Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:00, реферат
В середине XX века появилась и получила развитие новая научная дисциплина – кибернетика. Ее основатель – американский математик Норберт Винер, выпустивший в 1948 г. книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Термин «кибернетика» на греческом языке означает «искусство управления». Объекты, рассматриваемые с позиции кибернетики, принято называть кибернетическими системами. В дальнейшем кибернетический подход стал применяться и к описанию социальных объектов и явлений. Центральным понятием кибернетики является информация. Между элементами кибернетической системы, а также между различными системами имеют место информационные взаимодействия, т.е. обмен управляющими сигналами, знаками, командами. В рамках кибернетики не рассматривается физическое, энергетическое взаимодействие, а только информационное.
- пропедевтический
курс (1-6 классы);
- базовый курс (7-9 классы);
- профильные курсы (10-11 классы).
Заметим, что Базисные
учебные планы (БУП) изменены не были,
курс информатики включен в
Усилиями различных
творческих коллективов созданы
проекты образовательных
1997 г.:опубликован проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике.
1998 г.:Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации выпущен сборник программ по информатике для общеобразовательных учреждений всех ступеней образования (1-6 кл., 7-9 кл. и 10-11 кл.). Появились регламентирующие обучение информатике документы нового поколения, поддерживающие пропедевтический курс информатики.
Возникла необходимость
и возможность введения в учебный
план пропедевтического курса
Пятый этап (с конца 90-х гг. по 2004 г.) характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг.
Многочисленные исследования позволили сформулировать основные положения концепции решения назревшей проблемы:
а) Более полно представить в учебном предмете весь комплекс вопросов, связанных с информационными процессами и информационной деятельностью человека. В практическом плане это означает, что в содержание обучения необходимо включить основы всего комплекса областей научного знания, связанных с изучением информации, информационных процессов вообще, а не только с ее автоматической обработкой. К таким областям, в частности, относятся: документалистика, кибернетика, теория информации, социальная информатика и т.д.
б) Пересмотреть все то, что несет в себе собственно информатика в ее методологическом, общекультурном смысле.
Современное информационное
общество характеризуется, в частности,
постоянным притоком несистематизированной
информации, что ведет к росту
«информационного хаоса», который существенным
образом размывает границы
в) Переосмысление общеобразовательной значимости сути информационных технологий. Бесполезно гнаться за последними нововведениями компьютерного рынка. Необходимо перейти с уровня предметных специализаций на уровень общеучебных и общеинтеллектуальных умений. Это значит, что надо формировать навыки формализации, моделирования, структурирования и т.д.
1999 г.:Опубликованы рекомендации ЮНЕСКО по информатике в начальном образовании.
В начале нового века опубликованы концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе (2000 г.), проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике (2002 г.), документы об экспериментальном преподавании курса информатики в начальной и старшей школе (2001-2002).
2001 г.: Утверждена новая трехуровневая структура изучения курса информатики. Изучение информатики рекомендовано начинать со II класса.
2002 г., март: Принят Региональный стандарт содержания образования по информатике для средней общеобразовательной школы.
Основная проблема методики преподавания школьной информатики в течение последнего десятилетия – несогласованность содержания и нормативных сроков изучения информатики не только по стране, но и у разных учителей одной школы.
В этой связи утверждение федерального компонента стандарта по информатике и ИКТ (05.03.2004 г.) и нового Базисного учебного плана (09.03.2004 г.) начинает новый, шестой этап в преподавании информатики в школе. Он характеризуется тем, что предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ»; определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы.
Как отмечает Н.В. Софронова, опыт освоения компьютерной техники и внедрения информатики за рубежом во многом схож с отечественным, хотя есть и ряд специфических особенностей.
Возникновение зарубежной
школьной информатики (Computer Science) связано
с получением компьютерной техники
в школы и ведет свой отсчет
с конца 70-х – начала 80-х гг.
прошлого века. Во многих странах этот
процесс начинался под лозунгом
«Достанем побольше техники» (А.Борк),
когда технические аспекты
Отличались в
этом отношении страны, где процесс
внедрения вычислительной техники
в школы контролировался
Что касается таких стран как США, ФРГ, Австралия, то там внедрение компьютеров в обучение было отдано в ведение местных органов образования.
Массовое изучение языков программирования – также один из этапов внедрения компьютерной техники в обучении. Этот этап прошли многие страны мира.
Первые ЭВМ не были оснащены специальным программным обеспечением учебного назначения, поэтому использовалось поставляемое с ними программное обеспечение – как правило, среды языков программирования, обычно Бейсик. Многие специалисты оптимальным языком для обучения программированию считают Паскаль. За рубежом очень популярным является язык Лого, популяризации которого во многом способствовала самоотверженная деятельность и замечательная книга Сеймура Пейперта.
В настоящее время программирование в среднем звене за рубежом изучают редко и только по желанию учащихся. В младших и средних классах учащиеся овладевают навыками работы за компьютером (Computer Science) при изучении других предметов.