Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:14, реферат
Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.
Введение………………………………………………………… 3
§ 1 Инновационная деятельность……………………………... 5
§ 2 Инновационная деятельность учителя……………………. 11
Заключение……………………………………………………… 20
Список использованной литературы………………………….. 22
В
историческом плане новизна всегда
относительна. Она носит конкретный
характер, т.е. может возникать раньше
своего времени, затем может стать
нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет
инновации как попытку изменить
систему образования, осуществить
сознательно и намеренно
Источниками инновационных идей могут быть:
1) неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);
2) различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
3) потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
4) появление новых образовательных моделей;
5) демографический фактор;
6) изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);
7) новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
8) Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
9) новизна в постановке целей и задач;
10) глубокая содержательность;
11) оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
12) разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
13) способность
сознательно изменять и развивать себя,
вносит вклад в профессию.
§ 2 Инновационная деятельность учителя.
Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих коллег.
Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Первая
составляющая готовности учителя к
инновационной деятельности – наличие
мотива включения в эту деятельность.
Мотив придает смысл
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Готовность к реализации инновационной деятельности может быть сформирована только в контексте целостности ее основных структурных компонентов - мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного. Данная проблема требует решения двуединой задачи - формирования у педагога готовности к восприятию нового и развития умений действовать по-новому.
Инновационная деятельность во многом обусловлена неповторимостью личности учителя и ученика, особенностями класса, школы и т.д.
Задача
руководителя, учителя в данных условиях
состоит в использовании
Опираясь на идеи, высказанные В.А. Сластениным,
можно выявить критерии готовности педагога
к инновационной деятельности.
Это:
1) осознание необходимости инновационной деятельности;
2) готовность к творчеству;
3) уверенность в том, что принятое к внедрению новшество принесет позитивный результат;
4) согласованность личных целей с инновационной деятельностью; 5) готовность к преодолению творческих неудач;
6) технологическая готовность;
7) позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;
8) способность к профессиональной рефлексии.
Надо
сказать, что становление и развитие
инновационных процессов
Эффективность развития педагогического коллектива зависит от того, насколько будет обеспечено:
1) грамотное руководство этим процессом, включающее установку учителей на инновационную технологию;
2) анализ имевшихся технологических ресурсов;
3) умение проектировать;
4) организацию и анализ деятельности коллектива;
5) умение осваивать опыт коллег через рефлексию и выражать его в технологичной форме, умение перестраивать уже освоенные технологии.
Учителя нашей школы активно внедряют в практику различные системы развивающего обучения: технологии КСО, моделирования, проектирования, деятельностного подхода, интерактивного обучения и т. д.
Учитель может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время отрицательно относиться к своей профессии, отличаться низкой восприимчивостью к новшествам. В связи с этим неадекватная мотивированность может сказаться на структуре и эффективности реализуемой деятельности. Инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Без этого нет гарантии, что учитель, пытавшийся решать готовые педагогические задачи по известным методичкам, сможет самостоятельно их увидеть и решить. А может быть, он и искать не станет.
Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, так как только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит гармоническое осуществление этой деятельности и самораскрытие личности педагога.
Известное положение о полимотивированности деятельности практически не учитывается при подготовке учителя-инноватора, что снижает последующую эффективность его работы. Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема обретения субъектом-учителем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов. Возникающее вследствие рассогласованности мотивов состояние дискомфорта учителя приводит к тому, что труд лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из имеющего самостоятельную личностную ценность в средство заработка. Таким образом, в структуре инновационной деятельности со всей очевидностью выступает мотивационный компонент.
Как известно, деятельность – есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование существующих форм и методов воспитания, создание новых целей и средств ее реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей. В связи с тем, что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная педагогическая, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.
Поскольку мотивы часто актуально не осознаются учителем, за исключением осознанных мотивов, превратившихся, по А. Н. Леонтьеву, в мотивы-цели, и тем более скрыты от других людей, в частности, от заинтересованных лиц, например, руководителей (директора, завуча), коллег, необходимо иметь ясное представление о том, как развивается инновационная деятельность: насколько напряженно, в каком направлении, из каких действий строится, какие средства используются при разной мотивации педагога.
Учитель вступает с другими членами коллектива в процесс создания, использования и внедрения новшества, он обсуждает содержание нововведения и те изменения, которые могут произойти в предметах, сознании, обычаях, традициях, поведении детей и взрослых.
Рассмотрим последовательно, как строится инновационная деятельность учителя при явном доминировании одного из перечисленных мотивов.
Педагогическая деятельность при доминировании мотивов самоутверждения привлекательна тем, что частичное удовлетворение потребностей, соответствующих этим мотивам, возможно на уровне реализации педагогической деятельности, то есть достижения самоутверждения в отношении учеников и их родителей. Связь с самооценкой определяет высокое место мотива самоутверждения в общей иерархии мотивов. Эти мотивы также могут быть как осознанными, так и неосознанными.