Инновация и инновационный процесс в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:46, реферат

Описание

Образование является частью культуры, и изменения в ее недрах меняют способы жизнедеятельности людей, а значит, ведут к инновациям в образовании. Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Согласно «азбуке социального психолога-практика»[1], в социально-психологическом ракурсе инновация — это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и общения.

Содержание

§1 Понятие «инновации» в образовании........................................3
§2 Цели и функции инновационного образования........................5
§3 Классификации инноваций ........................................................6
§4 Проблемы при внедрении инноваций........................................8
§5 Этапы развития инноваций.......................................................10
§6 Социально-психологические факторы успешного внедрения инноваций.................................................................................................12
§7 Характеристика современных инновационных тенденций и проблем, связанных с инновационными процессами в образовании..............................................................................................13

Работа состоит из  1 файл

innovac.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

2. Теоретический,  т.е. обоснование и проработка  инноваций на основе психолого-педагогического  анализа, прогнозирование того, как  будет развиваться инновационный  процесс и каковы его негативные  и позитивные последствия (экономические,  юридические и под.). Этот этап предполагает:

    • владение психолого-педагогической теорией;
    • умение выстроить в единую концепцию свои идеи;
    • обоснование необходимости или неизбежности инновации;
    • выделение факторов, способствующих внедрению новшества.

3. Организационно-практический — это создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.

4. Аналитический  — это обобщение и анализ  полученной модели. На этом этапе  надо осознать, на каком уровне  осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате нововведения. Если соответствия не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему?

5. Внедрение,  оно может быть пробным, а  затем и полным. Успех на этом  этапе зависит от трех факторов:

    • от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;
    • от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;
    • от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.).

Наиболее успешно  нововведения внедряются в относительно небольших коллективах (от 500 до 1000 человек), где легче проводить психологическую  подготовку персонала к нововведениям  и где быстрее можно пробудить  в людях энтузиазм и веру в  успех.

 

§6 Социально-психологические факторы успешного внедрения инноваций

 

Характеристики, касающиеся инициаторов и реализаторов инновационного процесса.

1. Первая группа  факторов - это объективные факторы  среды. К ним относятся:

  • Инновационная политика учреждения, которая может быть как интенсивной, так и экстенсивной.
  • Экономическое состояние учреждения. Хотя для сферы нематериального производства ключевыми являются не экономические, а идеологические и мотивационные установки персонала, экономические факторы все играют немаловажную роль.
  • Особенности конкретного учреждения (профессиональные традиции,  квалификационная структура коллектива, характер решаемых задач).

2. Вторая группа - это субъективные факторы. Сюда  входят:

  • Пол и возраст. Известно, что женщины более конформны, чем мужчины.
  • Личностные качества. К качествам, способствующим внедрению инноваций, относят склонность к риску, заинтересованность в служебном росте, высокий профессионализм, установку на нововведения. Именно эти качества психологи включают в понятие «новаторская личность».
  • Квалификация и образование.

 

Характеристики, касающиеся исполнителей (по Р.Л. Кричевскому):

  • образовательный уровень работников и наличие специальной системы подготовки и переподготовки кадров;
  • информационные контакты и осведомленность людей, т.е. получение ими адекватной информации о нововведении;
  • мотивация к нововведению, установка персонала на нововведения, которая во многом зависит от организаторов новшеств.

§7 Характеристика современных инновационных тенденций  и проблем, связанных с инновационными процессами в образовании

 

В последние  десятилетия изменения в характере  обучения происходят в контексте  глобальных образовательных тенденций, которые получили название "мегатенденций". К их числу относятся:

  • массовый характер образования и его непрерывность как новое качество,
  • значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм,
  • ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности,
  • адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности,
    • ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

 

В отечественных  организациях, по мнению А.И. Пригожина[8], имеют место явления, препятствующие успешному введению инноваций, обусловленные российской ментальностью, укладом и традициями:

  • ориентация многих работников не на достижение успеха, а на избегание неудачи;
  • боязнь риска и трудностей;
  • низкий уровень притязаний;
  • установки типа «всякая инициатива наказуема»;
  • отсутствие интереса к саморазвитию и самореализации;
  • грубая культура общения в целом и низкая эмпатия во взаимоотношениях со студентами в частности;
  • отсутствие навыков паритетного общения;
  • приверженность к стереотипам и низкая способность к импровизациям;
  • непонимание своего профессионального предназначения (своей учительской миссии) и как следствие неполнота самоактуализации в труде;
  • неспособность к многоуровневой рефлексии и как следствие эмоциональное выгорание через 10-15 лет преподавательской работы.

Список  литературы

 

 

  1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А., Азбука социального психолога-практика. — Л., 2007.
  2. Иванова В.А., Левина Т.В., Педагогика. — Красноярск, 2006.
  3. Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. — Барнаул, 2002.
  4. Иванова В.А., Левина Т.В., Инновационные образовательные процессы. — Красноярск, 2006.
  5. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. – СПб: Политехника, 2000.
  6. Шумпетер Й.Теория экономического. — М: Прогресс, — 1982.
  7. Аношкина В.Л., Резванов С.В., Образование. Инновация. Будущее. — М., 2001.
  8. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. — М., 1989.

Информация о работе Инновация и инновационный процесс в системе образования