Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа
Цель курсовой работы –рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию учения школьников.
введение…………………………………………………………………… 3-4
1. Немного об истории игры………………………………………………... 4-6
2. Педагогические возможности игры…………………………. ………... 6-13
3. 1 Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры? .. 6-7
3. 2 Процесс и цели игры………………………………………………… 7-9
3. 3 Функции игры………………………………………………………… 9-10
3. 4 Дидактические игры………………………………………………... 10-11
3. 5 Структура проведения урока – игры……………………………. 11-13
Условие эффективности игры………………………………………... 13-14
Деловые игры……………………………………………………. ……... 15-17
Заключение………………………………………………………………17-18
Игры, в которые играют………………………. ………………………...18-21
литература …………………………………………………………………...22
Игра в педагогическом процессе - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство образования
Российской Федерации
Новгородский Государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Институт непрерывного педагогического
образования
Кафедра педагогики
Игра в педагогическом процессе
Курсовая работа по дисциплине:
педагогика
Руководитель:
к. п. н. , доцент Горычева С. Н.
“____” ________2002г.
студент гр. 1131
“____” ________2002г.
Великий Новгород
2002г.
План.
введение………………………………………………
Немного об истории игры………………………………………………...
4-6
Педагогические возможности игры………………………….
………... 6-13
3. 1Как воспитательные
задачи можно решать с помощью
игры? .. 6-7 3. 2 Процесс и цели игры……………………………
3. 3 Функции игры…………………………………………………………
9-10
3. 4 Дидактические игры………………………………………………...
10-11
3. 5 Структура проведения урока – игры…………………………….
11-13
Условие эффективности игры………………………………………...
13-14
Деловые игры…………………………………………………….
……... 15-17
Заключение…………………………………………
Игры, в которые играют……………………….
………………………...18-21
литература …………………………………………………………………...
1. Введение.
Цель моей курсовой работы –рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию учения школьников.
Тема игры в педагогическом
процессе очень актуальна, т. к. игра
– мощнейшая сфера “самости”
Психологи считают, что в
целом уровень психического и
физического развития детей–семилеток
позволяет им успешно справляться
с систематической учебной
Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки. У ребёнка есть опасение и по отношению к сверстникам: сможет ли он учиться как все, будут ли с ним ребята дружить, не будут ли его обижать?
Психологическая напряжённость усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни– режим ученика –предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшей группой детского сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость к болезням. Всё это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, к учению.
Физическое и психическое
самочувствие первоклассников обычно
стабилизируется через полтора–
Я хочу рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.
Методами исследования предмета
являются в основном наблюдение за
уроками –играми, сравнение их с обычными
уроками, опрос детей на предмет предпочтения
форм урока, заметки учителей по этому
вопросу.
2. Немного об истории игры.
История возникновения игры
как способа решения
Д. Б. Эльконин в книге “Психология игры”предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это– признаки игры.
В этих случаях происходит
выделения из целостной реальной
и жизненно важной трудовой деятельности
той её части, которая может быть
названа ориентировочной в
Таким образом, можно с
уверенностью сказать, что первые игровые
формы возникли ещё в слаборазвитых
общинных формациях. Они могли выступать
как средство обучения, коллективо-образования,
передачи информации. При этом они наделялись
высшим магическим смыслом для обеспечения
защитной функции перед силами природы.
Так возникли ритуальные игры.
Выделяют следующие признаки ритуальной
игровой формы:
имитация реальной трудовой деятельности;
осуществление совместной деятельности
по поиску выхода из кризисной ситуации;
разыгрывание ролей;
наличие магического смысла.
С развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной –к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры–театрализованные представление и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.
Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они– средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была –детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.
Немецкий психолог К. Гросс,
первым предпринявший попытку
Игра, по мнению многих учёных,
есть вид развивающей деятельности,
форма освоения социального опыта,
одна из сложных способностей человека.
3. Педагогические возможности игры.
3. 1 Как воспитательные задачи можно решать
с помощью игры?
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное– учёба, должен быть педагогически продуманным.
Изучение развития детей
показывает, что в игре эффективнее,
чем в других видах деятельности,
развиваются все
Игра –наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру–это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок.
Вся детская деятельность
синкретична, т. е. в известной степени
слитна, неразделима. И это единство возникает
благодаря воображаемой, условной ситуации,
в которой происходит процесс детского
творчества. Игра как бы синтезирует познавательную,
трудовую и творческую активность. Любое
новое занятие или умение, приобретённое
в школе, побуждает его к действию с ним.
Характер же этого действия игровой, наиболее
понятный для детей из их прежнего опыта.
3. 2 Цели и процесс игры.
Так как игра –основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они– особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она “бесцельна”: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это– осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во “взрослую” жизнь. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.
Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может
происходить как
Как уже было сказано, игра –вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра–средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий. В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д. Игра в педагогическом процессе может “сливаться”с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.
Какие же задачи может помочь
реализовать педагогу игровая деятельность?
Прежде всего, это установление контакта
с ребёнком. Говоря о таком способе
установления контакта, педагоги называют
его контактом содружества, сотворчества,
лучшим способом вступить в доверительские,
дружеские отношения с
Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра–всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.
Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это– мощное стимулирующее средство. 3. 3 Функции игры.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции: Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция –создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция
– объединение детей и
Информация о работе Игра в педагогическом процессе и ее особенности