Игровые технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить технологические игры и представить теоретическую обоснованность этой проблемы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Обосновать понятия педагогических технологий и область их применения.
2. Изучить классификацию игровых технологий.
3. Определить область применения игровых технологий в образовательном процессе, классификацию и их виды.
4. Применение игровых технологий в образовательном процессе в школе.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………….…......3
Глава 1.Технологический подход в образовании ………………….………... 5
1.1 Понятие «педагогическая технология»……..……… ………. ......……... 5
1.2 Область применения понятия «технология» …….………………...... ...…6
1.3 Основные качества современных образовательных
технологий ……………….……………............…..………………..…………...8
1.4 Преимущества ПТ ……..……..………………..……....……….......……..11
Глава 2. Классификационные параметры игровых технологий…....…..13
2.1 Понятие «игровые педагогические технологии»………….………….......…13
2.2 Концептуальные основы игровых технологий .…………..……...……14
2.3 Классификация игровых технологий.……………..................…...……16
2.4 Виды педагогических игр ……………………………...................…….19
Заключение…………………………………………………….….……….……22 Список литературы …..........................…............................................…...24

Работа состоит из  1 файл

игровые технологии.docx

— 60.97 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Преимущества ПТ

  Технология обучения имеет серьезные преимущества перед обучением, построенным на основе методики.

 Во-первых, в технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. В традиционной педагогике цель не является главной, степень достижения определяется неточно. Основой же технологии служит четкое определение конечной цели.

Во-вторых, технология, в которой конечная и промежуточная цель определена с помощью диагностики (очень точно), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет сократить до минимума количество  ситуаций, когда педагог вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся,  в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на педагога и виды его деятельности. Это ведет к более высокой стабильности успехов учащихся.

Педагогическая технология исследует и проектирует наиболее рациональные пути обучения. Она функционирует как область педагогической теории в качестве системы алгоритмов и способов деятельности, а так же в качестве реального процесса обучения и воспитания.

Технологический подход позволяет:

  • управлять педагогическими процессами и предсказывать результаты;
  • систематизировать и анализировать имеющийся практический опыт и его использование на научной основе;
  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать влияние неблагоприятных обстоятельств на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся ресурсы;
  • выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения социально-педагогических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Классификационные параметры игровых технологий

2.1  Понятие «игровые педагогические технологии»

Принцип активности ребенка  в процессе обучения остается одним  из главных в дидактике. Он характеризует  высокий уровень мотивации, осознанную потребность в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность обучающихся, в некоторых  технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, представляющие собой определенную последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает доста¬точно обширную группу методов и приемов обучения в форме различных педагогических игр.  Педагогическая игра обладает важной особенностью— четко поставленной целью обучения и соответствующими ей  результатами, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Концептуальные основы игровых технологий

Психологические механизмы  игровой деятельности опираются  на фундаментальные потребности  личности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

 Игра - форма психогенного  поведения, т.е. внутренне присущего,  имманентного личности (Узнадзе Д.Н.).

 Игра - пространство "внутренней  социализации" ребенка, средство  усвоения социальных установок  (Выготский Л.С.).

 Игра - свобода личности  в воображении, "иллюзорная реализация  нереализуемых интересов" (Леонтьев А.Н.).

 Способность играть не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

  Игра проходит путь  развития от манипулятивной  предметной деятельности, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием становится  подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

  В возрастной периодизации детей, по Эльконину Д.Б., особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В этой  деятельности возникают и формируются психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Специфической и непосредственной целью игровых технологий является спонтанно-направленное развитие личности играющего. Опыт показывает, что игровые  технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной .жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, дошкольники лучше усваивают материал любой сложности.

Игровая технология представляет собой целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием. В нее включаются последовательно  игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов  по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у детей  развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих произвольность поведения, быстроту реакции , фонематический слух, смекалку и пр. При этом игровой сюжет помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Классификация игровых технологий

Игровые технологии условно  подразделяются по возрастным периодам обучения ребенка:

    -игровые  технологии в младшем школьном  возрасте;

    -игровые  технологии в среднем и старшем  школьном возрасте.

Все следующие периоды  за дошкольным со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а видоизменяют ее.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

В педагогике начальной школы  игровые развивающие технологии получили название дидактических игр.

Для младшего школьного возраста характерна непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в игровую  деятельность, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры. Создание проблемной ситуации в  игровой модели учебного процесса происходит через введение игры: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование.

Ребята действуют по  правилам игры. Игровая обстановка меняет и позицию учителя, который  будучи организатором, становится помощником и соучастником игрового действия.

Итоги игры разноплановы - результат  игровой  и  учебно-познавательный . Дидактическая функция игры проявляется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В педагогике начальной школы есть  игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры,  развивающие числовых представлений, обучение счету, и игры, направленные на развитие наблюдательности,  памяти, внимания, укрепляющие волю.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

В подростковом возрасте  обостряются  потребности в создании своего  мира, в стремлении к взрослости, бурно развивается  фантазия, появляются групповые стихийные  игры.

Особенности игры в старшем  школьном возрасте -  нацеленность на самоутверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, юмористическая окраска.

 В этом возрасте  в качестве развивающих игровых  технологий хорошо воспринимаются  деловые игры. В учебном процессе  применяются различные модификации  деловых игр: имитационные, ролевые  игры, операционные,  деловой театр,  психо - и социодрама.

Для эффективной организации  педагогического воздействия тактика  педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой  игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов  игры чрезвычайно важен и необходим. Проводятся выступления экспертов, обмен мнениями, защита своих решений  и выводов. В заключение учитель  отмечает ошибки, формулирует окончательный  итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующим реальным лицом, на связь игры с содержанием учебного предмета.

Деловая игра используется для решения комплексных задач  усвоения нового и  закрепления пройденного  материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового  возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок  подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и  физиологического отдыха.

Игровые технологии классифицируются по спектру поставленных целей:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;    применение знаний, умений и навыков на практике.

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание чувства коллективизма, коммуникативности.

- развивающие: развитие памяти, речи, внимания, мышления, эмпатии, воображения, умений сравнивать, находить аналогии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессоустойчивость, саморегуляция; психотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Виды педагогических игр

В первую очередь следует  разделить ( классификация игр по Селевко Г.К.) игры по:

-виду деятельности на  физические (двигательные), интел¬лектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологиче¬ские ;

-характеру психологического  процесса на  обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

- игровой методике на  предметные, сюжетные, ролевые, деловые,  имитационные и игры-драматизации;

-предметной области на  математические, физические, экологические;  музыкальные, трудовые, технические;  театральные, литературные; физкультурные,  спортивные, военно-прикладные, туристические,  народные; обществоведческие, управленческие, экономические;

-игровой среде на настольные, комнатные, уличные, на местности;  компьютерные, телевизионные, ТСО;  технические, со средствами передвижения; беспредметные  и с предметами;

- продолжительности на  короткие игры (  используемые для развития интереса к учебной деятельности); игровые оболочки (они более продолжительны по времени, но чаще всего ограничены рамками одного занятия); длительные развивающие игры (могут длиться от нескольких дней до нескольких лет и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств учащегося)1.

По мнению известного теоретика  и практика игровой деятельности С.А. Шмакова: "лучшая классификация игр была сделана Добринской Е.И. и Соколовым Э.В. "2.  Эти авторы различают игры по тому, какие способности с их помощью обнаруживаются и тренируются у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие). Они предлагают разделить игры на освобождающие и экстатические. «В первом случае проявляется тенденция к освобождению от среды, к созданию особого игрового мира, во втором – слияние со средой, растворение в ней. К первому ряду игр авторы относит карты, шахматы, карнавалы, всевозможные трюки – всякого рода игровые действия, в которых демонстративно попираются законы природы. Ко второму – скачки, карусели, гадания, гороскопы, танцы – все то, где человек стремится подключить себя к природным стихиям. Возможны игры, синтезирующие в себе и то, и другое»3.  

 Типология педагогических  игр обширна по характеру игровых  методик.

Три  группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливают  по ходу игровых действий; игры, которые  сочетают и свободную игровую  стихию, и правила,   возникающие  по ее ходу.

Информация о работе Игровые технологии