Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:11, контрольная работа
Самое главное не оказывать дополнительного влияния на испытуемых — включенное наблюдение. В этом случае наблюдатель становится для наблюдаемых своим привычным человеком, при котором они ведут себя естественно. Включенное наблюдение за детьми может в какой- то степени осуществлять дома член семьи, а в детском учреждении — воспитатель. Однако следует иметь в виду, что включенность здесь не полная, поскольку наблюдатель - взрослый человек, педагог со своими правами и требованиями, на которые дети ориентируются в своем поведении.
1 Введение___________________________________с. 1
2 Ценность метода наблюдения__________________с. 2
3 Признаки психопатических черт характера_______с. 3
4 Применение метода наблюдения_______________с. 5
5 Виды наблюдения___________________________с. 7
7 Вывод_____________________________________с. 11
6 Список литературы__________________________с. 12
Серьезным недостатком практического использования методики наблюдений является недостаточно четкое продумывание системы фиксации наблюдаемых фактов и формулирование промежуточных выводов. Опыт показывает, что с этой целью полезно использовать специальные дневники наблюдений, в которых для ребёнка отводится определенное число страниц и в хронологическом порядке фиксируются наблюдаемые факты и одновременно на полях дается им соответствующая оценка. Причем для экономии времени полезно кодировать условными знаками или различными цветами оценки тех или иных сторон личности.
Накопление текущей информации
позволяет затем составить
Использование метода объективного наблюдения ставит вопросы: что является предметом психолого-педагогического наблюдения, какова характеристика воспитательных фактов? Ответы на эти вопросы должна дать теория воспитания и практика учебно-воспитательного процесса. Этот процесс развивается во взаимодействии воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика и должен привести к формированию личности воспитуемого в соответствии с поставленными целями
Предметом наблюдения является
деятельность воспитателя и
В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести на основании способа и длительности'наблюдения.
В соответствии с первым показателем (способ наблюдения) различается наблюдение непосредственное и опосредованное. Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. При этом важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям — наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.
Научные работники часто пользуются непосредственным, открытым наблюдением в садике или в других воспитательных учреждениях. Поведение ребёнка, который знает, что за ним наблюдают, "меняется. Поэтому бывает необходимо, чтобы точная формулировка целей и задач наблюдения прямо не сообщалась. Наблюдатель при этом не является членом группы, он наблюдает ее как бы извне.
Однако, часто для достижения
более объективного описания
воспитательных процессов
С помощью такого наблюдения можно проследить явления, которые иным путем наблюдению не доступны, например, отношения между детьми в группе, отношение воспитуемого к воспитателю и др.
Предмет психолого-педагогического наблюдения и виды наблюдений
Использование метода объективного наблюдения ставит вопросы: что является предметом психолого-педагогического наблюдения, какова характеристика воспитательных фактов? Ответы на эти вопросы должна дать теория воспитания и практика учебно-воспитательного процесса. Этот процесс развивается во взаимодействии воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика и должен привести к формированию личности воспитуемого в соответствии с поставленными целями.
Предметом наблюдения является деятельность воспитателя и воспитуемых. При этом необходимо, чтобы описание деятельности содержало в себе педагогическое объяснение. Речь идет не о внешних действиях, а об их педагогическом содержании.
Недооценка значимости теоретической исходной позиции приводит лишь к внешнему описанию наблюдаемой деятельности, к накоплению данных, с формальной стороны, возможно, и точных. При этом не создается предпосылки для подлинного раскрытия собственно педагогического содержания, с чем мы встречаемся во многих исследованиях в области теории обучения и воспитания, которые стоят на позициях позитивизма и неопозитивизма.
В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести на основании способа и длительности'наблюдения.
В соответствии с первым показателем (способ наблюдения) мы различаем наблюдение непосредственное и опосредованное. Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. При этом важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям — наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.
Научные работники часто
пользуются непосредственным, открытым
наблюдением в школе или в
других воспитательных
Однако, часто для достижения более объективного описания воспитательных процессов нужно наблюдать не извне, не с позиций внешнего наблюдателя, а как бы изнутри. В этом случае мы говорим о так называемом причастном наблюдении — научный работник вступает в тесный контакт с коллективом воспитателей, включается в жизнь воспитательного учреждения, участвует в его работе. Но при этом он скрывает свою настоящую роль и свои исследовательские цели. Он выступает как рядовой работник, член соответствующего коллектива.
С помощью такого наблюдения можно проследить явления, которые иным путем наблюдению не доступны, например, отношения между детьми в группе, отношение воспитуемого к воспитателю и др.
Наряду с открытым непосредственным наблюдением существует форма скрытого непосредственного наблюдения. Его можно проводить односторонне (с помощью стены, которая пропускает свет только в одном направлении, или с помощью скрытой камеры). Такой метод дает возможность обеспечить ход учебно-воспитательного процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения присутствием наблюдателей.
Об опосредованном наблюдении мы говорим тогда, когда научный работник пользуется уже готовыми результатами наблюдений, подготовленными другими лицами. Это могут быть сообщения воспитателей и иетодистов. Могут быть использованы записи, сделанные с помощью таких технических средств, как магнитофон, диктофон, видеофильм и др.
Преимущества опосредованного наблюдения заключаются в том, что один и тот же работник или разные люди могут несколько раз просмотреть какую-либо примечательную ситуацию и глубже ее проанализировать. Но, работая с фактами такого рода наблюдения, нужно иметь в виду несколько сниженную меру объективности подобных записей.
В зависимости от длительности наблюдения,различается наблюдение долговременное и кратковременное.
Кратковременное наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятельность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, нескольких минут и т. д.). Кратковременное наблюдение может иметь и вспомогательный характер, например, шкалы для замера интервалов времени, частотности или интенсивности событий.
Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе в течение нескольких лет. К этому типу наблюдения относится также каузальное наблюдение. Оно заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представляют какой-то интерес, отклоняются от нормы и т. д. Этот метод требует всестороннего, внимательного и детального наблюдения за данным случаем, чтобы получить цельное представление о нем. Цель такого наблюдения — обнаружить причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать. Таким путем можно наблюдать за плохо успевающими или недисциплинированными детьми. При этом необходимо познакомиться с генетическим развитием личности, с факторами, которые имели позитивное или негативное влияние на ее формирование. Но из такого наблюдения нельзя делать поспешных обобщающих выводов.В педагогике используется также форма так называемого экспериментального наблюдения. Оно заключается в том, что исследователь вносит в обычный процесс обучения, в соответствии со своей гипотезой некоторые новые элементы экспериментального характера. Далее новый процесс наблюдается в естественных условиях занятий и фиксируется путем наблюдения.
Выбор предмета наблюдения
Пользуясь методом наблюдения,
необходимо определить предмет
наблюдения и решить, каким путем
исследователь будет получать
данные наблюдения. Предметом наблюдения
могут быть учебно-
Предмет индивидуального наблюдения — закономерности практических действий, поступков и поведения испытуемых.
Предмет группового наблюдения — критерии внутри группового взаимодействия, такие, как межличностные контакты, их количество, длительность, темп, активность, приспособление, инициатива, доминирование.
Сделав предметом наблюдения ситуацию (например, взаимодействие между воспитуемым и воспитателем, решение проблемных ситуаций, игра детей т.д.), следует определить этап процесса обучения и воспитания, в который она включена. Реальная жизненная ситуация берется в естественном контексте и непрерывности процесса.
В другом случае в процессе наблюдения фиксируются интервалы времени, т. е. наблюдение осуществляется в определенные интервалы времени (например, в определенные дни недели, в определенные недели месяца, в определенные часы дня с регулярными в несколько минут интервалами во время занятия и т. д.). Временные образцы дают хорошие данные только тогда, когда исследуемые явления встречаются часто и не уходят из поля наблюдения. Но они «вырывают» явление из естественного контекста и непрырывности. Наблюдением при помощи интервалов времени нельзя пользоваться, когда исследуемые ситуации встречаются редко и нерегулярно.
Временными образцами можно
успешно пользоваться при
Протоколирование наблюдения
К основным средствам
При наблюдении, особенно в естественных
условиях учебно-воспитательного
Наблюдатель записывает в
заранее подготовленную схему
протокола не все, а только
то, что содействует прямо или
косвенно прояснению проблемы. При
этом должны быть записаны
подлинные факты, которые
Желательно, чтобы схема протокола была апробирована еще до исследования. Это поможет уточнить ее как со стороны содержания, так и с формальной стороны.
Возможны и другие формы ведения записи, например дневник. Им с успехом можно пользоваться при изучении индивидуальных особенностей учеников в процессе обучения. Дневниками пользуются и в случаях долговременного наблюдения. В них заносят наиболее важные события. Дневник ведется хронологически и по возможности без перерыва. Факты, полученные наблюдением, позволяют составить педагогико-психологическую характеристику воспитаников. Характеристики, полученные на основе дневников, показывают постепенные изменения, которые происходили под влиянием педагогического воздействия.
Ведя запись наблюдения, нельзя
ограничивать ее заранее
В настоящее время для достижения
точности и объективности наблюдения
используются технические средства:
киносъемка, магнитофон, фотография. Для
уточнения результатов
Информация о работе Использование наблюдения в работе воспитателя