Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:29, реферат

Описание

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Содержание

Введение 3
Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. 4
Этапы формирования игровой деятельности детей. 9
Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 14
Заключение 17
Список литературы: 18

Работа состоит из  1 файл

Реферат по спецухе.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

МПСУ

Кафедра логопедии

Факультет логопедии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по 

Специальная дошкольная педагогика

  на тему:

«Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием» 
 
 
 
 
 

                                                          

                                                        

                                                         Выполнила: студентка группы 29 ЛЗВ

                                                        Лавренова Т.В.

                                                         Приняла:                                                                              

                                                         К.п.н. Разуван Е.И.                                 
 

                                     Москва 2012 год.

 

Содержание

 

Введение

     Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. 
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

 

Значение  игры для всестороннего  развития личности  ребёнка.

     Значение  игры для всестороннего развития личности  ребёнка.

     Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с  предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

     Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

     Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом  своей культуры подрастающему поколению.

     Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности.

     Задачи  всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при  условии сформированности психологической  основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

     Умственное воспитание детей в игре.

     В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных  психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о  воспитании гармоничной  личности.

       Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

     Ребенок приобретает  опыт в собственной  деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления  обогащают его духовный мир, и  всё это находит отражение в игре.

     Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых  игровых  способов познания действительности. Ребенок  поит куклу из чашки, затем  заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи   ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

     Игра  представляет собой  особую форму  познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит  в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

     Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне  игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную  основу.

     Особенно  показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.

     Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить  собой образ другого человека  - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.

     Воспитательные  возможности игры наиболее полно  реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой  деятельности.

     Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Психолог  Д. Б. Эльконин выделил 3 стадии этого процесса.

     1. Ребенок сосредоточен на познании  свойств и качеств предметов,  возможности действия с ними. Удовлетворив  свой интерес к  предметам, ребенок начинает  проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Т. о. На этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.                      

     2. Интерес детей перемещается в  сферу взаимоотношений взрослых.

     Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.

     3. Предметные действия, даже самые  привлекательные, ребенок подчиняет  главной игровой цели, определяемой  игровой ролью. Центром внимания  становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, т. е. деятельность дошкольников  приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения  игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним.

     Обеспечить  усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, одновременно сохранить  творческий, самодеятельный характер игры,  возможно лишь при правильном  педагогическом руководстве.

     С помощью игровых обращений можно  активизировать формируемые у детей  нравственные отношения и пополнить  развиваемый сюжет многочисленными  эпизодами. Педагог легко достигает  требуемой цели, если вступает с  детьми в ролевые отношения. Советы, предложения, вопросы, напоминания взрослого должны адресоваться ребёнку – исполнителю определённой роли. Педагог руководит игрой, активизируя и совершенствуя нравственный опыт дошкольника. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком моральном уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.

     Игра  дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность  использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

     На  существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

     Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

     У эмоционально активных ярко выражен  интерес к игре в целом и  к действиям с одним или  несколькими предметами.  Они  играют  в течение длительного времени. Совершают  с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

       У эмоционально пассивных детей  игра носит характер беглого,  поверхностного ознакомления с  игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

     Развитие  эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.

     Необходимым условием возникновения полноценной  игры является развертывание в ней  социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений  между персонажами. Наблюдение за игрой  дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться.

     Особенно  следует подчеркнуть, что уровень  эмоциональной ориентации ребенка  на сверстника, характер эмоциональной  отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры.

 

 Этапы формирования игровой  деятельности детей.

     Первым  этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она  представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

     Следующий этап игровой деятельности получил  название Отобразительной игры, в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

     На  рубеже первого и второго годов  жизни ребёнка развитие игры и  предметной деятельности смыкается  и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и  в способах действий наступает следующий  этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

     На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений  между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

     Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность  выработать более чёткий, систематизированные  рекомендации по руководству игровой  деятельностью детей в различных  возрастных группах.

     Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Информация о работе Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием