Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:05, реферат
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи.
Введение 3
1.Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. 5
2.Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. 7
3.Классификация загадок. 9
4.Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста. 10
5.Методика работы с загадками с детьми дошкольного возраста. 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Для
старших дошкольников особо хороши
загадки с возможными несколькими
правильными ответами, где в дискуссии
может развиваться
Загадка
для старших детей может быть
использована и как часть занятия
и как целое занятие. Например,
загадки, дающие представление о
многозначном значении какого-нибудь
слова, несут столько информации,
что ее обыгрывание займет все
занятие.
Обучение
детей отгадыванию загадок
Развитие всех психических процессов
дошкольника является основой при отгадывании
загадки, а предварительное ознакомление
детей с предметами и явлениями, о которых
пойдет речь, является главным условием,
обеспечивающим понимание и правильное
отгадывание загадки.
Необходимы также знания, специально подводящие
детей к отгадыванию. Для этого необходимо
организовывать наблюдения детей за повадками
животных, за трудом взрослых, за изменениями
природы, за обыденной жизнью. Большое
значение для закрепления полученного
опыта играют дидактические игры и игровые
занятия.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.
Учитывая
особенности загадки как
- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.
В связи с этим порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. С этой целью рекомендуется организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки, предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?"
Если ребенок пропускает в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки
Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле", необходимо показать несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращает внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, рекомендуется предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, можно опираться на систему Е. Кудрявцевой, которая более детально рассмотрела данный аспект и предложила использовать дидактические игры. Она также считает необходимым учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.
Для
отгадывания загадок с
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Для развития у детей навыков описательной речи методисты предлагают проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, воспитателю необходимо поинтересоваться у ребенка, понравилась ли им загадка, выяснить, что в ней особенно понравилось и запомнилось, возникли ли какие – то трудности при отгадывании, если таковые возникли, то воспитателю необходимо узнать какие слова показались детям самыми трудными.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому необходимо обращать внимание на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Рекомендуется использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Так, собирая детей на прогулку, можно предложить детям загадку об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой.
Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.
Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о како либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее.
Увиденная
отгадка лучше запомнится ребенку
во всех ее подробностях, если ребенок
будет ее рассматривать в момент
наибольшей заинтересованности, выискивая
те, признаки, по которым он узнал
предмет.
Наглядный материал также помогает ребенку
лучше освоить игровое действие. На начальном
этапе знакомства с игрой такие наглядные
пособия особенно важны..
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы: загадки первого уровня сложности, загадки второго уровня сложности, загадки третьего уровня сложности.
При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Учитывая
особенности загадки как
- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
1.Алексеева М.М.,
Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. –М.: Академия,
2000. –400с.
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие
дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы,
поговорки, загадки, детский фольклор.
–М.: Учпедгиз, 1997. –240с.
4.Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1991. – 147 с.
5.Хмелюк М.
Использование загадок в
6.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1980. –348с.
Информация о работе Использование загадок в развитии речи дошкольника