Игровые технологии на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:05, творческая работа

Описание

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы все дети на уроках хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, приходим к выводу, что одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком в начальной школе является использование игр.

Работа состоит из  1 файл

Казахский университет международных отношений и мировых языков.docx

— 51.84 Кб (Скачать документ)

Дидактическая игра, используемая в обучении, представляет собой ситуацию, моделирующую реальность в целях обучения.

По мнению С.Т. Занько (стр.18), обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты.

Учебная игра воспитывает  культуру общения и формирует  умение работать в коллективе и с  коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия  на личность. Психологическое влияние  игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности.

Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру  обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Очевидно, что формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться  при естественной коммуникации, а  сам процесс обучения должен строиться  на решении системы коммуникативных  задач посредством языкового  материала. Средством педагогического  управления учебной деятельностью  являются коммуникативные задания, при помощи которых преподаватель  приглашает и вовлекает учащихся в творческую деятельность.

Превосходство игры над другими  средствами обучения обнаруживается в  том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму  работы на занятии, что позволяет  каждому обучаемому максимально  эффективно использовать учебное время.

Игра дает стойкий интерес  к хорошей литературе, поскольку  ролевая игра создается методом  литературного моделирования. Чтобы  создать свой мир нужно предварительно прочитать о других.

Игра дает умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как  бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Исходя из этого, можно  сказать, что технология игровых  методов обучения нацелена на то, чтобы  научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в  мире и  в жизни, т. е. формировать  цели и программы собственной  самостоятельной деятельности и  предвидеть ее ближайшие результаты.

Но следует согласиться с С.Т. Занько , который выделяет ряд требований различного характера к применению на уроках игр.

Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое  действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать  к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности студентов – характер, темперамент, целеустремленность, усидчивость, организованность, дисциплинированность, воля, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры.

Содержание учебной игры должно быть  интересно и значимо  для ее участников, а любое игровое  действие должно опираться на знания, навыки умения, приобретенные на различных  занятиях, и обеспечивать возможность  обучаемых принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически  оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических  требований является логическое сочетание  игры с практикой реального общения. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

Игра формирует способность  принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать  свои знания.

Основными требования к игре и условиями  ее проведения являются:

Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.

Педагогические  требования сводятся к следующему: применяя игру как форму (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы ее членов. Педагогические требования подразумевают вплетение оптимальных условий ведения игры в учебном процессе.

Познавательные  игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. Следует согласиться с А.А. Деркачом, что наиболее актуально применение ролевых игр на уроках иностранного языка, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность. Ролевая игра имеет большое значение в развитии механизма детского восприятия, которое является ведущей деятельностью ребенка, в особенности в младшем школьном возрасте.

Учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Таким образом, игра может  быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией  образования.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Ролевая  игра на уроках иностранных языков  
2.1. Определение и методическая структура ролевой игры 

Проведенный анализ научно-методической литературы об использовании игровых  приемов в обучении, позволил сделать вывод по организационно- структурным принципам игровых заданий, которые можно разделить на две основные группы: 

  1. Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание). Внутри этого типа игр можно выделить различные виды и подвиды в зависимости от обучающих целей задания, языкового наполнения, используемого реквизита, содержания и характера действий, что мы, однако, считаем вторичными признаками, учитываемыми лишь в частных группировках. 

Задания, в которых «проигрываются»  различные ситуации. К этой группе мы относим: моделирование – проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера. (В зарубежной методике в рамках моделирования различают социодраму - исследование какого-либо события, случая, и психодраму, имеющую психотерапевтическую направленность.); ролевое исполнение проблемной ситуации бытового или условного характера с заранее заданными параметрами речевых действий; драматизацию – действие по готовому сценарию познавательного характера предполагают формы естественной деятельности, основанной на мотивах инстинктивного поведения и рефлексивного усвоения языковых форм и правил.

2. Игры второй группы  требуют исполнения ситуаций  в опоре на воображение, социальный  и эмоциональный опыт, фоновые  знания участников.  
Прежде всего, необходимо дать классифицированное определение данному типу игр.  
Лингвистической обучающей игрой мы называем вид учебной деятельности, предназначенный стимулировать и поддерживать интерес учащихся к предмету, что позволяет им практиковаться в слушании или говорении в целях обучения языку в атмосфере радости и оживления.  
Обучающая игра имеет 3 главные характеристики:  
1) цель (выигрыш);  
2) набор критериев для определения победителей и проигравших (соревнование);  
3) правила, которые управляют действиями игроков. Обучающие цели таких игр заключаются в развитии и закреплении навыков устной (письменной) речи, на основе повторения, тренировки моделей, подлежащих овладению учащимися. 

 

2.2. Методика использования ролевой игры на                     уроках иностранного языка.

Ролевая игра- это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно.

 

      Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема , ее учебный характер четко осознается учителем.

 

    К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала.

    Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

   Ролевую  игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языков средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся  в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями   в условиях межличностного  общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх воспитываются  сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в  определенных условиях, то есть можно  говорить о воспитательной функции  ролевой игры.

Ролевую  игру можно отнести  к обучающим играм, поскольку  она в значительной степени определяет выбор языков средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение  учащихся  в различных речевых  ситуациях.

      Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе по иностранному языку следующие функции: мотивационно-побудительную,  воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются эти функции в учебном процессе.

 

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

  • - ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров;
  • - ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана;
  • - ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;
  • - ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу.
  • - ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы.

 

   Ролевая игра обладает большими  возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

 

 

Преимущества  использования ролевой игры:

1) максимальная активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;

2) речевые партнеры определяются в игре не только по желанию преподавателя, но и произвольно;

3) учащиеся имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке;

4)  на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.

Недостатки  использования ролевой игры:

1) до сих пор не существует разработанных комплексов упражнений, которые бы четко определяли:

- целевое назначение игр;

- их количество и качество;

2) использование ролевой игры в процессе обучения иностранному языку нецеленаправленно и бессистемно;

3) игра используется в основном как развлекательный момент на уроке.

 

Н. Д. Гальская и Н. И. Гез  отмечают, что ролевая игра предполагает наличие трех этапов:

  • подготовки;
  • проведения игры;
  • контроля.

 

Непосредственная подготовка к большой ролевой игре начинается на первом же занятии по новой разговорной  теме. При этом учителю на первом же занятии целесообразно раскрыть содержание новой учебной темы, чтобы  показать учащимся саму возможность  проведения ролевой игры по теме. Тем  самым учитель создает ориентировочную  основу для возможных сюжетов  ролевой игры. Но при этом следует  давать учащимся возможность самим  проявить инициативу и творческие способности  в разработке сюжета игры, определении  набора ролей, выявлении необходимого реквизита.

Как известно, отбор и  распределение ролей определяются целями и содержанием игры, а также  индивидуально-психологическими особенностями  учащихся и уровнем их языковой подготовки.

 

При подборе ролей важно  учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие темперамента

Информация о работе Игровые технологии на уроках иностранного языка