Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа
Русский пейзаж по своим живописным проблемам представляет достаточно интересный объект для изучения. В отечественном искусствознании существуют фундаментальные труды, в которых нашли отражение различные аспекты творчества выдающихся художников. Но, к сожалению, в этих трудах мало уделяется внимания технической стороне живописи, а, между тем, именно в технике живописи заложены основы творческого метода художника.
Введение
Глава 1. Художественно - исторические основы пейзажной живописи.
1.1 История пейзажа
1.2 Пейзаж
1.3 Символизм в пейзаже
Глава 2.
2.1 Изображение культовых сооружений
2.2 Особенности построения композиции пейзажа
2.3 Архитектурные мотивы в пейзаже
2.4 Материал
2.5 Педагогическая деятельность мастеров пленэрной живописи
Глава 3. Блок занятий
Заключение
Список литературы
С XVIII века гуашевая живопись совершенствуется и становится широко распространенным видом живописи. Ею пользуются для написания подготовительных картонов, декоративных эскизов, иллюстраций и станковых произведений. В отличие от акварели, гуашь непрозрачна, так как в состав красок входят белила.
2.5 Педагогическая деятельность мастеров пленэрной живописи.
В истории развития пленэрной живописи во второй половине ХIХ века важную роль сыграла педагогическая деятельность преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств. Среди них – В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, В.Е.Маковский, В.Д.Поленов.
Выдающийся русский художник В.Г.Перов был одним из ведущих преподавателей училища. В своей педагогической деятельности он руководствовался задачами не только обучения, но и формирования мировоззрения художника. Он призывал учеников стремиться к сюжетно-тематической направленности этюдов и зарисовок с натуры, ставил перед ними задачи правдиво и образно отражать современную жизнь, выявлять смысловую, психологическую и эмоциональную стороны сюжета.
В
картинах другого мастера пейзажа
Алексея Кондратьевича
Основной целью обучения живописи Саврасов считал формирование самостоятельного мышления ученика, видя в этом залог сознательного отношения молодого художника к реальной действительности и к искусству. Творчески активная профессиональная подготовка, основанная на знании изображаемой природы, ее структуры в соединении с умением передавать в живописи свое эмоциональное отношение к увиденному, – такова другая важная задача, которую ставил перед своими учениками известный живописец. При этом Саврасов считал недопустимым простое копирование окружающей действительности, чтобы на картине или этюде все было «точь-в-точь», как видит глаз. Прежде всего, следует стремиться передать «ощущение», «чувство» природы. Мало срисовать мотив, описать его глазами ботаника – важно уловить жизнь, настроение природы, которая вызывает в человеке созвучное состояние, задевает неуловимые душевные струны.
В соответствии с этими требованиями к этюдам Саврасов стремился проводить свои занятия по живописи непосредственно в природе. Саврасов стремился воспитать у своих учеников умение видеть в природе живописную картину, ее «эмоциональный сюжет», так как этим обусловливается выбор мотива, цветовой строй этюда. Саврасов видел свою роль преподавателя в том, чтобы направить ученика на самостоятельный путь в решении мотива. Он не подсказывал ему, какую точку зрения следует выбрать, или какими красками написать этюд, а приучал начинающих к поиску и анализу на всех этапах работы, начиная от первоначального наброска до завершения композиции. При такой постановке обучения Саврасов давал всем ученикам широкое поле для творческой деятельности. Введенные Саврасовым совместные поездки педагогов и учащихся на этюды за город, всемерная поддержка своих учеников в деле познания живописи непосредственно в условиях природы были новаторскими для русской художественной школы и отвечали новому пониманию отношению художника к действительности и к искусству.
Работа над этюдами с натуры в условиях пленэра имела значительное место в практике преподавания художников-педагогов И.М.Прянишникова и В.Е.Маковского. Как и Саврасов, они считали работу с натуры основным видом учебной деятельности молодого художника. Прянишников видел необходимость различного подхода к светотеневому и цветовому построениям картины, когда это оправдано ее замыслом и способствует раскрытию содержания. Поэтому работу с натуры, предварительную подготовку этюдов к композиции Прянишников и Маковский считали решающим условием для успешной реализации замысла произведения.
