История обучения информатике в школе. Формирование концепции и содержания школьного курса информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:00, реферат

Описание

В середине XX века появилась и получила развитие новая научная дисциплина – кибернетика. Ее основатель – американский математик Норберт Винер, выпустивший в 1948 г. книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Термин «кибернетика» на греческом языке означает «искусство управления». Объекты, рассматриваемые с позиции кибернетики, принято называть кибернетическими системами. В дальнейшем кибернетический подход стал применяться и к описанию социальных объектов и явлений. Центральным понятием кибернетики является информация. Между элементами кибернетической системы, а также между различными системами имеют место информационные взаимодействия, т.е. обмен управляющими сигналами, знаками, командами. В рамках кибернетики не рассматривается физическое, энергетическое взаимодействие, а только информационное.

Работа состоит из  1 файл

История обучения информатике в школе.docx

— 27.46 Кб (Скачать документ)

- пропедевтический  курс (1-6 классы);  
- базовый курс (7-9 классы);  
- профильные курсы (10-11 классы).

Заметим, что Базисные учебные планы (БУП) изменены не были, курс информатики включен в инвариантную часть лишь в старшем звене  общеобразовательных школ, вследствие чего реально базовый курс преподавался в 10-11 кл., а в 1-9 классах информатика  не велась или велась за счет школьного  или регионального компонентов  БУП, а также в рамках предметной области «Технология».

Усилиями различных  творческих коллективов созданы  проекты образовательных стандартов по информатике (Москва, Воронеж, Пермь, Санкт-Петербург и др. города и  регионы). Отличительная особенность  этих стандартов – перемещение изучения информатики на базовую ступень  общеобразовательной школы (7-9 кл.). В старших классах предлагается смещение акцента обучения информатике  в сторону формирования системно-информационной картины мира (мировоззренческий  общеобразовательный аспект).

1997 г.:опубликован проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике.

1998 г.:Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации выпущен сборник программ по информатике для общеобразовательных учреждений всех ступеней образования (1-6 кл., 7-9 кл. и 10-11 кл.). Появились регламентирующие обучение информатике документы нового поколения, поддерживающие пропедевтический курс информатики.

Возникла необходимость  и возможность введения в учебный  план пропедевтического курса информатики. Появившиеся возможности приобретения и установки мультимедийных программ позволили использовать компьютер  на уроках гуманитарного цикла, при  изучении иностранных языков, музыки, рисования и т.д.

Пятый этап (с конца 90-х гг. по 2004 г.) характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг.

Многочисленные  исследования позволили сформулировать основные положения концепции решения  назревшей проблемы:

а) Более полно  представить в учебном предмете весь комплекс вопросов, связанных  с информационными процессами и  информационной деятельностью человека. В практическом плане это означает, что в содержание обучения необходимо включить основы всего комплекса  областей научного знания, связанных  с изучением информации, информационных процессов вообще, а не только с  ее автоматической обработкой. К таким  областям, в частности, относятся: документалистика, кибернетика, теория информации, социальная информатика и т.д.

б) Пересмотреть все  то, что несет в себе собственно информатика в ее методологическом, общекультурном смысле.

Современное информационное общество характеризуется, в частности, постоянным притоком несистематизированной  информации, что ведет к росту  «информационного хаоса», который существенным образом размывает границы научного знания. Этой тенденции должно быть противопоставлено целенаправленное изучение системной методологии, которая  является ос- новой любого научного знания. В этом заключается один из стратегических моментов всего обучения информатике в общеобразовательной  школе, поскольку только на основе четкого  понимания и структурирования окружающей человека информации можно ожидать  от него осмысленных и социально  значимых действий.

в) Переосмысление общеобразовательной значимости сути информационных технологий. Бесполезно гнаться за последними нововведениями компьютерного рынка. Необходимо перейти  с уровня предметных специализаций на уровень общеучебных и общеинтеллектуальных умений. Это значит, что надо формировать навыки формализации, моделирования, структурирования и т.д.

1999 г.:Опубликованы рекомендации ЮНЕСКО по информатике в начальном образовании.

В начале нового века опубликованы концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе (2000 г.), проект федерального компонента государственного образовательного стандарта  по информатике (2002 г.), документы об экспериментальном преподавании курса  информатики в начальной и  старшей школе (2001-2002).

2001 г.: Утверждена новая трехуровневая структура изучения курса информатики. Изучение информатики рекомендовано начинать со II класса.

2002 г., март: Принят Региональный стандарт содержания образования по информатике для средней общеобразовательной школы.

Основная проблема методики преподавания школьной информатики  в течение последнего десятилетия  – несогласованность содержания и нормативных сроков изучения информатики  не только по стране, но и у разных учителей одной школы.

В этой связи утверждение  федерального компонента стандарта  по информатике и ИКТ (05.03.2004 г.) и  нового Базисного учебного плана (09.03.2004 г.) начинает новый, шестой этап в преподавании информатики в школе. Он характеризуется тем, что предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ»; определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы.

Как отмечает Н.В. Софронова, опыт освоения компьютерной техники и внедрения информатики за рубежом во многом схож с отечественным, хотя есть и ряд специфических особенностей.

Возникновение зарубежной школьной информатики (Computer Science) связано  с получением компьютерной техники  в школы и ведет свой отсчет с конца 70-х – начала 80-х гг. прошлого века. Во многих странах этот процесс начинался под лозунгом «Достанем побольше техники» (А.Борк), когда технические аспекты вытесняли  педагогические на второй план.

Отличались в  этом отношении страны, где процесс  внедрения вычислительной техники  в школы контролировался государством. Так, в 1979 г. в Болгарии была создана  Проблемная группа образования при  Академии наук Болгарии и Министерстве народного просвещения, основной задачей  которой являлась разработка методической концепции использования компьютеров  в образовании. В Великобритании в 1981 г. были разработаны государственные  программы внедрения компьютерного  обучения в школы Англии и Шотландии. В Японии правительством прилагались  усилия по недопущению компьютеров  в классы без соответствующего педагогического  обоснования. В Швеции, в 1983 г. была принята  программа широкомасштабного внедрения  компьютеров в школы, но новый  предмет (Computer Studies) был интегрирован с другими школьными дисциплинами, а с 1985 г. создана рабочая группа «Педагогические программные средства»  для определения основных направлений  разработки средств учебного назначения и обеспечения их внедрения. Направление  на использование компьютера в качестве средства обучения при преподавании школьных предметов было принято также и во Франции.

Что касается таких  стран как США, ФРГ, Австралия, то там внедрение компьютеров в  обучение было отдано в ведение местных  органов образования.

Массовое изучение языков программирования – также  один из этапов внедрения компьютерной техники в обучении. Этот этап прошли многие страны мира.

Первые ЭВМ не были оснащены специальным программным  обеспечением учебного назначения, поэтому  использовалось поставляемое с ними программное обеспечение – как  правило, среды языков программирования, обычно Бейсик. Многие специалисты  оптимальным языком для обучения программированию считают Паскаль. За рубежом очень популярным является язык Лого, популяризации которого во многом способствовала самоотверженная  деятельность и замечательная книга  Сеймура Пейперта.

В настоящее время  программирование в среднем звене  за рубежом изучают редко и  только по желанию учащихся. В младших  и средних классах учащиеся овладевают навыками работы за компьютером (Computer Science) при изучении других предметов.


Информация о работе История обучения информатике в школе. Формирование концепции и содержания школьного курса информатики