Технология
ИФО выступает своеобразным промежуточным
звеном между теорией и практикой обучения
и представляет собой « объемную проекцию
» дидактики педагогического вуза
на практическую деятельность учителей
и учащихся.
В заключении первой части
моей курсовой работы необходимо
отметить, что учебная игра есть творческое
повторение конкретной человеческой деятельности
на глубоко личном уровне с элементами
оригинальной новизны, полезности и значимости
в условиях самостоятельности или соревнования
с соперниками. И в этом заключен весь
смысл ИФО.
Педагогической аксиомой является
положение, согласно которому
к развитию интеллектуальных
способностей, самостоятельности и
инициативности, деловитости и ответственности
студентов и школьников может привести
только представление им подлинной
свободы действий в общении. Вовлечение
их в такую деятельность, в которой они
не только поняли бы и проверили бы то,
что им предлагают в качестве объекта
усвоения, но и на деле убедились в том,
что их успехи в саморазвитии, их судьба
как специалиста в изначальной степени
зависит от их собственных усилий и решений.
Важнейшим условием реализации данной
аксиомы в педагогической практике является
ИФО, да и игровая подготовка к реальной
жизни и ее изменении[2 стр. 39]
Глава 2
2.
1. Практическая часть.
Для
исследования игровой деятельности
в процессе обучения, я воспользовался
методами научно-педагогического исследования
и для изучения практической стороны моей
работы я обратился к методам изучения
опыта. При изучении педагогического опыта
я использовал следующие методы:
*анкетирование;
*беседа;
Исследования
по использованию игровой деятельности
в учебном процессе проходили
в школе №3 города Волхова.
Для
выяснения целей и задач игры
как метода обучения, в каких случаях
и на каких этапах она проводится,
было проведено анкетирование с учителями
этой школы (см. приложение №1).
Анализ
анкетирования учителей-предметников
показал, что только 4 из 10 постоянно
используют дидактическую игру в
учебном процессе. От учителей-предметников,
которые никогда не применяли
дидактические игры были получены следующие
ответы:
- одни считают,
что их предмет является одним из самых
сложных предметов в школьной программе
и поэтому, для усвоения учебного материала
нецелесообразно использовать игры;
- другие полагают,
что у них уже отработаны свои методы обучения
и нет необходимости их менять;
- третьи считают,
что организовать процесс обучения, используя
дидактические игры, довольно сложно и
более приемлемо организовывать педагогический
процесс в форме урока и использовать
устоявшиеся методы обучения.
Но
остановимся на опыте организации игровой
деятельности конкретного учителя-предметника.
Это – учительница истории 5-7 классов.
Стаж работы в школе – 12 лет. Последние
4 года применяет дидактические игры и,
по её словам, довольно успешно. Исследования
проходили на уроках истории среди 5-ых
классов. Опираясь на результаты исследования,
я выяснила, что на уроках она использует
различные формы игр: индивидуальную,
групповую, коллективную. Выбор формы
зависит от целей и задач игр. Цель выбирается
в зависимости от результата, которого
необходимо добиться.
На
её взгляд, использовать игру предпочтительно
на этапе проверки или закрепления
учебного материала. По её словам, анализ
результатов проведённых игр показывает,
что происходит закрепление и улучшение
знаний, развитие психологических качеств
учеников, воспитание у учащихся речи,
умение правильно и логично излагать свои
мысли, развитие умения находить оптимальные
решения и т. д.
Исходя
из своего педагогического опыта, учительница
делает вывод, что дети любят игры на уроке,
но не всегда выполняют правила. Чаще всего
это бывает в групповой игре, где дети
пытаются помочь друг другу. В этом случае
она не прекращала игровой процесс, но
делала более жесткими правила игры.
По
её мнению, игру нельзя применять в
следующих случаях:
- если игра
не соответствует уровню развития учащихся,
т. е. даже при четком объяснении правил
вызывает определенную трудность при
их выполнении. На её взгляд это не способствует
закреплению знаний, а рассеивает внимание
на решение отвлеченных от темы задач.
- если дети
не хотят играть;
- если игра
новая – новые игры должны быть проверены;
Учительница
отметила, что на протяжении всего
процесса игры на уроке необходимо
внимательно следить, чтобы не возникла
конфликтная ситуация между детьми
и не испортились взаимоотношения в классе.
Если она это замечала, то вмешивалась
в ход игры и отвлекала внимание детей
на решение других проблем в самой игре.
Она
считает, что игра помогает учащимся
развиться в личностном плане. Это
и умение сотрудничать со сверстниками,
умение выслушать и принять мнение других
и т. д.
Для
того, чтобы понять, как сделать
использование игр более эффективным
для обучения и воспитания учащихся,
как использовать игры и на каких этапах
предпочтительнее, я провел исследования
среди учащихся 5ª класса школы №7, предложив
им ответить на вопросы анкеты (см. приложение
№2).
Анализ
ответов учащихся этого класса дал
следующие результаты:
- Игры на уроках
нравятся всем учащимся без исключений.
- Большинство
учащихся хотели бы играть на каждом уроке,
но если только эта игра им интересна.
- Дети больше
всего любят групповую форму игр. По-видимому
это объясняется стремлением к общению
со сверстниками, стремлением поделиться
с ними своими мыслями, фантазиями, а также
утвердить свой авторитет среди товарищей.
- Первое место
по играм занимает урок истории, где учитель
позволяет детям делать инсценировки
различных исторических событий, предлагает
придумать свой ход событий и т. д.
- Учащимся
может не нравиться игра, в случае, если
при организации игры не учитываются интересы
учащихся, содержание игры не соответствует
теме урока или увлечениям учеников.
- Желание учеников
участвовать в игре очень часто зависит
от их взаимоотношений с учителем, вследствие
чего учителю необходимо четко продумывать
свои действия, прослеживать реакцию учеников
на эти действия и делать выводы.
- Большинству
учеников нравится в игре побеждать. По-моему
мнению, это стремление к победе обеспечивает
обучение и развитие учащихся в игровой
деятельности.
Таким
образом, анализ опыта работы учителя-предметника
и исследование игровой деятельности
учащихся на уроках позволили мне обнаружить
следующие негативные стороны в использовании
игр в процессе обучения:
- во-первых,
нередко объяснение правил и демонстрация
игры занимает много времени (особенно
у учителей с небольшим опытом организации
игр). Часто это приводит к тому, что дети
не успевают за оставшееся время изучить
или закрепить материал;
- во-вторых,
нередко нарушается механизм игры, т. е.
нарушается строгий порядок выполнения
игровых действий. Чаще всего это наблюдается
в групповых и коллективных формах игр,
что приводит к путаницам, а главное, к
сомнительным результатам;
- в-третьих,
после проведения игр (и это особенно касается
младших и средних классов) бывает трудно
восстановить дисциплину в классе, на
что жалуются учителя, к которым приходят
дети на следующий урок;
- в-четвертых,
при проведении парных, групповых и коллективных
форм игры соревнование между детьми,
бывает, перерастает в нездоровое соперничество,
что не всегда успевают заметить учителя,
а тем более предотвратить. Это приводит
к испорченным взаимоотношениям между
детьми вне игры.
Таким
образом, анализ наблюдений за игровой
деятельностью и её результатов
позволил выявить, что использование
игровых форм обучения не всегда является
эффективным методом для укрепления или
расширения знаний.
Для
учителей и педагогов, которые применяют
игры в учебном процессе, я разработал
следующие рекомендации:
- Во-первых,
при выборе ИФО нельзя спешить и действовать
в одиночку. Также никогда не надо принимать
чужие игры на веру, без надлежащей проверки.
Необходимо самому убедиться в эффективности
и привлекательности ИФО, поиграв с коллегами
и хорошо играющими детьми.
