Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника. В данной курсовой рассматриваются различные техники нетрадиционного рисования, рассматривается как это влияет на ребенка.

Содержание

Введение........................................................................................................……...3
Глава 1. Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.
1.1. Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования………………………………………………………………………….5
1.2. Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками…………………………………………13
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми………………………………………………………………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию техники рисования у младших дошкольников.
2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4 года жизни………………………………………………………………………...22
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы …………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Критерии  и  показатели  сформированности  техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.

                             ↓                                                                           ↓

       Навыки владения                                                    Формообразующие

        изобразительными                                                     движения:

       материалами:                                                             1)линия

       1)навык владения                                                        2)форма

        карандашом,                                                               3)закрашивание формы

        2)навык владения 

        кисточкой и краской.

   Далее представлены уровни формирования техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста.

Уровни Описание  уровня
I уровень

Высокий

  Умеет правильно  держать кисть, карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не близко к отточенному концу или ворсу, сильно не сгибая пальцы, не сжимая ими карандаш.

  Умеет правильно обмакивать кисть в  краску, промывает в воде, повторно обмакивает кисть в краску по мере надобности.

  Регулирует  нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведёт его неотрывно туда-обратно.

  Регулирует  силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность.

  Умеет проводить горизонтальные линии слева направо, вертикальные линии сверху вниз, пересекать их, замыкать в округлые формы; рисовать круг, квадрат, прямоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии проводит слитным, неотрывным, безостановочным движением.

  
II уровень

Средний

  Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками: плохо промывает кисть в воде, обмакивает кисть в краску, если это необходимо, по указанию взрослого.

  Не  всегда может регулировать нажим  и направление штриховки при использовании карандаша.

  Умеет использовать кисть при передаче изображения. Правильная техника работы красками применяется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно.

  Не  всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии. Может  замыкать линии в округлые формы, пересекать их. Рисует круг, прямоугольник. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая. Часто обращается за помощью взрослого.

III уровень

Низкий 

  Не умеет  держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками: не промывает в воде, используя другую краску, рисует сухой кистью.

  Использует  карандаш без регулирования нажима и направления штриховки. При закрашивании использует одни и те же способы движения карандашом и кистью: неотрывно туда-обратно.

  Закрашивает беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.

 

    Методика  обследования уровня сформированности технических навыков у детей  старшего дошкольного возраста в рисовании была заимствована из исследований Комаровой Т.С., Швайко Г.С. и состояла из 2 диагностических заданий.

Диагностическое задание № 1.

   Тема:  «Скворечник ».

   Цель: определить уровень владения краской  и кисточкой и формообразующими движениями.

   Форма проведения: групповая.

   Материал: кисти, краски гуашевые, баночка с  водой,  белые листы бумаги.

   Инструкция: вначале был показан Скворец, и далее дети вспомнили как выглядит скворечник. Затем было предложено нарисовать скворечник для Скворца.

   Условия проведения: обследование было организовано в  естественных условиях детского сада.

   Результаты  диагностического задания №1 были занесены в таблицу №1.

Таблица №1.

Результаты  диагностического задания №1.

п/п

Имя ребёнка Критерии  технических навыков в рисовании
Владение  красками и кистью Владение  формообразующими движениями
1  
Катя  Л.
Регулирует  силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Не умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник, линии. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие.
2  
Дима  Н.
Умеет использовать кисть при передаче изображения. Закрашивает изображения недостаточно аккуратно. умеет накладывать краски в одном направлении, заполняя последовательно всю поверхность; Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки, не залазите за контуры рисунка.
3  
Лера  Ч.
 Не регулирует силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов. Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. 
4  
 Денис Д.
Регулирует  силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов. Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура.
5  
Женя  Р.
Умеет использовать кисть при передаче изображения. Закрашивает изображения недостаточно аккуратно. Владеет техникой работы с художественными материалами.

 

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура.
 
 

         Дети старательно выполняли данное задание. Они вспомнили как выглядит скворечник, назвали все геометрические составляющие. Иногда обращались за помощью или задавали вопросы.

Диагностическое задание № 2.

   Тема:  «Будка для пса».

   Цель: определить уровень владения карандашами  и формообразующими движениями.

   Форма проведения: групповая.

   Материал:  цветные карандаши, белые листы бумаги.

   Инструкция:  показала картинку собаки, спросила где живет. Далее попросила нарисовать будку.

   Условия проведения: обследование было организовано в  естественных условиях детского сада.

   Результаты  диагностического задания №2 были занесены в таблицу №2.

Таблица №2.

Результаты  диагностического задания №2.

п/п

Имя ребёнка Критерии  технических навыков  в рисовании
Владение  карандашом Владение  формообразующими движениями
1  
Катя  Л.
Регулирует  нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно. Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки. Линии легкие.
2  
Дима Н.
 Выбрал постой  карандаш. Регулирует нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно. 
Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник.
3  
Лера. Ч.
Регулирует  нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно. 
Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки.
4  
Денис Д.
Не всегда регулирует нажим. Регулирует направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно. Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Не всегда регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура.
5  
Женя  Р.
Регулирует  нажим и направление штриховки  в работе с карандашом: ведет его  неотрывно. Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура.
 

          Ребята правильно ответили на все вопросы. Они старательно выполняли данное задание. Дети вспомнили как выглядит будка, назвали все геометрические составляющие.

    В соответствии с критериями уровень сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании по результатам констатирующего этапа эксперимента представлен в таблице №3: 

Таблица №3.

Уровни  сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.

Уровни Дети Количество  детей
высокий Катя Л., Дима С., Лера Ч., Денис Д. 4
средний Женя Р. 1
низкий    
 
 

  К высокому уровню были отнесены Катя Л., Дима С., Лера Ч., Денис Д. Дети на протяжении констатирующего этапа были эмоционально заинтересованы в выполнении заданий. Умеют правильно держать кисть, карандаш. Владеют техникой работы с художественными материалами. Регулировали нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения. Регулировали силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Умеют накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность. Умеет проводить горизонтальные линии слева направо, вертикальные линии сверху вниз, пересекать их, замыкать в округлые формы; рисовать круг, квадрат, прямоугольники.

  К среднему уровню был отнесен Женя Р.. Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками: плохо промывает кисть в воде, обмакивает кисть в краску.

  Не  всегда может регулировать нажим  и направление штриховки при использовании карандаша.

  Умеет использовать кисть при передаче изображения. Правильная техника работы красками применяется не всегда.  Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно.

   Не  всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии. Может  замыкать линии в округлые формы, пересекать их. Рисует круг, прямоугольник. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура.

   Результаты  констатирующего этапа эксперимента показали, что не все дети владеют техникой рисунка: не всегда правильно держат кисти, карандаши, не совсем правильно пользуются красками, не всегда регулируют нажим, не всегда верно рисуют линии. Нужно много переложить усилий, чтобы дети научились правильно держать кисть и карандаш, правильно научились закрашивать рисунок, не выходя за контуры; чтобы линии проводились слитным, неотрывным, безостановочным движением; чтобы регулировали силу нажима. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В настоящее время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

     Исследования  педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни, в возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Для развития мелкой моторики рук такая техника, как нетрадиционная, где есть различные манипуляции с различными предметами, это очень хорошо.

          Нетрадиционная техника рисования дошкольников заключает в себе большие   потенциальные   возможности   всестороннего   развития ребенка. Эта техника рисования позволяет развивать воображение и фантазию, которые в дальнейшем помогают развить творческие способности. Такая техника рисования  нужна для дошкольных учреждений, так как помогает воспитателям заинтересовать детей к изобразительному искусству в целом.

    В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию техники рисунка младшего дошкольника были выявлены уровни сформированности технических навыков.

    Из  пяти детей четверо были отнесены к высокому уровню. Это говорит  о том, что дети во второй младшей группе в хорошей степени владеют техническими навыками.  
 

Список  литературы.

  1. Григорьева,  Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скр ипторий 2003», 2008. – 80с.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.– М.: «Издательство Скр ипторий 2003», 2008. – 72с.
  4. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/ Е.И. Игнатьев. - М., 1961.
  5. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество/ Т.Г. Казакова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006. - 192 с.
  6. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и  художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова — М.: Педагогика, 1983. — 112с. 
  7. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»/ Т.Г. Казакова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 255 с.
  8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет/ Т.С.   Комарова.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие/ Т.С. Комарова.  — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.
  10. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания/Т.С.   Комарова. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с.
  11. Комарова, Т.С., Халезова, Н.Б., Казакова, Т.Г. Учитесь рисовать и лепить/ Т.С.   Комарова. – М.: Просвещение, 1967. – 112 с.
  12. Комаровой Т.С Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Комаровой Т.С.. - М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  13. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006.- 144 с.
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
  15. Сакулина, Н.П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/Н.П. Сакулина, Т.С.   Комарова. - М., 1982.
  16. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 243 с.
  17. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.
  18. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/ Е.А. Флёрина. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. - 160 с.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками.