Использование загадок в развитии речи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:05, реферат

Описание

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи.

Содержание

Введение 3
1.Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. 5
2.Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. 7
3.Классификация загадок. 9
4.Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста. 10
5.Методика работы с загадками с детьми дошкольного возраста. 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Использование загадок в развитии речи дошкольников.docx

— 38.94 Кб (Скачать документ)

    В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

    Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими  правильными ответами, где в дискуссии  может развиваться доказательная  речь.

    Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия  и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о  многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все  занятие. 
 

 

  1. Методика  работы с загадками  с детьми дошкольного  возраста.
 

    Обучение  детей отгадыванию загадок требует  большого терпения и подготовительной работы. Обучение  отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. 
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки. 
Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью. Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.

    И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет  и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к  высказываниям – на прогулке, в  группе, дома.

    Учитывая  особенности загадки как логической задачи методисты советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:

    - выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

    - сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;

    - на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

    Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании  загадок.

  • Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
  • Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
  • Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

    В связи с этим порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:

  • установить,  в общем виде, что нужно искать;
  • установить, где нужно искать;
  • выявить все оставшиеся признаки;
  • выдвинуть предположение-отгадку;
  • объединить установленные признаки;
  • сделать итоговый вывод.

    Для всестороннего развития детей при  отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого  следует вызывать у детей интерес  к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.  С этой целью рекомендуется организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"

    Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять  загадки   по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки, предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?"

    Если  ребенок пропускает в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки

    Если  ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что  живет в дупле", необходимо показать несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращает внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.

    Чтобы менялись содержание и способы доказательства, рекомендуется предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, можно опираться на систему Е. Кудрявцевой, которая более детально рассмотрела данный аспект и предложила использовать дидактические игры. Она также считает необходимым учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.

    Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить  дошкольников применять прием перегруппировки  признаков. Ребенок должен уметь выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

    Сознательное  отношение детей к отгадыванию  загадок, к подбору доказательств  развивает самостоятельность и  оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых  можно трактовать по-разному. В таких  случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.

    Для развития у детей навыков описательной речи методисты предлагают проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, воспитателю необходимо поинтересоваться у ребенка, понравилась ли им загадка, выяснить, что в ней особенно понравилось и запомнилось, возникли ли какие – то трудности при отгадывании, если таковые возникли, то воспитателю необходимо узнать какие слова показались детям самыми трудными.

    Структура загадки требует специфических  языковых средств, поэтому необходимо обращать  внимание на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

    Рекомендуется использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Так, собирая детей на прогулку, можно предложить детям загадку об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой.

    Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя  их,  находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

    Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью,  особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми  о како либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее.

    Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку  во всех ее подробностях, если ребенок  будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая  те, признаки, по которым он узнал  предмет. 
Наглядный материал также помогает ребенку лучше освоить игровое действие. На начальном этапе знакомства с игрой такие наглядные пособия особенно важны..

 

Заключение

 

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

    Отгадывание и придумывание загадок оказывает  влияние на разностороннее развитие речи детей.

    Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные  значения слов, формируют представления  о переносном значении слова. Они  помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя  сосредоточиться на языковой форме  и анализировать ее.

    По  типу логической задачи, характеру  умственной операции, необходимой для  решения, загадки можно условно  разделить на три группы: загадки первого уровня сложности, загадки второго уровня сложности, загадки третьего уровня сложности.

    При  отборе воспитателем  загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа  выбранной загадки, точность и полнота характеристики.

    Учитывая  особенности загадки как логической задачи методисты советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:

    - выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

    - сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;

    - на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

Список  использованной литературы

 

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с. 
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с. 
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1997. –240с.

4.Бородич А.М.  Методика развития речи детей.  -М.: Просвещение, 1991. – 147 с.

5.Хмелюк М.  Использование загадок в работе  с детьми // Дошк. воспитание.-1993.-№7.-С.18-21.255с.

6.Эльконин Д.Б.  Детская психология: развитие от  рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1980. –348с.


Информация о работе Использование загадок в развитии речи дошкольника