- Во-вторых,
разработанные игры не стоит сразу нести
в класс. Часто бывает так, что игра останавливается
внезапно на самом интересном месте и
никакое восстановление не сможет вернуть
прежний ход игры. Чтобы этого не произошло,
необходимо поработать с коллегами ещё
раз, посмотреть какие были трудности,
особенно в коллективных играх, ещё раз
проверить – кто из учащихся может быть
главным помощником в игре.
- В-третьих,
нигде никогда и никого нельзя заставлять
играть. Все люди равны перед арбитром
и всё должно быть построено на добровольном
сотрудничеств.
- В-четвертых,
нельзя себе позволять играть с детьми
свысока или идти у них на поводу. При этом,
как бы ни было смешно и весело в игре,
необходимо соблюдать все внешние признаки
строгости и безотказной требовательности.
2.2 Вывод по главе.
На
основе анализа литературы я раскрыл
такие аспекты темы, как история игр, понятие
игры и ее цели ,функции и процесс, технология
разработки и организации игровых форм
обучения.
В практической части, на основе
анализа результатов исследований
процесса игровой деятельности учащихся
и опыта работы учителя, я сделал следующие
выводы по задачам, поставленным в начале
курсовой работы:
- назначением
игровой деятельности в процессе обучения
является помощь учащимся в расширении
их кругозора и закреплении учебного материала,
а также развитие психологических и личностных
качеств;
- в школах
довольно часто используют игровые формы
обучения на уроках, но этот метод не всегда
бывает эффективным, т. к. помимо положительных
сторон в использовании игр существуют
и негативные стороны, что не всегда принимается
во внимание учителями при организации
игровой деятельности.
Также
необходимо отметить, что при четком
продумывании, правильной разработке
и правильной организации игровых
форм, результаты при достижении поставленных
целей налицо.
Список используемой литературы:
- Запорожец
А. В. Развитие произвольного поведения
у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,
2001. - 289 с.
- Манулейко
З. В. Изменение моторики ребёнка в зависимости
от условий и мотивов. - М.: Просвещение,
1999. -269 с.
- Менджерицкая
Д. В. Воспитателю о детской игре. - М.: Наука,
2002.-282 с.
- Пидкасистый
П. И. Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении
и развитии. - М.: ЭКСМО, 1998. -196 с.
- Хейзинга
И.В Человек играющий. - М.: Наука, 2000.-292
с.
- Шмаков С.
А. Её величество игра. - М.: Высшая школа,
1989.-256 с.
- Штерн В.И
Психология раннего детства. - М.: Наука,
2001.-345 с.
- Эльконин
Д. В. Психология игры. - М.: Просвещение,
1999.-378.
Приложение 1
Анкета
для учителей.
- Используете
ли вы игры в педагогическом процессе?
- Какие формы
игры вы считаете наиболее успешными в
учебном процессе?
- В каких случаях
вы используете игру?
- На каких
этапах урока предпочтительнее на ваш
взгляд использовать игру или её элементы?
- Какую цель
вы чаще всего преследуете, используя
дидактическую игру?
- Считаете
ли вы целесообразным использовать игру
на уроке?
- Каких результатов
чаще всего вы хотите добиться и удаётся
ли вам это сделать?
- Любят ли
дети игру на уроках?
- Выполняют
ли дети все правила игры?
- В каких случаях
не нужно применять игры?
- Какие психологические
качества ребёнка развивает игра?
- Целесообразно
ли использовать игру для развития качеств
личности учащегося?
Приложение
2
Анкета
для учащихся.
- Нравится
ли тебе, когда учитель использует на уроке
игру?
- Как часто
ты бы хотел, чтобы игра использовалась
на уроке?
- Какую форму
игры ты любишь больше: индивидуальную,
групповую или парную?
- На каких
уроках тебе нравится играть (перечисли)?
- Бывают ли
случаи, когда тебе не нравится игра и
почему?
- Зависит ли
твое желание от учителя, использующего
игры?
- Что тебе
больше всего нравится в игре?