Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:59, курсовая работа
Цель исследования - изучить технологические игры и представить теоретическую обоснованность этой проблемы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Обосновать понятия педагогических технологий и область их применения.
2. Изучить классификацию игровых технологий.
3. Определить область применения игровых технологий в образовательном процессе, классификацию и их виды.
4. Применение игровых технологий в образовательном процессе в школе.
Введение……..…………………………………………………………….…......3
Глава 1.Технологический подход в образовании ………………….………... 5
1.1 Понятие «педагогическая технология»……..……… ………. ......……... 5
1.2 Область применения понятия «технология» …….………………...... ...…6
1.3 Основные качества современных образовательных
технологий ……………….……………............…..………………..…………...8
1.4 Преимущества ПТ ……..……..………………..……....……….......……..11
Глава 2. Классификационные параметры игровых технологий…....…..13
2.1 Понятие «игровые педагогические технологии»………….………….......…13
2.2 Концептуальные основы игровых технологий .…………..……...……14
2.3 Классификация игровых технологий.……………..................…...……16
2.4 Виды педагогических игр ……………………………...................…….19
Заключение…………………………………………………….….……….……22 Список литературы …..........................…............................................…...24
Большинству игр присущи четыре основные черты:
— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь ради удовольствия ребенка от самого процесса деятельности, а не только от результата;
— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
— состязательность, соперничество, конкуренция и т.п.;
— наличие правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных
вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) — действительность, условно воспроизводимая в игре.
Заключение
Использование игровых технологий в образовательном процессе способствует подготовке обучаемых к важнейшим социальным ролям, которые они смогут «примерить» на себя на занятиях. Игровая технология существенно отличается от других методов обучения тем, что позволяет быть лично причастным к изучаемому явлению и дает возможность прожить некоторое время в обыгрываемых условиях. Игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для школьного обучения качества: самоконтроль, внимание, наблюдательность, настойчивость, сообразительность.
Многим детям освоение нового дается без интереса и поэтому с трудом. Если же их заранее предупредить, что новое дело — сложно, то оно может оказаться для ученика трудным вдвойне. Отказ от такой «мотивации» и преподнесение ее как видоизменение уже известного им дела, способствует освоению нового в благоприятных условиях игровой формы.
Мастерство создания игр входит в педагогическое мастерство. Педагоги, которые используют игровые приемы, иногда допускают промахи и просчеты, а это помогает принять право детей на ошибки. Одно из негативных последствий просчетов — отказ детей от участия в предложенном игровом упражнении — снимается предварительной готовностью взрослого преодолеть этот отказ специальным набором заданий. Различные движения, передвижения, перестановки наполняют жизнь ребят полноценными впечатлениями о себе, о других, о предполагаемых мнениях других о себе и о связях всего этого между собой.
Педагог должен знать общие приемы работы с группой, методику игротеки, чтобы использовать игровые технологии в своей деятельности. Также он должен понимать важность коммуникативных навыков, динамики в игре и умения эту игру выстроить. Такая работа педагога становится искусством, помогающим детям жить интересно и насыщенно.
1. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007
2. Добрынская Е.И. и Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Ленинград, 1983 г.
3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. – М.: Педагогическое общество России, 2008
4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005
5. Казакова Г.М, Калмыкова Е.В. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе. – Издательство «АРКТИ», 2010
6. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ МарТ, 2005
7. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н /Д.: Феникс, 2005
8. Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново, 2001
9. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006
10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
12. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - Москва, 2002 год
13. Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: Высшая школа, 1989
14. Чернов А.С.Феноменологический подход в образовании.- ВОИПКиПРО, 2009
1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
2 Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: Высшая школа, 1989.- 236 с.
3 Добрынская Е.И. и Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности.- Ленинград, 1983 г. - 23-24 с