Инновационная деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:14, реферат

Описание

Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
§ 1 Инновационная деятельность……………………………... 5
§ 2 Инновационная деятельность учителя……………………. 11
Заключение……………………………………………………… 20
Список использованной литературы………………………….. 22

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.83 Кб (Скачать документ)

     В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать  нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить  сознательно и намеренно улучшение  нынешней систем. Новшество не обязательно  является чем – то новым, но обязательно  чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

     Источниками инновационных идей могут быть:

     1) неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

     2) различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);

     3) потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

     4) появление новых образовательных моделей;

     5) демографический фактор;

     6) изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);

     7) новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).

     8) Отличительные черты инновационной деятельности педагога:

     9) новизна в постановке целей и задач;

     10) глубокая содержательность;

     11) оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

     12) разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

     13) способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию. 
 
 
 
 
 
 

     § 2 Инновационная деятельность учителя.

     Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и  применении, отсутствуют навыки и  умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто  не задумываются о необходимости  и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих  коллег.

     Характер  инновационной деятельности учителя  зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

     Под готовностью к инновационной  деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего  коллектива школы, а также его  способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и  реализовать эффективные способы их решения.

     Первая  составляющая готовности учителя к  инновационной деятельности – наличие  мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для  разных людей. Участие в инновационной  деятельности может восприниматься:

  1. как способ получения дополнительного заработка;
  2. как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
  3. как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
  4. как выполнение своего профессионального долга;
  5. как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

     Отсутствие  мотивации свидетельствует о  неготовности учителя к инновационной  деятельности с точки зрения его  направленности. Материальный мотив  или мотив избегания неудач соответствуют  слабой готовности к инновационной  деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует  зрелая мотивационная структура, в  которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

     Готовность  к реализации инновационной деятельности может быть сформирована только в  контексте целостности ее основных структурных компонентов - мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного. Данная проблема требует решения  двуединой задачи - формирования у  педагога готовности к восприятию нового и развития умений действовать по-новому.

     Инновационная деятельность во многом обусловлена  неповторимостью личности учителя  и ученика, особенностями класса, школы и т.д.

     Задача  руководителя, учителя в данных условиях состоит в использовании современных  психолого-педагогических знаний для  разработки собственной траектории образовательной деятельности. Решению  этой задачи будет способствовать изменение  в подходе педагога к содержанию образования.

       Опираясь на идеи, высказанные В.А. Сластениным, можно выявить критерии готовности педагога к инновационной деятельности.  

     Это:

     1) осознание необходимости инновационной деятельности;

     2) готовность к творчеству;

     3) уверенность в том, что принятое к внедрению новшество принесет позитивный результат;

    4) согласованность личных целей с инновационной деятельностью;                         5) готовность к преодолению творческих неудач;

     6) технологическая готовность;

     7) позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;

     8) способность к профессиональной рефлексии.

     Надо  сказать, что становление и развитие инновационных процессов напрямую связано с новым, более качественным уровнем деятельности как педагогов-воспитателей, так и руководителей школы, с  повышением уровня их технологичности, владения педагогической техникой.

     Эффективность развития педагогического коллектива зависит от того, насколько будет  обеспечено:

     1) грамотное руководство этим процессом, включающее установку учителей на инновационную технологию;

     2) анализ имевшихся технологических ресурсов;

     3) умение проектировать;

     4) организацию и анализ деятельности коллектива;

     5) умение осваивать опыт коллег через рефлексию и выражать его в технологичной форме, умение перестраивать уже освоенные технологии.

     Учителя нашей школы активно внедряют в практику различные системы  развивающего обучения: технологии КСО, моделирования, проектирования, деятельностного  подхода, интерактивного обучения и  т. д.

