Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Введение
Глава 1. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Современные подходы к обучению дошкольников математике
1.2 Использование занимательного материала при обучении математике
Глава 2. Разработка занятий с использованием занимательного материала по формированию элементарных математических представлений дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложения
– Кстати, для рисования прямых линий используется тоже специальный предмет – он называется "линейка". Смотрите, какая ровная прямая линия получается, если чертить её по линейке…
Тем временем ёжик снова взял проволочку и согнул её в виде петли.
– Учитель, а что это такое?
– Это петля. Какая это линия? Замкнутая ли она? Замкнутой называется линия, концы которой совпадают. Петля – незамкнутая линия, но она пересекает саму себя. Попробуйте придумать сами другую замкнутую линию.
Белочка выгнула из проволочки красивое сердечко. Лисёнок сделал окружность, а затем сплющил её и получился эллипс.
– Пожалуй, на сегодня достаточно, – сказала Сова. – Вы познакомились с окружностью, с циркулем и линейкой, узнали про замкнутые линии. Пора и отдохнуть.
Занятие 2
Геометрические фигуры (повторение)
Педагог показывает детям фигуры, а они их называют: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Третья история о проволочке.
Сова созвала зверят на следующий урок. Она взяла снова проволочку, согнула её с двух концов вверх одинаковые отрезки и соединила их.
– Смотрите, что у меня получилось, – обратилась она к ученикам. – На что это похоже?
– На крышу человеческого дома! – крикнул дрозд.
– На муравейник, – подсказал ёжик.
Сова выслушала зверят и произнесла:
– Такая фигура называется треугольником. А сейчас я вас познакомлю ещё с одной геометрической фигурой, – и она принялась снова сгибать проволочку. – Видите, что получилось? Эта фигура называется прямоугольник. Противоположные её стороны равны, а соприкасающиеся – нет. А у похожего на него квадрата равны все стороны, – и Сова вновь принялась за работу, чтобы показать зверятам как выглядит квадрат.
Зверята слушали очень внимательно и рисовали фигуры к себе в тетрадь (вы тоже рисуете?) После сказки детям предлагается поиграть в игру "Волшебный мешочек". В мешочек складывают знакомые геометрические фигуры, дети по очереди засовывают руку в мешочек, на ощупь узнают фигуру и достают её, чтобы все убедились, что ребёнок опознал её правильно.
Можно предложить игру "Узнай по описанию" (сначала описывает педагог, а дети отгадывают, потом описывают дети, отгадывает – педагог).
Превращаем фигуры, нарисованные на листе бумаги, в картинки.
Занятие 3.
Спираль и геометрические аналогии
Четвёртая история о проволочке.
В ожидании учеников Сова задумчиво накручивала проволочку на палочку, а потом сняла с палочки получившийся завиток.
– Ой, завитушка! – воскликнула белочка.
– Это такие колечки, – сказал ёжик.
Зверята стали собираться на полянку.
– То, что получилось, похоже на линию, которая называется спираль, – сказала Сова. – Между прочим, на твоей раковине, улитка, её можно увидеть.
Все посмотрели на раковину улитки, а она просто засияла от гордости.
– Я видела лестницу в доме человека, – пропищала, дрожа и робея, маленькая мышка. – Она тоже загибалась, как раковинка улитки и как эта… пи-пи-спираль…
– А я однажды нашёл на дороге электрическую лампочку – у неё внутри тоже была спираль из тоненькой проволочки, – сказал ёжик.
– Спирали могут быть закручены или влево, или вправо, – нарисовала Сова две спирали на песке. – Витки спирали могут быть расположены близко друг к другу или далеко. Поищите спирали вокруг вас и расскажите о ваших наблюдениях на следующем уроке.
Дети рисуют спираль и вспоминают что, похожее на спираль, они видели.
Занятие 4.
Расположение линий в пространстве
Пятая история о проволочке.
– Сегодня я покажу вам с помощью нашей замечательной помощницы – проволочки, как по-разному могут располагаться линии относительно друг друга. Возьмём проволочку и палочку, – начала урок Сова. – Они могут быть расположены вот так, как мои лапы, на одинаковом расстоянии друг от друга.
– Как провода! – сказала синичка.
– Как рельсы, по которым едут поезда, – сказал ёжик.
– В таких случаях люди говорят, что эти линии па-рал-лель-ны, – сказала Сова. – Нарисуйте на песке под большой сосной 2-3 параллельные линии. Положите несколько больших сосновых иголок параллельно друг другу.
Чтобы красиво чертить прямые и параллельные линии, пользуются линейкой; будет ещё удобнее, если взять линейки сразу – вот так. (И Сова начертила 3 параллельные прямые).
– Прямые линии могут и пересекаться (Сова сложила проволочку и веточку "крест-накрест"). Сколько раз могут пересекаться 2 прямые, как вы думаете? Нарисуйте пересекающиеся прямые.
– Кривые тоже могут пересекаться и даже не один раз, – сказал зайчонок. – Тропинки в нашем лесу также кривые, и они пересекаются 2 раза – у поляны и у озера.
– А ещё прямые линии могут быть расположены вот так. (Сова взяла веточку в клюв, а проволочку положила на песок). Они не пересекаются, но не параллельны. В этом случае говорят, что прямые – скрещивающиеся.
Сова подняла упавший с дерева лист.
– Проволочкой можно проткнуть этот лист, а веточку положить на него сверху. Получится, что они распложены так же, как скрещивающиеся прямые. На сегодня – достаточно.
И Сова улетела. Дети зарисовывают всё у себя в тетрадях.
Заключение
Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на уроках математики системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит ребёнку подойти к открытию, что при количественной оценке важно само число элементов, а не их качество и не их расположение в пространстве. Разнообразный опыт, приобретаемый ребёнком при сравнении численностей множеств предметов путём попарного соотнесения их элементов по принципу "один к одному", подведёт его к пониманию сущности взаимнооднозначного соответствия, на первых порах еще выражаемого с помощью общих количественных параметров: "столько же" или "не столько же".
Понятие равночисленности множеств и тесно связанное с ним понятие взаимнооднозначного соответствия углубляются путем осуществления отображения множеств. Это находит своё выражение в составлении ребёнком равночисленных множеств путем установления соответствия между отдельными элементами множества, которое при соотнесении один к одному служит для него образцом, и имеющимися предметами (изображениями предметов, специальными счётными бляшками и т.п.).
При использовании на занятиях математикой занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.
Список литературы
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 1984.
2. Арапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. 2006.
3. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, 2005.
4. Волчкова В. Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.
5. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. – М.: Педагогика, 1982.
6. Данилова В.В., Павлова Л.И. Методика формирования математических представлений. – М., 1996.
7. Ерофеева Т.И. и др. Математика дня дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
8. Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. // Авт.-состав. Попова Г.П., Усачева В.И. – М., 2005.
9. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических у детей. – М., 1989.
10. Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. – М.: Учпедиз. 1961.
11. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1994.
12. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. – Л., 1990.
13. Метлина Л. Занятия по математике (подготовительная к школе группа). // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 9-10.
14. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М. : Просвещение 1997.
15. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
16. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
17. Морозова И. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет. – М. Мозаика-Синтез, 2007.
18. Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
19. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
20. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
21. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". – Л., 1990.
22. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. – Л., 1990.
23. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, учебная литература, 1996.
24. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – №1, 2. – 1996.
25. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском сада /Сост. Т.Н. Доронова. - М., 1997.
26. Стойлова Л.П., Фрейлах Н.И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Гном-Пресс, 2001.
27. Сумина И. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов // Дошкольное воспитание. – №10. – 1989.
28. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. – М., Просвещение 1980.
29. Федлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
30. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.
31. Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Приложение 1
Занимательные задачи в стихотворной форме
При проведении устного счёта включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.
Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.
* * *
Белка на ёлке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
"Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два маслёнка,
Три весёленьких опёнка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит,
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!"
* * *
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слёзы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Серёжке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,