но и  оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом  мировоззрении как раз и находят свое  выражение  многообразные  отношения  к  человеку,  к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути,  ко  всему миру в целом.

  В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».[8]

7. Андрушко  В. А. Этические модальности  у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987. — С. 52-58.

8. Психология: словарь  /Под ред. А.В.  Петровского,М.Г.Ярошевского.(М, 1990.(с. 21.).

  Следовательно,  гуманность (это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. При обучении необходимо их учитывать. Поэтому гуманизация образования необходима.[9]

    2. Сущность и содержание  гуманизации образования.

  Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества. Данная проблема не была обойдена и отечественными педагогами, в ее богатом теоретическом наследии существует немало идей и направлений, имеющих прямое отношение к гуманистической концепции образования.

  Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является не <воспроизведение> готовых знаний, понятий, приемов и навыков, а развитие неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Иначе говоря, в педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает не что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которой становится, в том числе и познавательная активность детей.

Информация о работе Гуманизация образования