Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника. В данной курсовой рассматриваются различные техники нетрадиционного рисования, рассматривается как это влияет на ребенка.
Введение........................................................................................................……...3
Глава 1. Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.
1.1. Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования………………………………………………………………………….5
1.2. Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками…………………………………………13
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми………………………………………………………………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию техники рисования у младших дошкольников.
2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4 года жизни………………………………………………………………………...22
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы …………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………….36
В книге «Детское творческое конструирование» (1999) Л.А.Парамонова выделяет три особенности детского творчества.
Первая особенность—ребенок создает иногда оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих; предметов и явлений. Новизна открытий и продуктов творчества субъективна, ребенок делает это для себя, что является первой важной особенностью его творческой деятельности.
Вторая особенность—в эмоциональном отклике, стремлении искать, находить, много раз повторять найденный в рисунке, лепке, образ, пробовать другие варианты его решения, в увлеченности процессом нахождения и повторения способа изображения, создания сюжетной или декоративной композиции.
Третья особенность—в стремлении ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке, лепке, аппликации. Его деятельность носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер.
На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной. Педагогу необходимо знать данные особенности и учитывать их в работе с детьми, этот процесс, который направлен на:
•развитие
у ребенка способности
•стремление самому участвовать в создании прекрасного;
•приобщение к художественному творчеству;
•развитие художественно-творческих способностей.
Для этого необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а затем — создавать художественные образы в процессе собственного творчества.
Сегодня
есть выбор вариантов
Педагогические
условия для решения
— в построении педагогического процесса экспериментальной площадки ГДОУ д/с № 1266 СВОУО на принципах «Педагогики ненасилия» как прогрессивного направления в отечественной педагогике XXI века;
— в авторских разработках и экспериментальной проверке участниками эксперимента серий экспериментальных занятий по развитию детской художественной одаренности средствами нетрадиционных художественных техник.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности. У детей в этот возрастной период быстро развивается речь, устанавливаются связи между окружающими явлениями, предметами и их словесным обозначением, происходит обогащение эмоциональной сферы, развивается конкретно-образное мышление.
Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста, её особенности рассматривались многими исследователями, однако её трактовка была различной. В. Штерн рисунки детей этого возраста называет «бессмысленной пачкотнёй», Е.А. Флерина определяет первый период рисования как «процессуальный». Однако те же исследователи отмечают и другую сторону деятельности - образно-смысловую. Они указывают, что дети всё больше начинают интересоваться тем, что получилось, всё чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм.
Е.А. Флерина отмечала
Современная отечественная
Учитывая специфику этой
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей-дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо исполненный рисунок — это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.
Заключая
вышеизложенное, можно сделать вывод,
что большое значение в решении
многих задач по формированию техники
рисования в дошкольном детстве
исследователи придают
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги. Следовательно, требуется специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений.
Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании. Овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию.
Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти — размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т.д.
Доступность
использования нетрадиционных техник
определяется возрастными особенностями
дошкольников. Так, например, начинать
работу в этом направлении следует с таких
техник, как рисование пальчиками, ладошкой,
обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном
возрасте эти же техники дополнят
художественный образ, создаваемый с помощью
более сложных: кляксографии, монотипии,
тычок жёсткой полусухой кистью, черно-белый
граттаж(грунтованный лият), цветной гратаж,
тычкование, тиснение, скатывание бумаги,
свеча + акварель, печать по трафарету,
оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск
печатками из ластика, оттиск пенопластом,
оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев,
набрызг, монотипия предметная, монотипная
пейзажная, кляксография с трубочкой,
кляксография с ниточкой, кляксография
обычная, восковые мелки + акварель, акварельные
мелки.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению младшими дошкольниками нетрадиционных техник рисования.
2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4-го года жизни.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №167 г.Тулы, во второй младшей группе. Для экспериментальной работы по рекомендации воспитателя было отобрано 5 детей четвёртого года жизни.
Характеристика
детей, участвующих в опытно-
1. Катя Л. – 4 года.
Спокойная, уравновешенная, доброжелательная девочка. Она ответственно и с удовольствием выполняет различные задания, поручения. На занятиях бывает не внимательна, из-за этого что-то может не получаться.
2. Дима Н. – 4 года.
Спокойный мальчик. При выполнении задания старается быть аккуратным. Если в чем-то затрудняется может попросить помощи взрослого. На занятиях очень внимательный.
3. Лера Ч. – 3 года
Эмоциональная, активная девочка. Предпочитает лидирующие роли в играх. Предлагаемые задания не всегда выполняет аккуратно. На занятиях много отвлекается, из-за этого много не получается.
4. Женя Р. – 4 года.
Спокойный, любознательный мальчик. При выполнении задания старается, но иногда обращается за помощью воспитателя. На занятиях очень внимательный.
5. Денис Д. – 4 года
Внимательный, сообразительный ребенок. На занятиях не всегда внимателен, не часто обращается за помощью к воспитателю. При выполнении задания старателен, но не всегда получается, так как иногда отвлекается.
Цель констатирующего этапа экспериментальной работы: выявить уровень сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.
Задачи констатирующего этапа:
Из исследований Тамары Семёновны Комаровой, Нелли Владимировны Шайдуровой были заимствованы критерии и показатели сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании [32, с.110].
Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками.