Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Современные подходы к обучению дошкольников математике

1.2 Использование занимательного материала при обучении математике

Глава 2. Разработка занятий с использованием занимательного материала по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая заним мат.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)
ify">Самое большое – маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?


Приложение 2

Театрализованное занятие по математике

 

Цель:

Закрепить умения и знания детей, полученные ими на занятиях раздела "Развитие элементарных математических представлений" программы Л.А. Венгера "Развитие".

Развивать внимание, память, речь, любознательность, смекалку и умственную активность.

Формировать интерес к занятиям по математике.

Материал:

Два набора карточек с цифрами от 0 до 9 и числа 10.

Корона и письмо "Королевы Математики".

Ободки с цифрами и знаками "+", "-", "=", для детей.

Рисунки формата А3 "На что похожа цифра".

Дорожка в виде числовой оси.

Костюм робота.

Зал украшен в соответствии с темой праздника.

В зале домики "Королевства Математики" и "Страны Цифирии".

Звучит песня "Дважды два – четыре"

Дети заходят в зал (кроме "детей-цифр ). "Дети-цифры " – за ширмой. Это страна "Цифирия ".

Ведущий: Далеко-далеко, за синими морями, за стеклянными горами находится страна "Цифирия", где весело живут её обитатели. И сегодня они придут к вам в гости. Как вы думаете, кто будет вашими гостями? Кто эти жители "Цифирии"?

Дети: Цифры.

(если дети не отвечают, ведущий подводит их к правильному ответу).

Ведущий: Конечно, это цифры и числа. Я думаю, вы с ними подружитесь, а помогут вам в этом ваши верные друзья: песни, загадки, игры... Встречайте ваших гостей!

Звучит песня "Считалочка".

По очереди выходят "цифры" от О до 9. На головах детей ободок с цифрой, а в руках рисунки "На что похожа цифра". Песня прозвучала, "цифры" все вышли.

Ведущий: Здесь все цифры по порядку, от нуля и до девятки. А сейчас послушаем, что наши гости расскажут о себе.

Дети читают стихи "На что похожа цифра".

 

0: Я цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Можешь назвать меня мячом,

А хочешь, дыркой назовём,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как меня не назовём,

Я называюся нулём.

1: Очень тонкая, как спица.

Называюсь единица.

Я похожа на крючок,

На обломанный сучок.

И ещё, немного может,

На свечу сейчас похожа.

2: Что за прелесть — цифра два.

Шея есть, есть голова.

Спинка есть и хвостик тоже,

Я на лебедя похожа.

3: На меня ты посмотри,

Называюсь цифрой три!

На столе банан лежит –

Мы ещё положим.

Получилась цифра три!

Посмотри – похоже?

4: Мы четверки – силачи

Подымаем кирпичи,

Выжимаем гири,

Пуда по четыре.

(Выходят два ребёнка с цифрами 4 на ободках разного написания).

5: Я теперь пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Налитая,

Симпатичная,

Цифра

Самая отличная!

6

9: Мы цифры — акробатки:

То шестёрка, то девятка.

Если на голову встану,

Цифрой шесть я сразу стану.

7: Я семёрка-кочерга,

У меня одна нога.

Я очень похожа на клюшку

Для хоккеиста и для старушки.

8: Щупальцев у осьминога

Целых восемь. Очень много.

Цифра восемь – это я.

Посмотрите на меня!

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

10: Если ноль ко мне добавят,

Рядом нас стоять поставят,

Мы побольше будем весить,

Потому что это – десять!

Ведущий:

Цифры знаете теперь?

Ровно десять их, проверь!

Дети называют цифры от 0 до 9, загибая пальцы. Если называют 10, то ведущий выясняет, 10 – это цифра или что это такое, как называется. Выясняют, что это число.

Ведущий: С цифрами и числами (а ведь 1, ...,9, могут быть и числами) мы встречаемся каждый день: дома, на улице, в садике и даже тогда, когда приходим на музыку.

Не верите? А давайте проверим.

Звучит песня "Капельки".

Ведущий: Какие числа нам встретились? Ребята, а ведь с числами мы встречаемся не только у композиторов и поэтов, но ещё и у писателей, когда читаем их сказки. Вспомните, в названиях каких сказок встречаются числа?

Дети называют сказки. (12 месяцев, Три медведя, Два мороза, Три поросёнка, Волк и семеро козлят, Цветик-семицветик, Белоснежка и семь гномов, и т.д.)

Звучит музыка, входит Робот.

Ведущий: А это кто к нам пришёл?

Дети: Робот.

Робот:

Я не обычный робот.

Я робот-почтальон.

С самою королевой лично я знаком.

Она мне порученье важное дала,

Письмо для вас доставить

И в гости позвала.

