Инновационная деятельность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:14, реферат

Описание

Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
§ 1 Инновационная деятельность……………………………... 5
§ 2 Инновационная деятельность учителя……………………. 11
Заключение……………………………………………………… 20
Список использованной литературы………………………….. 22

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.83 Кб (Скачать документ)

     Адекватно профессионально мотивированные учителя  наиболее последовательны и настойчивы. Профессиональные мотивы, соединенные с высоким уровнем креативности, обеспечивают оптимальный результат педагогической деятельности. Для таких учителей характерен поиск инновационных форм и методов работы, осмысления своей деятельности, создание собственных концепций воспитания детей.

     Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его  профессионального развития, так  как позволяет освоить новые  педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с  другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального  развития.

     Наблюдения  показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста  в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора — необходимы, по крайней мере, следующие два основных фактора:

  1. психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;
  2. переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

     Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим  личность. Занимаясь инновационной  деятельностью, развивая инновационную  активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог  и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший  источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем  меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается  развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые  операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце  концов, собственноручно деформирует  свою личность.

     Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:

     методические  объединения по определённой теме или направлению деятельности;

     проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся  для определённых задач по организации  и осуществлению образовательного процесса; группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;

     группы, решающие задачи определённого возрастного  этапа в обучении и воспитании детей.

     Главная цель инновационной деятельности –  развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного  типа деятельности на самостоятельный  поиск методических решений, превращение  педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих  их средств обучения, развития и воспитания.

     Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом  руководства является поддержка  педагога различными средствами, как  образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так  и материальными (различные формы  доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии  и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

     За  любой инновацией предполагается наличие  инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для  педагогического творчества, совершенствования  форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности  в отборе содержания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Современный учитель – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

     В настоящее время практически  все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих  систем образования с тем, чтобы  ученик, студент действительно стали  центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков  программ образования средств обучения административных работников, т.е. процесс  познания а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда образование во всех практически развитых странах приобрело характер обязательного массового среднего образования.

     Педагогические  инновации в современной науке  понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

     Очень важным представляется в такой ситуации выявление и изучение педагогических инноваций. Большое значение в развитии педагогической теории имеет умение педагога изучать педагогические инновации  с помощью таких методов, как  наблюдение, беседа, интервьюирование и др. Такими знаниями должен обладать каждый теоретик и практик системы  образования.

     В данном реферате были достигнуты поставленные задачи, а именно дано определение понятию «инновация», определены мотивы педагога для участия в инновационном процессе, его моральную готовность для этого и факторы участия педагога в новаторской деятельности.

     Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования  педагогической системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Кн. для учителя; Пер. с макед. [Текст] / К. Ангеловски - М.: Просвещение, 1991.
  2. Зборовский, Г.Е Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования [Текст] / Г. Е Зборовский, Г. М. Романцев // Образование и наука. Известия Уральского научно - образовательного центра РАО. - 2000. - №3.
  3. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4
  4. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2.
  5. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании/Н.И. Ерофеева//Народное образование.-2002.-№ 5
  6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990.
  7. Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004.
  9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб., 1999
  10. Мейтув П.Л. Человек и образование. - Кентавр N4 2004.
  11. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1.
  12. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.
  13. Сластёнин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. - М., Школа-Пресс, 2000г.
  14. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие
  15. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.
  16. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1
  17. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
  18. http://www.ahmerov.com/book_568_chapter_51_CRIMINAL_AND_LEGAL_SIGNIFICANCE_%3Cspanlang=EN-GB%3EOF_IRRESISTIBLE_FORCE.html
  19. http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17
  20. http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html

Информация о работе Инновационная деятельность учителя