Исследование зависимости специфики отношений к воспитателю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:15, практическая работа

Описание

В сентябре 2012 года на базе СШИ №9 среди воспитанников ..-.. лет, проживающих в квартирах 2-12 было проведено анкетирование на тему: «Воспитатель глазами ребенка». Целью исследования было изучение специфики отношения к воспитателю, его личностным качествам и методам работы. В анкетировании приняло участие 75 человек, их них - … мальчиков и …девочек.

Работа состоит из  1 файл

dlya_mariny.docx

— 117.47 Кб (Скачать документ)

В сентябре 2012 года на базе СШИ №9 среди  воспитанников ..-.. лет, проживающих в квартирах 2-12 было проведено анкетирование на тему: «Воспитатель глазами ребенка». Целью исследования было изучение специфики отношения к воспитателю, его личностным качествам и методам работы.

В анкетировании приняло участие 75 человек, их них - … мальчиков и  …девочек.

Доверие как показатель эмоционального отношения к воспитателю

 

 

 

 

 

Большинство воспитанников склонны доверять воспитателю (53 человека), делиться с ним секретами и проблемами. Однако, практически во всех комнатах есть подростки, которые предпочитают держать свои жизненные трудности в тайне от воспитателя (в среднем, 2-3 человека в комнате).

Воспитанники об избирательности  воспитателя в отношении проявления заботы

Абсолютное большинство подростков уверены – их воспитатель одинаково  проявляет заботу ко всем (63 человека) Таким образом, воспитанники уверены  в справедливости эмоционального отношения  воспитателя к ним в личном взаимодействии. Это является положительным фактором для восприятия модели поведения воспитателя как верной, достойной подражания. Некоторые жители 5,6,7 комнат также отмечают, что наблюдали избирательность их воспитателя в отношении проявления заботы.

Оценка дифференцированности проявления воспитательных воздействий

Большинство участников опроса считают  справедливыми воспитательные воздействия  их наставника. Однако, 15 подростков считают, что недовольство воспитателя направлено только на них. Скорее всего, это обусловлено особенностями личности подростков, подсознательно желающих обратить на себя внимание, пусть и путем негативной оценки.

Помощь воспитателя в  трудных и конфликтных ситуациях

66 подростков отметили, что в  трудных жизненных ситуациях  и межличностных конфликтах воспитатель  всегда стремится помочь и  повернуть проблему в конструктивное  русло. Восприятие наставника  как помощника и искренне заинтересованного  человека может помочь воспитанникам  в формировании позитивной стратегии  выхода из сложных ситуаций. 3 человека из 7 комнаты, наоборот, не чувствуют от воспитателя  стремления помочь.

Уважение как показатель эмоционального отношения к воспитателю

Практически все опрошенные подростки  чувствуют уважение со стороны воспитателя. Однако среди жителей комнат 6 и 7 есть воспитанники, которые отмечают неуважение своего наставника к некоторым  подросткам. Для подростков уважение становится одним из важнейших показателей  эмоционального принятия, и чувство  взаимного уважения с воспитателем помогает юноше или девушке открыться  и рассказать о волнующем вопросе.

Интерес как показатель эмоционального отношения к воспитателю

70 подростков считают, что воспитатель  прикладывает усилия к тому, чтобы  сделать их жизнь более интересной  и разнообразной. 69 отмечают, что  действительно чувствуют интерес  в общении с их наставником.  Однако, живущие в комнатах 2,6,7,8 подростки отметили отсутствие интереса в личности воспитателя (в среднем, 1-2 подростка в комнате).

Если учесть тот факт, что для  большинства воспитанников школы-интерната  их наставник является положительным  примером, интерес к его личности и чувство заинтересованности во взаимодействии с ним может стать  дополнительным фактором формирования разносторонней личности подростка.

Забота как показатель эмоционального отношения к воспитателю

Большинство подростков признаются, что чувствуют заботу воспитателя  об их будущей жизни. Забота воспитателя может дать подростку чувство защищенности и принадлежности к нему, что в целом является одним из важных оснований развития эмоциональной стабильности. Среди воспитанников, проживающих в комнатах 2,7,11 есть те, кто не уверен в заинтересованности воспитателя в их будущем.

Восприятие позиции воспитателя  в отношениях с подростками

70 участников анкетирования указали  на то, воспитатель советуется  с ними при принятии совместных  решений. Однако, признаются в том, что воспитатель считает их взрослыми и способными понять его решения, уже меньшее количество подростков – 56 и 55 соответственно. Таким образом, около четверти подростков считают, что воспитатель не принимает всерьез их мнения и решения, считает их детьми.

Исполнительность решений  воспитателя глазами учеников

Абсолютное большинство подростков отмечают, что их воспитатель выполняет  данные им обещания. Исполнительность воспитателя, его способность довести  решения до конца играют важную роль в установлении эмоционально теплых отношений между ним и его  воспитанниками.

Характеристика представлений  подростков об идеальном воспитателе

Воспитатель должен быть….

Воспитатель нужен чтобы….

  • Добрый – 12
  • Хороший – 7
  • Внимательный – 5
  • Интересный – 5
  • Справедливый - 5
  • Помогать – 9
  • Научить – 5
  • Воспитать - 4
  • Следить за порядком -   8

 

Главным в отношениях с воспитателем для подростков является эмоциональная  сторона общения; доброта, поддержка  и принятие – все это важно  для установления теплых отношений. Внешняя, социально-статусная сторона  отношений - справедливость, установление порядка и дисциплины, научение –  все это играет второстепенную роль при формировании диады «воспитатель-подросток».

Следует отметить, что подростки из 11 комнаты больше других обращают внимание на такую функцию воспитателя, как соблюдение порядка.

 

Таким образом, анализ результатов  анкетирования позволил выявить  следующие особенности взаимодействия воспитателей с воспитанниками:

    • У большинства воспитанников установлен эмоциональный контакт с их наставниками; подростки чувствуют заботу и заинтересованность со стороны воспитателя, готовы к обсуждению с ним своих жизненных трудностей и переживаний;
    • Многие воспитанники уверены в справедливости и правильности принимаемых воспитателем решений, однако четвертая часть из них чувствуют, что воспитатель не воспринимает их самостоятельными участниками взаимоотношений;
    • Существует проблемная группа воспитанников, не нашедших общего языка с воспитателем, и испытывающих от этого трудности при взаимодействии с ним;
    • Необходимой является комплексная работа с личностью воспитателя, а также с подростками, направленная на установление и поддержание комфортного социально-психологического климата в комнатах.

Информация о работе Исследование зависимости специфики отношений к воспитателю