Она вас с нетерпеньем в королевстве ждёт.

Кто смелый и находчивый,

Тот до неё дойдет.

Ведущий: Спасибо, робот.

Робот уходит.

Ведущий: Вскроем конверт? Вам интересно, что в нём?

Дети: Да, интересно.

Ведущий читает письмо.

Уважаемые дети,

Королевство есть на свете.

Королевою в нём – я,

А со мной мои друзья.

В математике живём,

Вас к себе мы в гости ждём.

Спешите ко мне в королевство скорей,

А слуги мои вас уж ждут у дверей.

Скорее спешите, дорога зовёт,

И каждый из вас здесь друзей обретёт.

Ведущий: Хотите встретиться с королевой Математикой?

Дети: Да.

Ведущий: Чтобы легче было в пути, разминку надо провести.

Проводится физкультминутка и пальчиковая гимнастика (делают дети и гости).

Физкультминутка.

Раз – нагнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Ведущий: Давайте и пальчики разомнём.

Игра "Пальчики"

Ведущий читает текст и делает соответствующие движения, все повторяют их за ним.

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один !

Два!

Три.'

Четыре!

Пять!

Сжать пальцы правой руки в кулак.

Захотели поиграть!

Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей,

Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все!

Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь

Загнуть пальцы левой руки

Шесть калачиком свернулся,

один за другим.

Пять зевнул и отвернулся.

Загнуть пальцы правой руки.

Четыре, три, два, один,

Снова в домиках мы спим.

Поднять обе руки, сжатые в кулаки.

Ведший: Итак, вы готовы в путь?

Дети: Да, готовы.

Выходит знак вопроса:

Я знак вопроса – не простой.

В "Цифирии" я – кто такой?

Вам нужен я при трудном счёте,

Когда вопрос вы задаёте.

Вам без меня не обойтись,

Скорей со мною подружись!

Ведущий: Знак вопроса – верноподданный королевы Математики. Он пришёл спросить, готовы ли мы к встрече с королевой. Давайте покажем, что мы многое уже знаем из математики. Давайте, ребята, поиграем в игру "Живые числа".

Игра "Живые числа"

Ведущий: Цифры и числа любят порядок. И первая игра "Найди свое место".

Игра "Найди свое место".

Игра "Цифра заблудилась".

Сигнал к началу игры – обрыв музыки.

Игра "Мои соседи".

Игра "Эхо". (Ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети как эхо повторяют за ним).

Ведущий обращается к зрителям, к знаку вопроса.

Ведущий: Как вы считаете, достойны ли мы встречи с королевой Математикой?

Зрители и знак отвечают.

Ведущий: Идём же. Проходим через мост, необычный мост. Как он называется?

Дети: Числовая ось.

Дети проходят по числовой оси. Подходят к домику Математики. Встают с двух сторон.

Дети:

Раз, два, три, четыре, пять.

Научились мы считать.

Математика!

Задачи кто научит нас решать?

Выходит Математика.

Математика: Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада встрече с вами. Но я пришла не одна. Со мной мои помощники.

Как нету на свете

Без ножек столов.

Как нету на свете

Без рожек козлов.

Котов без усов,

И без панцирей раков.

Так нет в математике

Действий без знаков.

Знаки читают о себе стихи.

"+"

Я – плюс

И этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я — добрый знак соединенья.

И в том моё предназначенье.

"–"

Я – минус,

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю.

А свою роль лишь выполняю.

"="

А узнать

Что получается

Помогает

Знак "равняется".

Математика:

Считайте, ребята, точнее считайте.

Хорошее дело смелей прибавляйте.

Плохие дела поскорей вычитайте.

Считайте, считайте, считайте, считайте!

(Последнюю строчку Математика говорит вместе со знаками.)

Ведущий: Уважаемая королева! Дети рады встрече с тобой и хотят подарить тебе танец, который называется "Седьмой прыжок".

Танец "Седьмой прыжок".

Математика: Спасибо за подарок. А я приготовила вам загадки.

Загадки:

 

1.

Вот смотри стоят у входа

Коля с Петей,

Но смотри:

Одному четыре года,

А другому только ... (три)

 

2. Сколько ушей у трёх мышей?

3. Сколько лап у двух медвежат?

4. Гусь весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

5.

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках - песенка.

 

6.

Семь воробушек спустились на грядки,

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик – хитрюга внезапно подкрался.

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки.

Сколько теперь их осталось на грядке?

 

Математика: Скажем скороговорку?

Скороговорка:

Опять пять ребят

Нашли у пенька пять опят.

Математика: Вот видите, многому ещё вам надо у меня научиться. А сейчас давайте поиграем.

Игра "Вышли мыши..." (Обыгрывание считалочки.)

Информация о работе Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста