Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:34, контрольная работа
Цель данной работы заключается в изучении гуманизации образования. Из цели вытекают следующие задачи:
* Дать понятия «образование», «гуманизация», «гуманизация образования», «гуманизм»;
* Раскрыть сущность и содержание гуманизации образования;
* Выделить проблемы гуманизации образования в России.
Введение……………………………………………………………………2
1. Образование и гуманизация……………………………………………4
2. Сущность и содержание гуманизации образования………………….8
3. Проблемы гуманизации образования в России………………………14
Заключение………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………..19
9. Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского,М.Г.Ярошевского.М, 1990.(с. 21.).
Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает новые цели образования, в которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечение самореализации учителя; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет общечеловеческий ценностный аспект, а не обезличенная информация о внешнем мире; иной по сравнению с традиционным характер общения в системе "учитель-учитель", "учитель-ученик", "ученик-ученик", атмосфера взаимного доверия, творческое взаимодействие, диалог, стимулирующие самореализацию учителя и ученика; в процессуально-методическом аспекте - выбор учителями и учащимися форм и методов обучения, предполагающих активное включение в структуру деятельности учения процессов саморазвития.
Несомненно, гуманизация образования обусловливает расширение источников постановки педагогической цели. Традиционно рассматривались два источника целеполагания: социум и ребенок, потребности его развития. В сущности, между ними нет противоречия, хотя их абсолютизация приводила к известным в педагогике теориям "свободного" и "авторитарного" воспитания. Среди источников целей воспитания и образования, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводилась роль исполнителя "проектов" и "технологий". Однако педагогическая деятельность - одна из немногих, в которой личность учителя не только опосредует, но и определяет цель и содержание процесса.
Необходимо отметить, что в соответствии с гуманистической парадигмой общественно-обусловленные цели образования должны состоять в создании условий для максимально полного освоения личностью материальной и духовной культур, обеспечивающего его благоприятную социальную адаптацию и просоциальную активность. Объективно обусловленные цели образования репрезентируются на уровне субъекта через реализацию индивидуально детерминированных потребностей. Субъектно-обусловленные цели образования должны быть направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей личности. Потребности субъекта находят свое отражение и максимальное воплощение в том случае, если он имеет возможность удовлетворить их в таких формах активности, которые в максимальной степени соответствуют стилям его индивидуальности: стилю понимания, стилю самоактуализации, стилю межличностных отношений. Отсутствие возможностей к проявлению психической активности в русле характерного для субъекта стиля индивидуальности приводит к напряженности потребностей и осознаваемой неудовлетворенности.
Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей; новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса; систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями; демократический стиль педагогического и профессионального общения; включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.
Принципы гуманизации процесса обучения следующие:[10]
Крайне важно в процессе обучения придерживаться таких гуманистических позиций, которые позволяют раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, сформировать у него наиболее высокий уровень познавательной потребности, не дать развиться чувству неприятия учения и школы.
Ш.А. Амонашвили и другие предлагают в процессе обучения придерживаться определенных гуманистических позиций, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися, между самими учащимися [12]. Это, прежде всего, управление обучением и всей школьной жизнью ребенка с позиции его потребностей и интересов. Содержание обучения и воспитания, то есть база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. При таком подходе целеполагание и подбор средств будут строиться с максимальным учетом особенностей познавательной сферы учеников. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать, в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к нему.
Воспринимать
естественные неудачи школьника
как его неспособность и
12. Амонашвили
Ш.А. Личностно-гуманная
Сотрудничество учителя со школьниками в процессе обучения предполагает объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач, при этом школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Это предполагает этичное отношение к школьнику, уважение его достоинства, поддержку его точки зрения и суждений, что создает атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, формирует у школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.
Гуманистически ориентированному учителю необходимо обладать позитивным отношением к ученику: он принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных его качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности ребенка; открытость учителя противопоставлена формальному ролевому поведению, не допускающему проявления эмоций и чувств помимо этой ролевой установки и выполняемых им функций предметника; эмпатическое понимание предполагает, что учитель оценивает ученика не столько с позиций социально-нормативных требований, сколько исходя из собственных оценок и ценностей учащегося.
При таком подходе целью процесса обучения должно являться самовоспитание ребенком в себе личности. Научные знания в таком случае выступают как средство достижения этой цели.[13]
Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В то же время необходимо иметь в виду, что, если в рамках одной образовательной системы технологии могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, то модель обучения,
13. Амонашвили
Ш.А. Личностно-гуманная
определяющая общую концепцию работы учебно-воспитательного учреждения, должна быть единой. Однако ее выбор представляет в настоящее время для руководителей учебно-воспитательных учреждений большую сложность.
При этом необходимо учитывать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований. Л.А. Байкова и другие исследователи выделяют следующие [14]:
В заключение хотелось бы отметить, что перечисленное обозначает лишь некоторые пути реализации идеи гуманизации образования в формировании нового педагогического мышления. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач формирования духовных ценностей человека, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования гуманизации образования. Эта перспектива включает в себя: разработку концептуальных основ, методологии, теории, технологии программного
14. Байкова
Л.А. Воспитание в
обеспечения гуманизации образования (разработку учебных программ, учебных планов, учебников); систематизацию имеющихся подходов к разработке проблемы.
3. Проблемы гуманизации образования в России
Современная школа России представляет собой социальный институт общества, транслирующий знания, нормы, ценности и эталоны культуры подрастающим поколениям, для обеспечения преемственности культуры и необходимой российскому обществу сплоченности и стабильности, без чего невозможны преодоление системного кризиса страны и становление рыночных отношений.
В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века образование в России стали рассматривать как одну из глобальных проблем современности, поскольку богатство современных государств, по мнению М. В. Ушаковой, определяется не природными и технологическими параметрами, а в первую очередь, человеческим капиталом, который имеет определенную цену на рынке труда [15].
Одной из наиболее значимых современных проблем российско го образования является его гуманизация и гуманитаризация. Они связаны с глобальными изменениями, происходящими в современном мире, где главной ценностью и достоянием общества является личность, способная к самоактуализации (основной тезис гуманистической психологии). Большинство исследователей, занимающихся этой проблемой, относят ее к современной парадигме развития российского образования.
Размышляя о путях осуществления современной парадигмы развития российского образования, следует указать, как подчеркивает В. Т. Пуляев, что она по своей сути должна быть гуманитарной, порождать в обществе
15. Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социальногуманитарные знания. 2003. № 4. С. 166 – 179.
гуманизм. Техногенная цивилизация и технократическое мышление изживают себя. Ценность человеческого существования в его гармонии с миром природы и социума все более и более выходит на передний план. В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Гуманизация образования предполагает примат человека перед техническими системами [16].
Раскрывая сущность этой проблемы, М. В. Ушакова подчеркивает, что у большинства учащихся доминирует технократическое представление о том, что все экономически эффективное является нравственным, многие из них страдают узкоутилитарным мышлением, техницизмом, непониманием значения и роли гуманитарного знания [17].
Гуманизация образования осуществляется с целью «возвышения» человека, ценность которого заключается в его индивидуальности. В свое время Н. А. Бердяев утверждал, что от воли, мысли и дела отдельного человека зависит «весь реальный мир». Согласно Н. А. Бердяеву, человек как существо мыслящее, творческое обладает такими качествами, как индивидуально особенное, активность и творчество, свобода и свобода творчества.
Гуманизация образования может осуществляться в форме воспитания духовного умения оценить и принять реальность бытия, не утратив при этом
ценности «Я». Индивидуализация образования в контексте гуманистической парадигмы основывается на свободе человека. Свобода составляет смысл жизни, истинную сущность человека.