Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:09, контрольная работа
Цель данной работы – представить и обосновать принципы и подходы эстетического воспитания школьников через этическую призму искусства.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
- рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию ведущих исследователей, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;
- изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;
Введение …………………………………………………………………………..…3
1. Эстетическое воспитание как педагогическая проблема………………………5
1.1 Значимость эстетического воспитания ……...………………………………....5
1.2 Цели и задачи эстетического воспитания ...……………………….……….….8
1.3 Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте. ……………12
2. Искусство как средство эстетического воспитания школьников ……………17
2.1 Педагогическая организация восприятия искусства школьниками ….…….17
2.2 Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства………………..22
Заключение …………………………………………………………...…………….26
Список литературы …………………………
В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по сбору исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.
В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях.
Второй этап постижения художественного произведения школьниками, Б.Т. Лихачев характеризует, как организацию процесса «получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства». Сущность этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника.
На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве дополнительного задания Б.Т. Лихачев советует использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.
И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. «После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности».
В качестве методов на этом этапе Б.Т. Лихачев выделяет методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.
Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий.
Второй путь научного постижения художественного произведения состоит в том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-художественной критики. «Задача литературно-художественной критики — помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью».
На основе первых трех этапов, Б. Т. Лихачев предлагает осуществить четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. «Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми».
«Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником – сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей».
Особая методика знакомства детей с произведениями искусства представлена в работе Кушаевой Н.А., которая направлена на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия:
1.
2.
3.
4.
5.
Таким образом, взаимодействие ребенка и произведения искусства прежде всего начинается с восприятия. Воспитательная и образовательная цель будет достигнута, когда произведение непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.
2.2 Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.
Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания.
Методы и приемы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
Прежде всего, необходимо выбрать форму проведения занятия. В методическом пособии О.Н. Апанасенко и А.В. Потемкина представлены рекомендуемые формы проведения занятий:
1.
2.
3.
Начать урок следует с активизации внимания учащихся, а так же необходимо сохранить концентрацию внимания учащихся на предмете изучения в течение всего урока. Согласно Е.П. Крупнику, активизировать деятельность эстетического сознания учащихся можно путем стимулирования педагогического процесса по трем основным направлениям:
1. Использование проблемных и творческих заданий на уроке. Педагог должен приблизиться в своих заданиях к типу художественных задач, над которыми надо «поломать голову», которую следует решить, используя материал произведения искусства и каждый раз отыскивая новые оригинальные решения.
2. Творческие формы работ самих учащихся, представляющие совместный поиск решения учеником и учителем в процессе сотрудничества, равноправного отношения воспитуемого и воспитателя, а так же самих школьников друг с другом. Наиболее адекватной педагогической формой являются игры.
3. Комплексное воздействие разных видов искусства на учащегося (синтезирование на уроках искусства произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства). Сравнительный анализ, как отмечает Крупник Е.П., и сопоставление их специфических и общих, «инвариантных» свойств и особенностей позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся.
Особую значимость последнего пункта подтверждает мнение Неменского Б.М., который считает, что переживание должно осознаваться как основный метод обучения в искусстве. И, следовательно, принципиально верный путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов.
М.Д. Таборидзе, в качестве выявления уровня эстетического развития учащихся, их знаний об искусстве, предлагает прием анкетирования, т.е. письменного опроса учащихся и последующий анализ результатов.
Вопросы для учащихся:
1.
2.
3.
4.
Описание картины или скульптуры:
1. Автор, название, материал и техника исполнения.
2. Жанр.
3. Анализ композиции.
4. Сюжет.
5. Отношение художника к данному произведению, что передано.
6. Цветовая гамма, колорит.
7. Отношение ученика к данному произведению, нравится или нет, уровень мастерства художника, аргументация.
Таборидзе М.Д. так же предлагает темы для контрольных работ учащихся:
1. «Какой вид искусства ты любишь больше всего и почему?»
2. «Какое значение имеет произведение изобразительного искусства, для кого оно создается, почему?»
Последний седьмой пункт, а так же контрольные вопросы наиболее важны, так как здесь у ученика появляется непосредственная возможность выразить свои чувства, мысли по поводу пережитого им от произведения искусства. Именно по этим пунктам учитель может судить об уровне эстетического развития учащихся, об их умении или неумении сопереживать, ставить себя на место другого, художника или героев его произведения.
Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге – и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить себя через произведение искусства.
Заключение
В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, привить им уважение к вечным ценностям и традициям.
На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, побудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.
Информация о работе Искусство как средство эстетического воспитания школьников