Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа
Главной целью нашей работы является изучение возможностей методики использования игры на уроках русского языка.
Поставленная цель требует постановки и осуществления следующих задач:
изучение методической литературы, посвященной методическим возможностям игры; исследованию роли игровой деятельности в учебном процессе;
рассмотрение приемов и средств создания игровой ситуации на занятиях русской словесности;
определение учебно – воспитательного потенциала учебной игры;
анализ системы игровых упражнений и выработка рекомендаций использования игры на уроках русского языка.
Предметом исследования нашей курсовой работы является игровая деятельность, объектом исследования – методические приемы её использования в учебном процессе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава первая. Деятельностный подход к пониманию игры как важного учебно – воспитательного средства.
Понятие игры. Игровая деятельность……………………………………………………………..7
Возможность использования игры в педагогическом процессе………………………………………………………………….14
Глава вторая. Использование игры на уроках русского языка.
2.1. Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции……………………………………………….19
2.2. Анализ уроков с использованием игровой деятельности……………24
Заключение………………………………………………………………………30
Приложение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот).
Методические цели и задачи:
- Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся;
- развитие речи учащихся;
- сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся;
- воспитания у учащихся чувства языка.
Условие: Учитель записывает на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Дети отгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно, по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или три возможных ответа.
Примерная запись на доске:
Задание: Сделайте неполные слова полными.
Примерные ответы:
комната, вокзал, доклад, телевизор.
Методические цели и задачи:
- развитие у учащихся эрудиции, смекалки, находчивости, мышления;
- развитие речи учащихся;
- воспитание у учащихся любви к русскому языку;
ЭСТАФЕТА ВОСТОРГА ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» )
Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения.
Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения.
Методические цели и задачи:
- дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;
- знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие речи учащихся;
- развитие чувства коллективизма у учащихся;
- воспитание у учащихся чувства языка.
К разделу «Синтаксис».
УГАДАЙ ПОДЛЕЖАЩЕЕ! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». )
Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки.
1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево )
2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья )
3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница )
4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья )
5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок )
6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. ( Ухват )
Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.
Методические цели и задачи:
- знакомство учащихся с главными членами предложения;
- знакомство с подлежащим;
- развитие у учащихся смекалки, находчивости;
- воспитание у учащихся чувства языка.
ПРИДУМАТЬ НЕБЫЛИЦУ ЗА 10 МИНУТ.
Задание: Учитель пишет какую- либо фразу ( или несколько ), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому.
Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:
Когда
записан ответ на последний
вопрос, листок весь разворачивается
и с выражением читается
Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса).
Методические цели и задачи:
- развитие у учащихся чувства коллективизма;
- развитие воображения, мышления, находчивости;
- воспитание у учащихся любви к русскому языку.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ.
К теме «Лексическое значение слова. Толковые словари».
Задание: Угадать о чем идет речь.
Условие: Каждая команда получает одинаковое задание. Кто быстрее догадается о чем идет речь, поднимает руку и отвечает. Выкрики не защитываются.
Самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». (Правда)
Синонимы
истина
справедливость
Методические цели и задачи:
- развитие у учащихся мышления, логики, воображения;
- воспитание
у учащихся чувства языка, любви к русскому
языку.
ИГРА СЛОВАМИ ДЛЯ ГИМНАСТИКИ УМА.
Загадки – шутки – особая
разновидность загадок. Они
Отгадать загадку – шутку очень сложно. Но это и необязательно. Дети удовлетворяются ответом, который получает от своего учителя, зато потом сами будут охотно предлагать эти загадки своим друзьям, одноклассникам и радоваться возможности сообщить подходящий ответ. Не следует предлагать ребятам больше одной – двух загадок – шуток в один раз.
Приведенные
ниже загадки – шутки учитель
может использовать в качестве
игровых, конкурсных, олимпиадных
заданий на уроках русского
языка, а также во внеклассной,
- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – Соня).
- Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой).
- Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой).
- Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы – мы – ты).
- На что похожа половина яблока? (На другую половину).
- Чем кончается
как день, так и ночь? (Мягким знаком)
(17; 67 – 70, 97 – 99).
Итак, исследовав проблему игры в учебной деятельности, мы пришли к следующим выводам. Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивида, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и духовном опыте данного общества.
Особенно велика роль игры для подрастающего поколения. Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, скопировать увиденное когда - либо действия, и тем самым ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в будущих жизненных ситуациях.
Игра хранит и передает по наследству огромную сумму духовных, ценностях эмоциональных человеческих проявлений. Традиционные формы досугово - игровой деятельности народа, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально – психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п.
Тезаурус
игр огромен и рассчитан
1.Культура, которую создал человек, — это, в первую очередь, игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Воспитание детей — самый запутанный и сложный вид творчества человека. Он требует создания системы просвещенной, гумманизированной культуры родительства, наставничества, цивилизованной школы, в которой необходимо найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей.
2. Изучив философский подход к «человеку играющему» (Хейзенги), мы убедились в том, что игра — явление космического замысла, она феномен ноосферы и способна гарантировать гармоническое совместное развитие человека и биосферы, о чем писал В.Вернадский. В равной степени играют силы природы, искрятся игрой музыка Россини, полотна Рериха, поэзия Пушкина, драматургия Шекспира. Междоусобицы и разборы — это ролевые игры людей. Политические игры стали нормой. Современное общество проявляет особое игровое сознание: игровые раунды разыгрываются как на политической арене, так и в повседневной жизни. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен.
3.
Изучив различные теории
4. Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.