Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:53, дипломная работа
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
1 Теоретические основы психолого-педагогического значения игры
1.1 Понятие игры. Классификация игр
1.2 Происхождение и педагогическое значение игры
1.3 Характеристики игровых методов обучения
2 Исследование: Влияние игровых методов обучения на успеваемость школьников
1.1 Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка
2.2 Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний
Заключение
Список литературы
Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Вывод: Об обучающих возможностях игр известно давно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. Она посильна даже слабым ученикам.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:
- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;
- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.
В результате исследования нами определено несколько видов игр, в частности, организационно-деятельностные, деловые, познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры.
2 Исследование: Влияние игровых методов обучения на успеваемость школьников
Цель исследования: изучить уровень влияния нетрадиционных методов обучения на развитие младших школьников
Исходя из цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект организации и проведения дидактической игры на примере урока русского языка;
2. Провести опытно – экспериментальную работу по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний
3. Сделать подробный анализ по итогам проведенной экспериментальной работы.
1.1 Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка.
В современной методике и практике обучения в начальной школе все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных, форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.
Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра.
Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:
· при объяснении нового учебного материала (например, педагог может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т. п.);
· при усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает лучший доклад на заданную тему?». Педагог может ввести критерии, по которым группы будут оценивать доклады друг друга;
· при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ученик должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса. Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно-деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться в их личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают и о чем рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействия с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала.
Зачастую педагоги относятся к этому этапу педагогического процесса как второстепенному, путая либо смешивая его с этапом проверки знаний. Результатом такого “повторения” становятся скучные, сухие диктанты, избитые, набившие оскомину изложения. Ребенку же необходимо поверить, что те знания, которые он должен применить, сейчас ему действительно необходимы в силу каких-либо причин. Не находя этой мотивации в рассказе о времени года или о волке, ищущим себе пропитание или другом типовом диктанте, школьник относится к заданию как к рутинной работе, неведомо кому и зачем необходимой. Естественно не приходится говорить о его качественном отношении к труду.
В противовес этому методу повторения появляются игровые курсы русского языка и литературы по «Незнайке», «Волшебнику изумрудного города» и другим книгам. Дети непременно хотят переписываться с Незнайкой, рассказывать ему о своих придумках, фантазировать вместе с Незнайкой и другими своими одноклассниками. Они придумывают себе дома в Солнечном городе и мечтают о том, как бы они всем классом в таких домах могли здорово жить и заниматься обязательно только любимыми делами, которые бы приносили пользу, с удовольствием пишут сочинения и изложения на эту тему[12].
Помимо чисто образовательной функции такая форма обучения позволяет сплотить детский коллектив, заинтересовав действительно актуальной для них темой.
Не стоит, конечно, сбрасывать со счетов такое мощное средство обучения как диктант. Даже только на основе актуального материала, не прибегая к дополнительным игровым средствам, можно подстегнуть заинтересованность ребенка в выполнении задания. Так, в указанной выше работе[13] приводится такой пример диктанта:
«Где поставить запятую?
Очень-очень Странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
— Вот что значит запятая!»
Такой текст не просто требует верной расстановки запятых, выделенных интонациями педагога. Он требует непосредственного анализа текста, заставляет ребенка решать, как должны быть расставлены запятые согласно логичности контекста.
Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях должны лежать следующие принципы:
· Актуальность дидактического материала (интересные тексты диктантов, актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Наиболее ярко этот принцип заметен при применении игрового материала в таких формах повторения пройденного материала как диктант, изложение, контрольная работа, контрольное чтение и др.
· Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.
· Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них), «Брейн - Ринг» (вопросы задает преподаватель), «Умники и Умницы» и любые другие.
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:
· Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
· Каждая игра должна содержать элемент новизны.
· Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
· Игра — не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … —это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
· Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
· Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
· Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.
2.2 Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний
Изучив и проанализировав рассмотренные выше методики, попробуем экспериментально выявить обоснованность применения дидактических игр на этапе повторения знаний на уроках русского языка, и их эффективность.
Исследование будем проводить в три этапа. На первом этапе – констатирующий эксперимент, выявим при помощи среза на уроке русского языка уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме, качество усвоения знаний учащимися и проведем анализ полученных результатов эксперимента. На втором этапе – формирующий эксперимент, повторение указанной темы в одном из классов будем проводить по стандартным методикам, а в другом – с использованием дидактической игры. На третьем этапе – контролирующий эксперимент, проведем еще один контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами Констатирующего Эксперимента. Проведем анализ полученных результатов.
1. Констатирующий эксперимент.
Цель: Выявление реального уровня качества усвоения знаний в контролируемых классах.
Содержание эксперимента:
Исследования проводились в классах 3«А» и 4 школы № 3 п.Новорудного.
Эксперимент проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных». Текст диктанта был выбран в соответствии со следующими требованиями:
1. Текст диктанта должен быть понятен ребенку, т.е. должен содержать понятную ему лексику;
2. Орфограммы, встречающиеся в диктанте должны быть известны детям;
3. Содержание диктанта должно соответствовать возрастным особенностям детей, быть интересным для них;
4. Текст должен содержать существительные всех родов, представленных в различных падежах.
«Пришла зима. Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки ели. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок. Избушка показалась старику такой маленькой, точно она вросла в землю. У берега стояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные сети. (по Д. Мамину - Сибиряку)».
С целью чистоты эксперимента, оценка результатов диктанта проводилась по грамотности расстановки падежных окончаний имен существительных. Оценка других ошибок, допущенных учениками при написании диктанта, проводилась дополнительно, и не отразилась на результатах эксперимента.
В качестве показателей качества усвоения знаний учащимися нами были выбраны следующие:
· Средний балл – средняя отметка учащихся, показывающая средний уровень успеваемости в классе;
· Дисперсия (среднеквадратичное отклонение) – величина, показывающая, на какое среднее значение отметка среднего ученика отклоняется от среднего балла.
Вывод.
В ходе проведения эксперимента было установлено:
· В выбранных классах качество усвоения темы “Падежные окончания имен существительных” находится приблизительно на одном уровне;
· Средняя оценка по проведенному срезу в обоих классах близка к 3,6 баллов;
· Разброс подготовленности учащихся вокруг средней (дисперсия) достаточно велик и приблизительно одинаков в обоих классах.
2. Формирующий эксперимент.
Цель: Проверить влияние дидактической игры на эффективность повторения знаний по теме “Падежные окончания имен существительных” на уроках русского языка в 3-ем классе.