Инновация и инновационный процесс в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:46, реферат

Описание

Образование является частью культуры, и изменения в ее недрах меняют способы жизнедеятельности людей, а значит, ведут к инновациям в образовании. Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Согласно «азбуке социального психолога-практика»[1], в социально-психологическом ракурсе инновация — это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и общения.

Содержание

§1 Понятие «инновации» в образовании........................................3
§2 Цели и функции инновационного образования........................5
§3 Классификации инноваций ........................................................6
§4 Проблемы при внедрении инноваций........................................8
§5 Этапы развития инноваций.......................................................10
§6 Социально-психологические факторы успешного внедрения инноваций.................................................................................................12
§7 Характеристика современных инновационных тенденций и проблем, связанных с инновационными процессами в образовании..............................................................................................13

Работа состоит из  1 файл

innovac.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Специальность: 031000

Курс:__5__

На базе полного  общего образования

№ зачетной книжки: 112-ПП-08-301-17-02

Студент: Розанова Юлия Олеговна

 

 

 

 

 

 

Зачетная работа

Инновация и  инновационный процесс в системе  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2012 

Содержание

 

 

 

 

 

 

§1 Понятие «инновации» в образовании........................................3

§2 Цели и функции инновационного образования........................5

§3 Классификации  инноваций ........................................................6

§4 Проблемы при внедрении инноваций........................................8

§5 Этапы развития инноваций.......................................................10

§6 Социально-психологические факторы успешного внедрения инноваций.................................................................................................12

§7 Характеристика современных инновационных тенденций и проблем, связанных с инновационными процессами в образовании..............................................................................................13

Литература.......................................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Понятие  «инновации» в образовании

 

Образование является частью культуры, и изменения в  ее недрах меняют способы жизнедеятельности  людей, а значит, ведут к инновациям в образовании. Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Согласно «азбуке социального психолога-практика»[1], в социально-психологическом ракурсе инновация — это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и общения. Необходимость инноваций порождается разными причинами, среди них важнейшими являются возросший спрос на качество образования; новые требования к преподавательской деятельности; консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т. д.

 "Инновационное обучение" — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Обращение к такому пониманию расширяет взгляд на значение дидактических поисков.

Смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника учебного заведения. Профессиональная школа призвана разработать механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Технологии служат звеном между теорией и практикой, высшим образованием и жизнью, их можно считать тем каналом, по которому профессиональные знания транслируются в систему обучения. Следовательно, под инновационным высшим образованием можно понимать образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике.

Понятие «инновация»  охватывает не столько создание и  распространение новшеств, сколько  характеризует изменения в образе деятельности, жизни, стиле мышления, которые с этими новшествами  связаны. Инновационный процесс связан с переходом в качественно иное состояние, с ревизией устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром. Часто нововведения появляются совокупно, и тогда образуется целый инновационный массив.

§2 Цели и функции инновационного образования

 

Согласно Ивановой В. И Левиной Т.[2], функциями инновационной  деятельности учителя являются:

  1. изменение в целях;
  2. изменение в содержании образования;
  3. новые средства обучения;
  4. новые идеи воспитания;
  5. новые способы и приемы обучения, развития, воспитания младших школьников и т. д.

 

Целями инновационного образования являются:

  • обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;
  • создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
  • научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

 

Согласно Г. Лавреньтеву и Б. Лаврентьевой[3], инновационное образование должно ориентироваться на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.

Ведущими функциями  инновационного обучения они считают:

    • интенсивное развитие личности студента и педагога;
    • демократизацию их совместной деятельности и общения;
    • гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
    • ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
    • модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

 

§3 Классификации  инноваций

 

Существуют  различные классификации инноваций. Так, Иванова и Левина выделяют три  классификации, на основе области, в  которой происходят инновационные  процессы, на основе способа, и на основе глубины и широты мероприятий[4]:

I. В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, выделяются следующие инновационные процессы:

 1) в содержании образования;

 2) в технологии;

 3) в организации;

 4) в системе и управлении;

 5) в образовательной экологии.

