Использование наблюдения в работе воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание

Самое главное не оказывать дополнительного влияния на испытуемых — включенное наблюдение. В этом случае наблюдатель становится для наблюдаемых своим привычным человеком, при котором они ведут себя естественно. Включенное наблюдение за детьми может в какой- то степени осуществлять дома член семьи, а в детском учреждении — воспитатель. Однако следует иметь в виду, что включенность здесь не полная, поскольку наблюдатель - взрослый человек, педагог со своими правами и требованиями, на которые дети ориентируются в своем поведении.

Содержание

1 Введение___________________________________с. 1

2 Ценность метода наблюдения__________________с. 2

3 Признаки психопатических черт характера_______с. 3

4 Применение метода наблюдения_______________с. 5

5 Виды наблюдения___________________________с. 7

7 Вывод_____________________________________с. 11

6 Список литературы__________________________с. 12

Работа состоит из  1 файл

метод наблюдения.docx

— 35.57 Кб (Скачать документ)

Серьезным недостатком практического  использования методики наблюдений является недостаточно четкое продумывание системы фиксации наблюдаемых фактов и формулирование промежуточных  выводов. Опыт показывает, что с этой целью полезно использовать специальные  дневники наблюдений, в которых для  ребёнка отводится определенное число страниц и в хронологическом порядке фиксируются наблюдаемые факты и одновременно на полях дается им соответствующая оценка. Причем для экономии времени полезно кодировать условными знаками или различными цветами оценки тех или иных сторон личности.

Накопление текущей информации позволяет затем составить индивидуальную характеристику дошкольника. Кроме того, сведенная на общей карте информация позволяет быстро выделить типичную картину развития определенных качеств учащихся группы в целом, установить наиболее слабые и сильные стороны. Для этого надо выделить компоненты, имеющие самые низкие оценки, обратив на них особое внимание.

   Использование метода объективного наблюдения ставит вопросы: что является предметом психолого-педагогического наблюдения, какова характеристика воспитательных фактов? Ответы на эти вопросы должна дать теория воспитания и практика учебно-воспитательного процесса. Этот процесс развивается во взаимодействии воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика и должен привести к формированию личности воспитуемого в соответствии с поставленными целями

  Предметом наблюдения является  деятельность воспитателя и воспитуемых,  учителей и учащихся (студентов). При этом необходимо, чтобы описание  деятельности содержало в себе  педагогическое объяснение. Речь  идет не о внешних действиях,  а об их педагогическом содержании.

 

   В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести на основании способа и длительности'наблюдения.

 

  В соответствии с первым показателем (способ наблюдения) различается наблюдение непосредственное и опосредованное. Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. При этом важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям — наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.

 

   Научные работники часто пользуются непосредственным, открытым наблюдением в садике или в других воспитательных учреждениях. Поведение ребёнка, который знает, что за ним наблюдают, "меняется. Поэтому бывает необходимо, чтобы точная формулировка целей и задач наблюдения прямо не сообщалась. Наблюдатель при этом не является членом группы, он наблюдает ее как бы извне.

 

 Однако, часто для достижения  более объективного описания  воспитательных процессов нужно  наблюдать не извне, не с  позиций внешнего наблюдателя,  а как бы изнутри. В этом случае говорится о так называемом причастном наблюдении — научный работник вступает в тесный контакт с воспитателем, включается в жизнь воспитательного учреждения, участвует в его работе. Но при этом он скрывает свою настоящую роль и свои исследовательские цели. Он выступает как рядовой работник, член соответствующего коллектива.

  С помощью такого наблюдения можно проследить явления, которые иным путем наблюдению не доступны, например, отношения между детьми в группе, отношение воспитуемого к воспитателю и др.

 

Предмет психолого-педагогического  наблюдения и виды наблюдений

 

   Использование метода объективного наблюдения ставит вопросы: что является предметом психолого-педагогического наблюдения, какова характеристика воспитательных фактов? Ответы на эти вопросы должна дать теория воспитания и практика учебно-воспитательного процесса. Этот процесс развивается во взаимодействии воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика и должен привести к формированию личности воспитуемого в соответствии с поставленными целями.

  Предметом наблюдения является  деятельность воспитателя и воспитуемых. При этом необходимо, чтобы описание деятельности содержало в себе педагогическое объяснение. Речь идет не о внешних действиях, а об их педагогическом содержании.

  Недооценка значимости теоретической исходной позиции приводит лишь к внешнему описанию наблюдаемой деятельности, к накоплению данных, с формальной стороны, возможно, и точных. При этом не создается предпосылки для подлинного раскрытия собственно педагогического содержания, с чем мы встречаемся во многих исследованиях в области теории обучения и воспитания, которые стоят на позициях позитивизма и неопозитивизма.

 

  В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести на основании способа и длительности'наблюдения.

  В соответствии с первым показателем (способ наблюдения) мы различаем наблюдение непосредственное и опосредованное. Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. При этом важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям — наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.

 

 Научные работники часто  пользуются непосредственным, открытым  наблюдением в школе или в  других воспитательных учреждениях.  Поведение ученика или учителя,  которые знают, что за ними  наблюдают, "меняется. Поэтому бывает  необходимо, чтобы точная формулировка  целей и задач наблюдения прямо  не сообщалась. Наблюдатель при  этом не является членом группы, он наблюдает ее как бы извне. 

 

   Однако, часто для достижения более объективного описания воспитательных процессов нужно наблюдать не извне, не с позиций внешнего наблюдателя, а как бы изнутри. В этом случае мы говорим о так называемом причастном наблюдении — научный работник вступает в тесный контакт с коллективом воспитателей, включается в жизнь воспитательного учреждения, участвует в его работе. Но при этом он скрывает свою настоящую роль и свои исследовательские цели. Он выступает как рядовой работник, член соответствующего коллектива.

 

   С помощью такого наблюдения можно проследить явления, которые иным путем наблюдению не доступны, например, отношения между детьми в группе, отношение воспитуемого к воспитателю и др.

Наряду с открытым непосредственным наблюдением существует форма скрытого непосредственного наблюдения. Его  можно проводить односторонне (с  помощью стены, которая пропускает свет только в одном направлении, или с помощью скрытой камеры). Такой метод дает возможность  обеспечить ход учебно-воспитательного  процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения  присутствием наблюдателей.

 

   Об опосредованном наблюдении мы говорим тогда, когда научный работник пользуется уже готовыми результатами наблюдений, подготовленными другими лицами. Это могут быть сообщения воспитателей и иетодистов. Могут быть использованы записи, сделанные с помощью таких технических средств, как магнитофон, диктофон, видеофильм и др.    

  Преимущества опосредованного наблюдения заключаются в том, что один и тот же работник или разные люди могут несколько раз просмотреть какую-либо примечательную ситуацию и глубже ее проанализировать. Но, работая с фактами такого рода наблюдения, нужно иметь в виду несколько сниженную меру объективности подобных записей.

 В зависимости от длительности наблюдения,различается наблюдение долговременное и кратковременное.

 

   Кратковременное наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятельность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, нескольких минут и т. д.). Кратковременное наблюдение может иметь и вспомогательный характер, например, шкалы для замера интервалов времени, частотности или интенсивности событий.

 

   Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе в течение нескольких лет. К этому типу наблюдения относится также каузальное наблюдение. Оно заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представляют какой-то интерес, отклоняются от нормы и т. д. Этот метод требует всестороннего, внимательного и детального наблюдения за данным случаем, чтобы получить цельное представление о нем. Цель такого наблюдения — обнаружить причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать. Таким путем можно наблюдать за плохо успевающими или недисциплинированными детьми. При этом необходимо познакомиться с генетическим развитием личности, с факторами, которые имели позитивное или негативное влияние на ее формирование. Но из такого наблюдения нельзя делать поспешных обобщающих выводов.В педагогике используется также форма так называемого экспериментального наблюдения. Оно заключается в том, что исследователь вносит в обычный процесс обучения, в соответствии со своей гипотезой некоторые новые элементы экспериментального характера. Далее новый процесс наблюдается в естественных условиях занятий и фиксируется путем наблюдения.

 

                                          

                                      Средства наблюдения

 

  Выбор предмета наблюдения

 

 Пользуясь методом наблюдения, необходимо определить предмет  наблюдения и решить, каким путем  исследователь будет получать  данные наблюдения. Предметом наблюдения  могут быть учебно-воспитательные  ситуации или временные интервалы. 

 

  Предмет индивидуального наблюдения — закономерности практических действий, поступков и поведения испытуемых.