Яркой страницей в истории развития русской живописи на пленэре является чистяковская школа обучения изобразительному искусству. В своей педагогической деятельности Павел Петрович Чистяков наиболее полно сочетал традиции академического обучения с принципами реализма. В этом его главная заслуга и как теоретика, и как педагога. Он требовал от ученика уже в начале обучения цельно видеть цветовые отношения объектов натуры и в соответствии с полученным зрительным образом создавать цветовой строй этюда. Определение тоновых и цветовых отношений натуры при целостном ее восприятии является главным моментом в чистяковской практике. Наряду с этюдами больших размеров, Чистяков рекомендовал начинающим живописцам писать этюды-малютки размером не более 5 х 10 см. практикуя этот прием в своей академической мастерской, он справедливо считал, что в этюдах малых размеров дробность воспроизведения деталей нередко исключается самим размером работы. Поэтому ученик не копировал натуру, а неизбежно вел поиск больших цветовых отношений.
Ученик П.П.Чистякова В.Д.Поленов был одним из выдающихся педагогов Московского училища, первым продолжателем в нем чистяковского метода.
В истории русской живописи Василий Дмитриевич Поленов известен как художник-пейзажист, как автор картин «Московский дворик», «Больная», «Золотая осень», «Березовая аллея в парке Абрамцева», «Заросший пруд», «Бабушкин сад» и др. Красота родной природы во все времена года – главная тема его пленэрных пейзажей. Мотивы средней полосы России переданы в тончайших цветовых отношениях, с глубоким пониманием живописно-пластического языка и особенностей композиции пейзажа.
Будучи сам замечательным пейзажистом, Поленов сыграл большую роль в развитии обучения живописи на основе принципов пленэра. Основную цель обучения живописи в связи с освоением рисунка и композиции Поленов видел в том, чтобы подготовить художника, способного к образному раскрытию темы. В этюдной практике он не ограничивался личным опытом и опытом русской школы. Поленов знакомил учащихся с достижениями западноевропейских художников-барбизонцев и ранних импрессионистов, обращал внимание на необходимость передачи в живописи особенностей солнечного освещения натуры в световоздушной среде. Художник-педагог поддерживал стремление учеников к научно-обоснованному, пластически осмысленному отношению к натуре.
Подлинные мастера пленэрной живописи – Поленов, Серов, Коровин, Левитан, Архипов, Степанов учили своих воспитанников живописно-пластическому языку, построенному на основе пленэрной живописи. Благодаря развитию в Московском училище живописи течения реалистического пленэра, профессиональны уровень подготовки по живописи был настолько высоким, что многие его выпускники без последующей учебы в академии выходили на самостоятельный творческий путь художника.
Ученик Саврасова и Поленова Исаак Ильич Левитан (1860–1900) утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения». В лирическом ключе решены его этюды, построенные на колористических созвучиях цвета и тона. В волжских пейзажах, своеобразных живописных поэмах, написанных широко, свободно, с отличным чувством простора, читаются художественно-философские обобщения, эпическое восприятие природы. Они настолько сильно проникнуты личным чувством, что интимно-лирический лад звучит в них наравне с эпическим. Характерна в этом отношении последняя большая работа Левитана – «Озеро»; художник дал ей второе название – «Русь», обозначая таким образом эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремился показать собирательный образ русской природы в характерном ее состоянии. В преподавании пейзажной живописи Левитан исходил из того, что главным условием успешного обучения является работа с натуры. Левитан считал этюд основой овладения живописью, видел в нем одно из средств на пути к картине.
Со
второй половины ХIХ века живопись на
пленэре становится одним из главных
средств изучения окружающей действительности
для большинства прогрессивных художников
России (Айвазовский, Шишкин, Крамской,
Куинджи, Саврасов, Поленов и др.). Живопись
на пленэре была необходимой ступенью
в совершенствовании мастерства русской
художественной школы. Последователи
Венецианова и Иванова, Саврасова и Куинджи,
Сурикова и Репина, художники чистяковской
школы обращали особое внимание на продуманность
и эмоциональность пейзажного этюда и
картины, утверждали в них свое понимание
реальной действительности. В работе с
натуры они открывали большие возможности
для профессионального развития эмоциональной
памяти и эстетических чувств, постоянного
интереса к природе, родной земле.
Глава 3.
Блок занятий.
Урок №1.
Тема урока: пейзаж
Цели урока: изображение пейзажа
Задача урока:
Оборудование урока:
План урока.
Ход урока.
После проверки готовности класса к уроку учащимся
Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать пейзаж. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.
Проводится выставка работ и их анализ. Чему научились на уроке?
Урок №2.
Тема урока: культурные сооружения.
Цели урока: изображение архитектуры.
Задача урока:
Оборудование урока:
План урока.
Ход урока.
После проверки готовности класса к уроку учащимся
Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать культурные сооружения. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения .
Проводится
выставка работ и их анализ. Чему
научились на уроке?
Информация о работе Художественно - исторические основы пейзажной живописи