II. В зависимости от способа осуществления нововведений их подразделяют на  систематические (заранее задуманные) и стихийные (спонтанные, случайные).

III. В зависимости  от широты и глубины новаторских  мероприятий говорят о массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и других; и частичных, малых, мелких.

 

Специалисты в  области организационного развития выделяют три типа инноваций в  соответствии с концепцией «созидательного  разрушения» американского ученого А. Шумпетера[5]:

- трансформационные,  или революционные инновации,  отвечающие концепции Шумпетера  об исторических и необратимых  изменениях существующего порядка  вещей

- значимые инновационные  процессы, предполагающие необходимость  не столь масштабных изменений, как в вышеупомянутой концепции Шумпетера, но все-таки вызывающие довольно большое изменение существующего порядка вещей

- эволюционные  инновации, которые являются движущей  силой ежедневных изменений большинства  организаций. 

Согласно Шумпетеру, инновационный процесс состоит из рекомбинации имеющихся «вещей и сил», для того, чтобы производить нечто иное или иным способом[6].

 

Существуют  и другие классификации. Так, Аношкина В.Л., Резванов С.В. делят  инновации  по инновационному потенциалу (модификационные, комбинаторные, радикальные) и т. д. Они же подразделяют инновационные подходы к обучению на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса:

1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации,  преобразующие традиционный учебный  процесс, направленные на обеспечение  его исследовательского характера,  организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен прежде всего на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации[7].

§4 Проблемы при внедрении инноваций

 

Сущность нововведений составляет работа по достижению новых  результатов, средств и способов их получения, по преодолению отсталых или рутинных элементов традиционной деятельности.

Инновационный процесс в любой организации затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации. Понятие "инновация" относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только и не столько ко времени, сколько к качественным чертам изменений. Возникает проблема готовности учителя к использованию нововведений в учебном процессе. Речь идет не только об осознании дидактической задачи, продумывании возможностей тех или иных видов учебно-познавательной деятельности - эти стороны нововведений сравнительно хорошо обозримы и поддаются предварительному планированию. Проблема профессиональной подготовленности учителя связана с его личностным опытом.

 При внедрении инноваций возникают и разрешаются три группы противоречий:

    • между новым и старым;
    • противоречия, связанные с глубиной преобразований (происходит ли радикальное изменение, т.е. имеет место инновация-модернизация, или совершенствуются традиционные методы, формы и принципы работы, т.е. имеет место инновация-трансформация);
    • противоречия, связанные с перестройкой сознания работников, поскольку инновации изменяют их интересы и ценностные ориентации.

 

Главной преградой  для внедрения образовательных  инноваций в вузовскую практику служит качественное состояние преподавательского корпуса, уровень профессионализма. Например, новые технологии обучения требуют от вузовского преподавателя (помимо профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства. Вот список тех новых педагогических знаний и умений, которые требуют от преподавателя развивающие технологии обучения:

    • умения диагностировать цели обучения воспитания;
    • более глубокого, системного знания учебного предмета и его научных основ;
    • умения переструктурировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного проблемного изложения целой темы, а не одного урока;
    • умения моделировать в учебном процессе (в его целях, содержании, формах, методах и средствах обучения) профессиональную деятельность будущего специалиста;
    • умения организовать самостоятельную работу студентов для подготовки к семинару, деловой игре, мозговому штурму и т.п.;
    • умения свободно владеть активными методами обучения;
    • умения обеспечить благоприятный психологический климат, сотрудничество преподавателя и студента.

§5 Этапы  развития инноваций

 

Современное образовательное  пространство состоит из двух типов  педагогических процессов — инновационных и традиционных. Педагогическая инновация — это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. На мезоуровне речь в основном идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.

На любом  из уровней образовательная инновация  развивается в пять этапов.

1. Инициация  нововведения и принятие решения  о необходимости внедрения новаций определенного типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением лидера организации, но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самой организации. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу — от педагогов-новаторов.

Информация о работе Инновация и инновационный процесс в системе образования