  Предмет группового наблюдения — критерии внутри группового взаимодействия, такие, как межличностные контакты, их количество, длительность, темп, активность, приспособление, инициатива, доминирование.

  Сделав предметом наблюдения ситуацию (например, взаимодействие между воспитуемым и воспитателем, решение проблемных ситуаций, игра детей т.д.), следует определить этап процесса обучения и воспитания, в который она включена. Реальная жизненная ситуация берется в естественном контексте и непрерывности процесса.

  В другом случае в процессе наблюдения фиксируются интервалы времени, т. е. наблюдение осуществляется в определенные интервалы времени (например, в определенные дни недели, в определенные недели месяца, в определенные часы дня с регулярными в несколько минут интервалами во время занятия и т. д.). Временные образцы дают хорошие данные только тогда, когда исследуемые явления встречаются часто и не уходят из поля наблюдения. Но они «вырывают» явление из естественного контекста и непрырывности. Наблюдением при помощи интервалов времени нельзя пользоваться, когда исследуемые ситуации встречаются редко и нерегулярно.

 Временными образцами можно  успешно пользоваться при длительных  наблюдениях развития тех или  иных явлений (например, выработка  навыков поведения, установление отношения между влиянием детского сада и семьи и т.д.). При этом желательно, чтобы интервалы наблюдения были регулярными.

 

                               Протоколирование наблюдения

 

 К основным средствам наблюдения  относится квалифицированное протоколирование. Записи в форме протокола составляют  важную часть метода объективного  наблюдения. Они позволяют возвращаться  к наблюдаемым фактам, являются  основой и исходным моментом  дальнейшего анализа. 

При наблюдении, особенно в естественных условиях учебно-воспитательного процесса, вопрос записи нередко бывает очень  сложным. Даже когда проводится выборочное наблюдение в соответствии с конкретными  целями, запись необходимо делать достаточно подробно, чтобы был возможен дальнейший объективный анализ. Запись должна происходить на месте наблюдения, непосредственно или же сразу  после него.

 

 Наблюдатель записывает в  заранее подготовленную схему  протокола не все, а только  то, что содействует прямо или  косвенно прояснению проблемы. При  этом должны быть записаны  подлинные факты, которые наиболее  точно представляют конкретную  ситуацию. Нельзя заменять наблюдаемую  действительность оценочными замечаниями  или преждевременной интерпретацией  явлений, Идя таким путем, наблюдатель  лишился бы объективных данных, к которым он может возвращаться в ходе анализа и обработки исследованного материала.

 

  Желательно, чтобы схема протокола была апробирована еще до исследования. Это поможет уточнить ее как со стороны содержания, так и с формальной стороны.

  Возможны и другие формы ведения записи, например дневник. Им с успехом можно пользоваться при изучении индивидуальных особенностей учеников в процессе обучения. Дневниками пользуются и в случаях долговременного наблюдения. В них заносят наиболее важные события. Дневник ведется хронологически и по возможности без перерыва. Факты, полученные наблюдением, позволяют составить педагогико-психологическую характеристику воспитаников. Характеристики, полученные на основе дневников, показывают постепенные изменения, которые происходили под влиянием педагогического воздействия.

 

 Ведя запись наблюдения, нельзя  ограничивать ее заранее предусмотренной  позицией или фиксировать только  те факты, которые подтверждали  бы ее. Весьма эффективно использование  стенографической или магнитофонной  записи, поскольку она дает объективное  отражение хода учебно-воспитательного  процесса. Однако технические средства  не могут полностью заменить  собственное, непосредственное восприятие  исследователя. Необходимо пользоваться  и тем, и другим средством.  Наблюдение как метод исследования  не является механическим копированием  наблюдаемой действительности. Оно  есть творческая деятельность  наблюдателя. 

В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: киносъемка, магнитофон, фотография. Для  уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой  отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления. Важной методической проблемой при  осуществлении всех психологических  исследований вообще и наблюдения в  особенности является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых. Достаточно исследователю войти в групповую  комнату, как дети невольно начинают вести себя не так, как прежде, и  естественность поведения, которая  является главным преимуществом  метода наблюдения, утрачивается. Испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, не должен замечать, что к  нему проявляется повышенный интерес.

Информация о работе Использование наблюдения в работе воспитателя