Игровые технологии на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:05, творческая работа

Описание

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы все дети на уроках хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, приходим к выводу, что одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком в начальной школе является использование игр.

Работа состоит из  1 файл

Казахский университет международных отношений и мировых языков.docx

— 51.84 Кб (Скачать документ)

 

                                          Введение 

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы  все дети на уроках  хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над  этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое  разнообразие приемов организации  учебной деятельности, приходим к  выводу, что одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком в начальной школе  является использование игр.

Так что такое Игра?

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть?

 

 О возможностях  использования игрового метода  известна давно. Многие ученые, исследователи занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, обращали внимание на то, насколько эффективно является использование игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляется особо полно, а порой  и  неожиданно способности любого человека, в независимости от социального или материального положения. Й.Хейзинга  отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.

В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.  
Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, наоборот, является  одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий. 

Однако, несмотря на то, что  технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.  
Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная,   требующая анализа. 

В игре создаются  благоприятные условия для дальнейшего, более глубокого освоения и отработки  знаний, норм поведения, что приводит к эффекту общего развития. Сама игра является поразительным и замечательным  феноменом человеческой культуры, и  развитие любых её компонентов является огромной самостоятельной ценностью 

Главная идея  заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с интересным, серьезным трудом, способствовала успешному усвоению изучаемого  материала.

Цель  исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научно-теоретическое и практическое технологий в процессе преподавания иностранных языков.  
Объект исследования – игровые технологии в процессе изучения иностранных языков. 

Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих  достижению главных целей обучения иностранного языка. 
Гипотеза исследования – если:  
- построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий, то они будут способствовать успешному овладению учащихся иностранного языка, так как у них формируется большой интерес к предмету, активизируется их участие на уроке, стимулируется их отношение к более глубокому изучению иностранного языка. Все это способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции, обогащению их знаний о стране изучаемого языка, развитию их кругозора и т.д.

Методологической  основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области:  
- психологии (Д.Б. Эльконина)  
- психолингвистики (П.Я. Гальперина);  
- педагогики (лингводидактики (Н.Д. Гальсковой);

-методики преподавания иностранного языка (А.Н. Леонтьева). 

 

 

Глава 1. Игровые технологии как  условие создания мотивационной  основы обучения иностранному языку

 

1.1. Анализ теоретических основ игровой технологии

 

Повышение мотивации обучающихся  к учебной деятельности – это один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)».

Мотивация определяет значимость того, что учениками познается и усваивается, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.

Особенность иностранного языка  как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает  иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.

Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности людей  изучающих иностранный язык, связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, то есть владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

Проблема использования  игровых технологий в организации  учебных занятий в дидактике  освещена недостаточно и часто носит  формальный характер. Между тем, привлечение игры как приема обучения на уроках, что ни  есть действенный инструмент управления учебной деятельностью, который  активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.

 

В психологической  концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.

По мнению Д.Б. Эльконина, (стр.25.)«человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» то есть, в любой деятельности требуется определенное усилие, активность и самое главное труд.

В «Большой энциклопедии» (стр.58) игра описывается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)». Но это нам не подходит, так как наша игра не только забава, она носит за собой смысл, а именно в более доступной форме дать объяснение той или иной теме.

Наиболее подходящим для нас является определение, данное А. А. Деркачом, (стр.127) учебной называется игра, используемая в учебном процессе в  качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.

Это означает, то, что игра является средством активизации речевого общения. Особенно это важно для стеснительных, замкнутых, не уверенных в себе детей – ведь игра создает естественную ситуацию для коммуникации и помогает преодолеть языковой барьер.

В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Причем, слабый по уровню знаний учащийся может вдруг в  игре стать первым, так как его  индивидуальные черты, такие как, например, сообразительность, находчивость, могут  оказаться в конкретной ситуации важнее, чем знание самого предмета.

Игра  помогает учителю решить проблемы с  такими учащимися, которые, к примеру, не любят или не могут в силу своих индивидуальных особенностей выучить слова, стихи, правила и  др., а в игре незаметно, ненавязчиво  усваивается учебный материал, что  сказывается на результатах обучения.  

 

Следует отметить, что игровой  метод далеко не новый.

А. Н. Леонтьев (стр. 15) в работе « Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает « противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) – с другой.

Это противоречие может разрешиться  у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой  деятельности, в игре.»

На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем, сейчас не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они  делали, обучались всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это  получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки, общества.

С развитием науки и  прогресса возникла необходимость  в серьезном обучении, появились  сложные отношения между людьми, а, следовательно, и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в  этом мире он прибегает к понятию  роли, с помощью которой можно  быть кем угодно без опасения для  жизни.

Последние годы в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория.

Из  раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно  выделить ряд общих положений:

  • Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
  • Игра детей есть самое свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  • Игра – первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
  • Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
  • Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
  • Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Игра  является мощным стимулом к овладению  иностранным языком и эффективным приемом в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

Игра обеспечивает эмоциональное  воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.

Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников.

 Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она  развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность.

Игра способна изменить отношение  обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме.

Психологическое воздействие  игры на разных людей неодинаково, оно  определяется индивидуальными особенностями  личности.

Социально-психологическое  воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других, побуждает актуализировать свои знания.

Переводя задачу обучения иностранному языку в задачу иноязычного  общения в процессе совместной деятельности, имеющую личностную значимость для  каждого участника этой деятельности, мы создаем условия для мощного  скачка уровня мотивации овладения  языком, речью, общением.

Методика использования игровых приемов в обучении иностранным языкам разработана, главным образом, в дидактике раннего обучения (для детей дошкольного, младшего школьного возраста). Применение игровых технологий при обучении иностранному языку эффективно не только в школьном возрасте, но и применительно к взрослой аудитории.

 Следует уделить внимание играм, предполагающим элементы соревнования между отдельными коллективами, интеллектуальным играм (кроссвордам, лото, головоломкам) и, особенно, ролевой игре.

Эффект игры основан на таком механизме памяти как непроизвольное запоминание. В игре обучаемые (взрослые и дети) запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. В этом смысле можно говорить о зависимости  запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Информация о работе Игровые технологии на уроках иностранного языка