Игра как метод обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:53, дипломная работа

Описание

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.

Содержание

1 Теоретические основы психолого-педагогического значения игры
1.1 Понятие игры. Классификация игр
1.2 Происхождение и педагогическое значение игры
1.3 Характеристики игровых методов обучения
2 Исследование: Влияние игровых методов обучения на успеваемость школьников
1.1 Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка
2.2 Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом для Наташи Ветровой.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Содержание эксперимента:

В ходе данного эксперимента в одном из протестированных классов ( 3) нами целенаправленно и систематически при повторении темы “Падежные окончания имен существительных” применялись дидактические игры, тогда как в другом классе ( 4 ) эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.

В контрольном классе на уроках русского языка мы подготовили и провели следующие дидактические игры.

 

1. Поход в гости.

Дидактическая задача:  Повторить склонения имен существительных.

Игровая задача: Посетить все падежи.

Содержание игры: Учитель представляет учащимся дом, в котором живут падежи. “Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово стол (окно, доска) в гости ко всем падежам”

Материалы: Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом (схема)

2. Сбежавший медведь

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы: “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о ...”

3. Бал

Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.

Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.

Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

 

Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

4. Найди окончание

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

Содержание игры:  “Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

Материалы: Карточки

· Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.

· Капля по капл... и камень долбит.

· Без букваря и грамматик... не учатся и математик...

· и т.д.

 

5. Дидактическая задача: Повторить склонения существительных.

Игровая задача:  Собрать яблоки.

Содержание игры: На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).

Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.

Материалы: Любой доступный по сложности текст.

6. Отрицательная наглядность (по методике Ш.А.Амонашвили)

Дидактическая задача: Сформировать умение находить ошибки.

Игровая задача: Помочь Незнайке.

Содержание игры: Незнайка написал свою историю так. Исправьте её.

Материалы: Специально оформленная карточка.

7. Командная игра-цепочка

Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.

Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.

Содержание игры и Материалы:

· Слушаю музыку, маму ...

· Пишу диктант, письмо, ...

· Строят башню, дом, ...

· и т.д.

 

8. Предложения – концентраты.

Дидактическая задача: Повторить падежи существительных.

Игровая задача: Составить осмысленные предложения.

Содержание игры:  Эти предложения почти готовы к употреблению на слух. Но необходимо “приготовить” их: поставить существительные в нужных падежах и, если необходимо, “сдобрить” предлогами.

Материалы:

· недалеко, горка, ребята, устроили, река.

· хорошо, лететь, ледяная, дорожка, санки.

· целый, река, слышны, голоса, день, звонкий, ребята.

· и т.д.

 

9. “Хитрый вопрос” (давайте передохнем).

Как правильно сказать:

· У рыб нет зуб.

· У рыбов нет зубов.

· У рыбей нет зубов.

правильный ответ: “У рыб есть зубы".

 

Приведем здесь конспект фрагмента урока с использованием дидактических игр.

 

1. Организационный момент.

2. Приветствие.

3. Игровое целеполагание.

Учитель: - На сегодняшнем уроке мы с вами посмотрим и проверим, как у каждого из нас работает такое важное человеческое свойство как память. Вот ученые, допустим, говорят, что человек ничего не забывает, все, что он когда-либо слышал или видел, записывается в его голове как на пленку магнитофона и никогда не стирается. Нужно только суметь это достать когда необходимо. Сегодня на уроке вам нужно будет “достать” все, что мы учили с вами по склонениям имен существительных.

4. Кто вспомнит, какой стишок мы учили, чтобы запомнить падежи?

Сколько падежей в русском языке?

Иван

Родил

Девчонку

Велел

Тащить

Пеленку;

 

5. “Поход в гости”.

Учитель: Давайте сходим в гости ко всем падежам и сводим к ним в гости такие существительные: Девочка, Хулиган, Мышь.

(Используется наглядность – красиво нарисованный шестиэтажный домик, в котором “живут падежи”. Один у доски – все хором повторяют.)

 

6. “Собери лукошко”.

Учитель: Вы знаете, что падежи существительных – хорошие друзья с предлогами. Некоторые предлоги характерны только для одного падежа, другие для нескольких. Так как мы собираемся в гости к падежам, неплохо было бы принести им гостинец. Дорога наша лежит через лес, давайте поищем здесь предлоги для падежей. У нас и падежные корзинки найдутся (используются 6 корзинок с наименованиями падежей, грибки с предлогами на шляпках). Но собирать предлоги нужно тщательно и положить падежам только его предлог.

 

И.П. -;

Р.П. – от, до, из, без, у, для, около, с;

Д.П. – к, по;

В.П. – в, на, за, через, про;

Тв.П. – с, за, под, над, между, перед;

П.П. – о, в, на, при.

Учитель: - Какая корзинка осталась пустая? (Им.П.)

- А какая всегда будет полной? (П.П.)

 

7. Падежи гостей любят, тем более что вы им подарки принесли, но без дела в их доме не сидят, они вам обязательно какую-нибудь игру придумают.

(5-6 человек из класса получают индивидуальные карточки)

“Хорошо (птичка) в золотой (клетка), а еще лучше на зеленой (ветка). Мне приходилось ездить на (автомобиль), на (трамвай), на (лошадь).” И другие предложения.

Задание: - Есть у падежей предложения-полуфабрикаты, но чтобы они стали настоящими существительные в них надо разморозить, и поставить в нужном падеже.

Учитель: - А остальным, чтобы не скучали, падежи предложат поиграть в них самих. Они даже свои именные обручи вам приготовили. Кому какой падеж нравится, берите и надевайте обруч с его названием. (Используются бумажные обручи на голову с наименованиями падежей.)

Каждый ученик надевает обруч какого-то падежа. Теперь он будет сам называть ключевое слово в этом падеже, когда оно встретится в тексте.

Учитель объясняет, что будет читать текст про ЛИСУ. Пред словом ЛИСА, он будет останавливаться, и это слово должен будет сказать тот ребенок и в той форме кокой этого требует контекст.

“Все знают хитрую … ЛИСУ. Во многих сказках рассказывается о … ЛИСЕ. Вот угощает … ЛИСА Журавля, и смеемся мы над журавлем и … ЛИСОЙ. А вот едет … ЛИСА на волке без хвоста. Волк поверил … ЛИСЕ и опустил хвост в прорубь, хвост и примерз. Да, русской сказки без … ЛИСЫ не представишь”.

 

3. Контрольный эксперимент.

Цель: Сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Содержание эксперимента:

Контрольный срез проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных»:

«Елка.

Вечером большую пушистую елку внесли в комнату. В комнате хорошо запахло смолой. Мама внесла коробки с игрушками. На верхушке елки заблестела большая красная звезда. Красиво закачались бусы, хлопушки, звездочки, флажки. На каждой веточке висели блестящие нити дождя. В школе у нас тоже будет елка. На уроках труда мы делали игрушки для елки. Шили костюмы и маски для выступления на школьном празднике елки».

 

Форма и требования к проведению контрольного среза совпадают с указанными для констатирующего эксперимента.

Результаты.

В ходе проведения опытно – экспериментальной работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний было установлено:

· В 3 классе, где наряду со стандартными методиками обучения использовались и игровые, средний балл по результатам контрольного эксперимента увеличился на 0,6 балла по сравнению с результатами констатирующего эксперимента;

· Разброс подготовленности учащихся вокруг средней в указанном классе снизился на 0,19 балла, что наряду с увеличением среднего балла, говорит о лучшем усвоении материала большинством учащихся;

· Успеваемость в классе, где игровые методики не применялись, увеличилась на 0,2 балла, а разброс подготовленности учащихся вокруг средней остался на прежнем уровне;

· Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что учащиеся усваивают и применяют усвоенные во время игры знания намного лучше, чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам.

 

Вывод.

Основываясь на результатах проведения опытно – экспериментальной работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний можно с уверенностью утверждать, что применение указанных методик в процессе обучения, и в частности – на этапе повторения знаний, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний учащимися, повышения количества и качества подготовленности младших школьников, актуализации интереса к дидактическому процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Теория и практика использования дидактической игры в учебно-познавательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики начального обучения.

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых методик на этапе повторения знаний, собрав воедино опыт знаменитых педагогов.

Основываясь на проведенных исследованиях и разработав систему игр для актуализации этапа повторения знаний на уроках русского языка в 3-х классах, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они неоднозначно указывают на то, что применение дидактических игр на этапе повторения знаний не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.

Методики, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении (порядка 2-х недель). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании на этапе повторения знаний, и в учебно-воспитательном процессе вообще, эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.

Информация о работе Игра как метод обучения в школе