Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:25, курсовая работа
Цель: доказать эффективность игровых средств для всестороннего развития детей младшего школьного возраста.
Задачи: изучение социальной литературы по данной проблеме; характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста; проведение педагогического эксперимента по данному исследованию; обобщение результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСВА
ОБУЧЕНИЯ
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры…………………………5
1.2. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и
игровой деятельности………………………………………………………...7
1.3 . Этапы формирования игровой деятельности детей ……………………..13
1.4. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка…………19
ГЛАВА 2 ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание игры………………………………………...……………………24
2.2. Практическая реализация игры…………………… ……………………...25
2.3 Анализ результатов, выводы и рекомендации……...…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28
Второй вариант. На первой тропинке
– тлеющий большой костер. На остальных
те же знаки, что и в первом варианте. Дети,
обосновав свои ответы, приходят к выводу,
что надо идти по первой тропинке, но с
начала потушить костер.
2.2.
Практическая реализация
игры.
Ребенку была дана картинка, на которой изображены тропинки. По краям тропинки расставлены этикетки с правилами поведения в лесу. Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник). По второй, узкой тропинке, тоже нельзя идти – между деревьями паук сплел свою паутину. По третьей тропинке – змея с детенышами греется на солнышке. Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем – гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.
Ребенок
выбрал четвертую тропинку, обосновав
свой выбор тем, что на первой тропинки
муравейник, его сложно обойти и
можно наступить. На второй тропинке
паутина. На третьей тропинки змея с
детенышами, она может укусить. А
вот по четвертой тропинке можно аккуратно
пройти.
2.3.
Анализ результатов,
выводы и рекомендации.
Анализ результатов: ребенок выбрал правильный вариант ответа и обосновал его.
Выводы: ребенок обладает хорошим уровнем экологических знаний, знаком с правилами поведения в лесу.
Рекомендации:
Во-первых, при выборе игры нельзя спешить и действовать в одиночку. Также никогда не надо принимать чужие игры на веру, без надлежащей проверки. Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.
Во-вторых, разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и никакое восстановление не сможет вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами ещё раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, ещё раз проверить – кто из учащихся может быть главным помощником в игре.
В-третьих, нигде никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и всё должно быть построено на добровольном сотрудничестве.
В-четвертых,
нельзя себе позволять играть с детьми
свысока или идти у них на поводу.
При этом, как бы ни было смешно и
весело в игре, необходимо соблюдать
все внешние признаки строгости и безотказной
требовательности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Ориентация
современной школы на гуманизацию
процесса образования и разностороннее
развитие личности ребенка предполагает
необходимость гармоничного сочетания
собственно учебной деятельности, в рамках
которой формируются базовые знания, умения
и навыки, с деятельностью творческой,
связанной с развитием индивидуальных
задатков учащихся, их познавательной
активности, способности самостоятельно
решать нестандартные задачи и т. п. Активное
введение в традиционный учебный процесс
разнообразных развивающих занятий, специфически
направленных на развитие личностно-мотивационной
и аналитико-синтаксической сфер ребенка,
памяти, внимания, воображения и ряда других
важных психических функций, является
в этой связи одной из важнейших задач
педагогического коллектива.
СПИСОК
ИССПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.
1.
Аникеева Н. П. Воспитание
2.
Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском
3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
4.
Выготский Л. С. Игра и ее
роль в психологическом
5.
Выготский Л. С. Воображение
и творчество в детском
6.
Давыдов В. В. Проблемы
7.
Дружинин В.Н. Психология
8. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - №2.
9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
10.
Марцинковская Г. Д.
11. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 1995.
12.
Особенности психического
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
14.
Симановский А. Э. Развитие
творческого мышления детей.
15.
Субботина Л. Ю. Развитие
16. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.
17.
Эльконин Д. Б. Избранные
18. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1991.
Информация о работе Игра как средство всестороннего развития детей младшего школьного возраста