     Учитель может успешно овладеть профессиональными  умениями, проявлять некоторые способности и в то же время отрицательно относиться к своей профессии, отличаться низкой восприимчивостью к новшествам. В связи с этим неадекватная мотивированность может сказаться на структуре и эффективности реализуемой деятельности. Инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Без этого нет гарантии, что учитель, пытавшийся решать готовые педагогические задачи по известным методичкам, сможет самостоятельно их увидеть и решить. А может быть, он и искать не станет.

     Проблема  мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, так как только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит гармоническое осуществление этой деятельности и самораскрытие личности педагога.

     Известное положение о полимотивированности деятельности практически не учитывается при подготовке учителя-инноватора, что снижает последующую эффективность его работы. Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема обретения субъектом-учителем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов. Возникающее вследствие рассогласованности мотивов состояние дискомфорта учителя приводит к тому, что труд лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из имеющего самостоятельную личностную ценность в средство заработка. Таким образом, в структуре инновационной деятельности со всей очевидностью выступает мотивационный компонент.

     Как известно, деятельность – есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование существующих форм и методов воспитания, создание новых целей и средств ее реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей. В связи с тем, что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная педагогическая, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.

     Поскольку мотивы часто актуально не осознаются учителем, за исключением осознанных мотивов, превратившихся, по А. Н. Леонтьеву, в мотивы-цели, и тем более скрыты от других людей, в частности, от заинтересованных лиц, например, руководителей (директора, завуча), коллег, необходимо иметь ясное представление о том, как развивается инновационная деятельность: насколько напряженно, в каком направлении, из каких действий строится, какие средства используются при разной мотивации педагога.

     Учитель вступает с другими членами коллектива в процесс создания, использования и внедрения новшества, он обсуждает содержание нововведения и те изменения, которые могут произойти в предметах, сознании, обычаях, традициях, поведении детей и взрослых.

     Рассмотрим  последовательно, как строится инновационная  деятельность учителя при явном  доминировании одно­го из перечисленных мотивов.

  1. Внешние стимулы, связанные, материальным вознаграждением за те или иные элементы (а иногда и всю деятельность) по внедрению инноваций. К таким стимулам можно отнести материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, в частности, за участие в конкурсе «Учитель года», удовлетворительные условия труда и режим работы, ослабление требований и контроля. Эту группу факторов можно условно назвать стимулами внешней мотивации. Работа учителя в данном случае непосредственно не связана с результатами профессиональной деятельности. Цель может быть достигнута с помощью различных средств. Особенность работы учителя с внешней мотивацией заключается в том, что он выполняет необходимый и достаточный с формальной точки зрения объем работы. Он ориентирован на внешние показатели своего труда. Практически не стремится к повышению квалификации за исключением обучения с отрывом от работы в школе, без потерь в области материального стимулирования и иных значимых изменений условий работы. Смена работы переживается легко. Различия в мотивации проявляются не только в общем подходе к инновационной деятельности, но и на уровне реализации учителем отдельных приемов и способов педагогической деятельности. Учитель с доминированием внешней мотивации более чем другие, безразличен к изменениям в своем труде, он, если и вносит какие-то новшества, тем часто из-за того, чтобы «не отстать от моды», из-за «служебной необходимости».
  2. Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих). В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд. Этот мотив можно назвать мотивом престижа.

     Педагогическая  деятельность при доминировании мотивов самоутверждения привлекательна тем, что частичное удовлетворение потребностей, соответствующих этим мотивам, возможно на уровне реализации педагогической деятельности, то есть достижения самоутверждения в отношении учеников и их родителей. Связь с самооценкой определяет высокое место мотива самоутверждения в общей иерархии мотивов. Эти мотивы также могут быть как осознанными, так и неосознанными.

  1. Профессиональный мотив. Психологическая природа двух рассмотренных выше мотивов связана в первом случае с удовлетворением непрофессиональных потребностей, а во втором выступает как цель, связанная с мотивом самоутверждения, повышения самооценки, что является необходимым условием комфортного психологического состояния лич­ности. Профессиональный мотив в наиболее общем виде выступает, как желание учить и воспитывать детей.

Информация о работе Инновационная деятельность учителя