Индивидуальный стиль деятельности педагога в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 07:29, реферат

Описание

Понятие о методах и средствах воспитания.
Классификация методов воспитания: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и поведения. Различные подходы к классификации методов воспитания: А.П. Подласый,. Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова.
Понятие о средствах воспитания: слово; образ; орудие и приспособление.
Взаимосвязь цели воспитания и средства воспитания.

Работа состоит из  1 файл

система методов воспитания.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Тема 9. Система методов воспитания

Понятие о методах и средствах  воспитания.

Классификация методов воспитания: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и  формирование опыта общественного  поведения, методы стимулирования деятельности и поведения. Различные подходы к классификации методов воспитания: А.П. Подласый,. Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова.

Понятие о средствах воспитания: слово; образ; орудие и приспособление.

Взаимосвязь цели воспитания и средства воспитания.

Краткое содержание вопроса

Чтобы уверенно прогнозировать искомый  результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог  должен профессионально владеть  методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы  профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Метод воспитания – это способ воздействия на ребенка. Выбор методов воспитания осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом воспитательной среды, возрастом, индивидуально – типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретного ребенка и коллектива в целом. Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностях ребенка и « его социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя. Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания. Это составная часть метода, один из его « кирпичиков»

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить  огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов  воспитания. В основе любой классификации  методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются

В педагогике существует многообразная  классификация методов воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации  положена концепция деятельности:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
  3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов:

  • методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения.
  • методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения.
  • методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.

Если вспомнить, что предметом  воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой ( деятельностно – отношенческая концепция воспитания ), то множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в систему.

Первая группа – методы формирования социального опыта детей, служат накоплению детьми социального опыта, который приобретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).

Вторая группа - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия ( диспут ).

Третья группа – методы самоопределения  личности ребенка, помогают ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества, формируют у ребенка способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы самопознания ( Что я знаю о себе?), методы самоизменения (Каким я хочу быть?), методы взаимопонимания ( Что обо мне думают другие?).

Четвертая группа – методы стимулирования и коррекции действий и отношений  детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка : методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности. Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

  1. Воспитание словом.
  2. Воспитание ситуацией.
  3. Воспитание делом.
  4. Воспитание игрой.
  5. Воспитание общением.
  6. Воспитание отношениями.

Средства воспитания – с их помощью  осуществляется воспитание, это богатейший набор объектов и явлений, предметов  окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа. Определяющими являются различные виды деятельности: игра, учебная, личностное общение).

Классификация методов воспитания

Методы формирования

Методы организации деятельности

Методы стимулирования

сознания личности

и формирования опыта

деятельности и поведения

 

общественного поведения

 

Убеждение

Педагогическое требование

Соревнование

Внушение

Общественное мнение

Поощрение

Беседа

Приучение

Наказание

Лекция

Упражнения

Создание ситуации успеха

Дискуссия

Поручения

 

Метод примера

Создание воспитывающих ситуаций

 

Средства обучения и воспитания

Слово

Образ

Орудия и приспособления

«Живое слово»

Иллюстрации

Здания, мебель, оборудование

Аудиозапись

Макеты

ЭВМ

Печатное слово

Видеопродукция

Компьютерная техника

 

Натуральные объекты

Аудиовидеотехника

   

Материалы

   

Инструменты

   

Лабораторное оборудование


Литература

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
  2. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991.
  3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт – Петербург, 2005.
  4. Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание, поощрение. – М., 1985.
  5. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. – М.: Прометей, 1992.
  6. Подласый Л.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990.
  8. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – М., 1994.
  9. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1994.
  10. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000.
  11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы воспитания

Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности. 
Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы. 
Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-педагогический эффект не только в приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный "идеал". В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у "образца". Особое значение имеет личный пример воспитателя. Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога. "Без авторитета невозможен воспитатель", - говорил А.С.Макаренко. 
Следующий метод воспитания - приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности. 
Следующая группа методов - методы стимулирования, главное назначение которых - дополнительное стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными. Из методов стимулирования рассмотрим следующие: поощрение и наказание. 
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок. 
Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

Тема 10. Индивидуальный стиль деятельности педагога в воспитательном процессе

Педагогическое общение в структуре  деятельности учителя-воспитателя.

Понятие педагогического общения.

Понятие решения коммуникативных  задач. Стадии педагогического общения  и технология их реализации. Стиль  педагогического общения.

Установление педагогически целесообразных взаимоотношений.

Краткое содержание вопроса

Педагогическое общение – это  многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися. Педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия между учителем и учеником. Для понимания сущности общения необходимо обратиться к понятию: « коммуникативная задача» (это педагогическая задача, но переведена на язык коммуникации).

Стадии педагогического общения:

  1. Моделирование предстоящего общения (прогностический этап) – планирование коммуникативной структуры взаимодействия.
  2. Организация непосредственного общения – «коммуникативная атака» ( конкретизация).
  3. Управление общением в педагогическом процессе (коммуникативное обеспечение применяемых методов воздействия).
  4. Анализ моделирования коммуникативной задачи (обратная связь в общении).
  5. В педагогике существует общепринятая классификация стилей общения:
  6. Авторитарный стиль общения: педагог единолично решат вопросы, реализуется с помощью тактики «диктата».
  7. Попустительский стиль общения: характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность.
  8. Демократический стиль: педагог ориентирован на ребенка, на взаимопонимание, взаимопринятие.

Литература

  1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. – Ярославль, 1989.
  2. Березовин Н.А. Проблема педагогического общения. – М., 1987.
  3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт- Петербург, 2005.
  4. Добрович А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. – М., 1989.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  6. Леонтьев В.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
  7. Мудрик В.А. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.
  8. Петровский В.А., Калиненко В.Л. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов – на – Дону, 19

Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности педагога в воспитательном процессе