Игра на уроках словесности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание

Главной целью нашей работы является изучение возможностей методики использования игры на уроках русского языка.
Поставленная цель требует постановки и осуществления следующих задач:
изучение методической литературы, посвященной методическим возможностям игры; исследованию роли игровой деятельности в учебном процессе;
рассмотрение приемов и средств создания игровой ситуации на занятиях русской словесности;
определение учебно – воспитательного потенциала учебной игры;
анализ системы игровых упражнений и выработка рекомендаций использования игры на уроках русского языка.
Предметом исследования нашей курсовой работы является игровая деятельность, объектом исследования – методические приемы её использования в учебном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава первая. Деятельностный подход к пониманию игры как важного учебно – воспитательного средства.
Понятие игры. Игровая деятельность……………………………………………………………..7
Возможность использования игры в педагогическом процессе………………………………………………………………….14
Глава вторая. Использование игры на уроках русского языка.
2.1. Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции……………………………………………….19
2.2. Анализ уроков с использованием игровой деятельности……………24
Заключение………………………………………………………………………30
Приложение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

    5. Игра одновременно — развивающая  деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И вместе с тем "многочисленные игры ребят — работа", считал Януш Корчак, в которой не может быть "надо" и "не надо".

    6. Современная гуманистическая школа  нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок — автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

    7. Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все  "наше" — "наши игрушки", "наши песочницы", "наши дворы", ибо игра — совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь также все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.

    8. Игры ценны автономно, но прежде  всего в системе их использования. Системность игровой практики — это периодичность и длительность использования целенаправленных программ (групп, комплексов, "цепочек") игр, ориентированных на решение конкретных воспитательных задач, на конкретные жизненные ситуации.

    9. Принципиально применение собственно  игр, равно как принципиально  использование игровых форм труда,  познания, художественного творчества, спорта, соревнований; использование элементов игр в сочетании с неигровой деятельностью в пропорциях, соответствующих различным возрастам учащихся и здравому смыслу.

    10. Возникла сверхзадача — создать  игровую образовательную систему, в которую войдут игроучебники, игровые дидактические аксессуары, игрокниги, популяризующие школьные науки; дидактические игротеки (компьютерные учебные игры; настольные развивающие игры; программы игр по всем учебным предметам и др.). Игровая образовательная система — это игроклассы, игроуроки, игровые городки в школьных дворах, игротеки на правах библиотек, игровая "наглядность" школьных кабинетов и коридоров, специгры в школьных рекреациях и произвольная система стихийных детских самобытных игр, длительно хранящихся в опыте поколений детей. Важна перспектива создания для детей и взрослых центров развлечений с динамикой развития игры: игровая техника, игрушки для дошкольников; игровые автоматы для подростков и юношества; межвозрастные спортивные игротренажеры; игры для профессионального обучения и как высшая форма — компьютерные игры. 'Важно возобновление традиций создания литературы по игре для всех слоев населения, прежде всего для детей. Неоценима роль коммуникативных средств, особенно телевидения, как пропагандистов игры.

    11. Вместе с тем, как полагал  когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному. Виды и сюжеты игр имеют и определенную стабильность, и вечно меняющуюся динамику и диалектику. Дидактизировать игру трудно, ибо дети практически всегда сами ставят себе в играх цели, сами выбирают средства и способы для их осуществления, сами вырабатывают игровые действия, опираясь на условные правила, что поддерживает их бесконечное творчество, помогает занижать более высокие позиции, чем в обыденной жизни.

    12. Игра — реальная и вечная  ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

    Искусство игры — важная часть жизненной  стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

    Субъективное  понимание игры, онтогенез игровых  форм, историческое развитие игровой культуры мы пытались рассмотреть в единстве, выясняя для себя вечные вопросы, что такое игра и какое место она занимает в жизни современного школьника.

    Игровое поведение является одной из важнейших  из составляющих бытового поведения  человека. Во многих игровое поведение является определяющим индивидуумом. Человек как бы носит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации в которую он попадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроения которое им владеет, игра становится универсальным адаптером индивидуума к реальности, способом приспособления человека к окружающему миру.

    Это на наш взгляд, специфика современной  роли игры, которая выходит за пределы  той роли которая обычно существует у детей: обучение, познание окружающего  мира.

      Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание  общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных  действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Игра в жизни щкольника и школьном процессе имеет огромную роль.

     В своей работе мы приводим конкретные примеры создания игровых ситуаций на уроках русского языка как пример дидактической обучающей игры. Мы проанализировали методический аспект конкретных упражнений – игр, их можно использовать на уроках словесности. Эти упражнения мы рекомендуем использовать учителю в своей педпрактике. 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 

                                   Приложение 

        Очень важной частью по развитию  мелкой моторики у детей является  «пальчиковые игры». Игры эти  очень эмоциональные. Они увлекательны  и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,  умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обоих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

1.Руки кверху  поднимаем,                              руки вверх

   А потом  их опускаем,                                  руки вниз

   А потом  их разведем                                    руки в стороны

   И к  себе скорей прижмем.                           руки вниз, прижать к бедрам

   А потом  быстрей, быстрей                         

   Хлопай, хлопай веселей!                               хлопки в ладоши 

2.Мы писали, мы писали,                      кисти рук сжимаем в кулак

   А теперь  все дружно встали              встать, выпрямиться, голову держать   

                                                                                             Прямо.

Ножками потопаем,                                 топаем

Ручками похлопаем                                  хлопки в ладоши

Затем пальчики сожмем                           кисти рук сжать, выпрямить

Сядем и писать начнем.                           Тихо сесть 

3.Мы писали, мы  писали                      кисти рук сжать, выпрямить

   Наши  пальчики устали.

   Вы скачите,  пальчики,                      постукивание подушечками пальцев по

  Как солнечные  зайчики.                      Парте

  Прыг –  скок, прыг – скок-                 движение то же, но в данном ритме

  Прискакали  на лужок.

  Прыг –  скок, прыг – скок-                 движение то же, но в данном ритме

  Прискакали  на лужок.

  Ветер травушку  качает                   поднимаем руки вверх и качаем в стороны

  Влево, вправо  наклоняем                наклоны

  Вы не  бойтесь ветра, зайки

  Веселитесь  на лужайке.                    Прыжки 
 

                  Список использованной литературы 

1.Грубер Е. Этимологический словарь русского языка, М.: «Лонид – Пресс», 2001, с.195.

2. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1999, с.235.

3. «Психологический  словарь», Ростов – на – Дону, 2003, с.145.

4. «Современный  словарь по педагогике», Минск, 2001, с.250.

5. «Философский  энциклопедический словарь», М.: «Советская энциклопедия», 1983, с.195.

6.Аникеева Н.П.  Игра в педагогическом процессе, Новосибирск, 1989, с.234 – 272.

7. Аникеев Н.П.  Педагогика и психология игры, М, 1986, с.138 – 164.

8. Вуарен Н.  Что такое игра? // Культура, 1982, №4, с.24 – 38.

9. Газман О.С.  Социальные аспекты развития // Советская педагогика, 1988, №5, с.37 – 56.

10. Давыдов В.В., Зинченко В.П.  Принцип развития в психологии // Вопросы философии, 1980, №12, с.47 – 60.

11. Добрынская  Е.И. Свободное время и развитие личности, Ленинград, 1983,  с.123 – 158.

12. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста, М: 1987, с.63 – 82.

13. Крутецкий  В.А. Психология, М, 1986, с.63 – 64.

14 . Ладенко И.С.  Игровое моделирование методологии и практики, Новосибирск, «Наука», 1987, с.94 – 116.

15. Минскин Е.М.  От игры к знаниям, М, 1982г, с.167.

16.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, Санкт – Петербург, 2002, с.485 – 496.

17. Синицын В.А.  Путь к слову, М, 1996, с.67 –70, с.97 – 99.

18. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии, М, 1999, с.190 – 192.

19.Спиваковская  А.С. Игра – это серьёзно, М, 1891, с.5 – 7.

20. Фрёбель Ф.  Воспитание человека // Хрестоматия по истории педагогики, 1994, с.355 – 356.

21.Шанский И.М.  О курсе и русская словесность на продвинутом этапе обучения (X – XI) // Русский язык  в школе, 1994, № 5, с.12-16. 
 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Игра на уроках словесности