Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:00, реферат
В середине XX века появилась и получила развитие новая научная дисциплина – кибернетика. Ее основатель – американский математик Норберт Винер, выпустивший в 1948 г. книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Термин «кибернетика» на греческом языке означает «искусство управления». Объекты, рассматриваемые с позиции кибернетики, принято называть кибернетическими системами. В дальнейшем кибернетический подход стал применяться и к описанию социальных объектов и явлений. Центральным понятием кибернетики является информация. Между элементами кибернетической системы, а также между различными системами имеют место информационные взаимодействия, т.е. обмен управляющими сигналами, знаками, командами. В рамках кибернетики не рассматривается физическое, энергетическое взаимодействие, а только информационное.
История обучения информатике в школе. Формирование концепции и содержания школьного курса информатики
Как уже отмечалось,
появление и начальное
В середине XX века появилась
и получила развитие новая научная
дисциплина – кибернетика. Ее основатель
– американский математик Норберт
Винер, выпустивший в 1948 г. книгу
«Кибернетика, или Управление и связь
в животном и машине». Термин «кибернетика»
на греческом языке означает «искусство
управления». Объекты, рассматриваемые
с позиции кибернетики, принято
называть кибернетическими системами.
В дальнейшем кибернетический подход
стал применяться и к описанию
социальных объектов и явлений. Центральным
понятием кибернетики является информация.
Между элементами кибернетической
системы, а также между различными
системами имеют место
Кибернетика породила новый системно-информационный взгляд на природу. Вещество-энергия-информация – это три точки зрения, три стороны, с которых наука сумела посмотреть на бесконечно разнообразный мир. Однако в СССР кибернетика определялась как «реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма». В результате произошла задержка развития не только науки, но и электронной техники. Лишь в конце 1950-х в СССР кибернетика была признана как наука.
В 60-70-е годы XX века
информатика выделилась из кибернетики
как самостоятельная научная
дисциплина. Предметом информатики
является собственно информация, способы
ее представления, передачи и обработки,
т.е. информационные процессы и технологии.
В современном виде информатика
оформилась с массовым появлением и
развитием электронно-
В развитии отечественного школьного курса информатики выделяется несколько этапов (обычно – три), связанных со сменой парадигм преподавания курса и, соответственно, изменениями в методической системе обучения информатике. Историю школьной информатики можно разделить на шесть этапов, соответствующих смене парадигм в школьном курсе информатики.
На первом этапе (с середины 1950-х гг. до 1985 г.) в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе: общеобразовательное, связанное с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации (В.С. Леднев, А.А. Кузнецов: факультативный курс «Основы кибернетики» для 9-10 кл.) и прикладное в рамках дифференциации обучения в старших классах школы с производственным обучением, основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ (В.М.Монахов, С.И.Шварцбурд и др.). Идея общеобразовательного курса получила признание и поддержку в лице ведущих специалистов того времени.
1950-е годы: Изучение программирования в ряде школ г.Новосибирска (А.П.Ершов и его сотрудники).
1960-е годы:Подготовка программистов в московских школах с математической специализацией.
1970-е годы: Подготовка школьников по специальностям, связанным с ЭВМ (Москва, Ленинград, Новосибирск). Министерство образования рекомендует программу факультативно- го курса «Основы кибернетики» (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов).
Конец 70-х годов: Обоснование необходимости включения в структуру общего образования курсов, отражающих науки, изучающие информационные, кибернетические стороны мира (В.С. Леднев); разработка концепции школьной информатики (А.П.Ершов, Г.А.Звенигородский, Ю.А.Первин).
1982 год: Решение Министерства просвещения СССР о введении калькуляторов в учебный процесс школы.
1984 год: Разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы
1985 год:Разработка программы предмета «Основы информатики и вычислительной техники».
Второй этап (1985 г. – конец 1980-х гг.) характеризуется включением в учебные планы школ обязательного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (в 1985 г.). Один из его идеологов – А.П.Ершов, который видел цель курса в обеспечении компьютерной грамотности школьников, под которой понималось умение программировать («Программирование – вторая грамотность», А.П. Ершов). Соответственно, основными понятиями курса были «компьютер», «исполнитель», «алгоритм», «программа». Для преподавания курса использовался первый школьный учебник по информатике, составленный авторским коллективом под руководством А.П. Ершова и В.М. Монахова.
1985–1986 гг.: Разработка первого учебного пособия по информатике (А.П.Ершов, В.М.Монахов, А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, А.С.Лесневский, Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик и др.).
1 сентября 1985 г.: Начало преподавания основ информатики и ВТ в массовой школе. Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым, «Программирование – вторая грамотность». Отечественная техника, выпускаемая в это время, имела программное обеспечение в основном для обучения программированию.
На преподавание
курса ОИВТ было выделено 1-2 часа в
неделю (соответственно, безмашинный
и машинный варианты) в 9-10 классах. Поначалу
в большинстве школ информатика
преподавалась по «безмашинному
варианту», поскольку лишь немногие
школы могли обеспечить своим
ученикам работу с программируемыми
микрокалькуляторами и доступ к
ЭВМ, в основном, используя материально-
1985 г.:Начало подготовки учителей информатики в пединститутах по новым учебным планам.
1986 г.:Начало издания журнала «Информатика и образование». К концу 80-х в школы начала массово поставляться советская компьютерная техника: БК, ДВК, УКНЦ, Корвет, Вектор и т.п., а также японские Ямахи. Однако разнородность техники не позволяла разработать единое программно-методическое обеспечение, происходило распыление сил и средств.
Третий этап(конец 80-х – начало 90-х гг.) связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.
В результате проведенного
в 1987 году конкурса, для преподавания
информатики в школе был
Учебник А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедева, Р.А.Свореня – наиболее близкий по идеологии к учебнику. В программе к данному курсу основной целью обучения информатике в общеобразовательной средней школе провозглашается развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.
Третий учебник
ОИВТ подготовлен авторским
Важнейшим итогом изучения
данной версии курса ОИВТ, по мнению
авторов, должно быть получение учащимися
представления о
Подход к целям школьной информатики авторского коллектива под руководством В.А. Каймина отличается от описанных выше. По мнению авторов, преподавание ОИВТ должно решать триединую задачу: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся. Под компьютерной грамотностью подразумевается «умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ».
Программа, утвержденная
в 1991 году Госкомитетом СССР по народному
образованию, закрепила официальные
позиции этих трех курсов как альтернативных
и равноправных. Учитель имел право
выбрать любой из трех учебников
по своему усмотрению. Заметим, что
учебники А.Г. Кушниренко и А.Г. Гейна
, впоследствии несколько переработанные
и многократно переизданные, до настоящего
времени рекомендуются
Из краткого анализа содержательных концепций трех вариантов курса ОИВТ следует, что разными авторскими коллективами постулировались разные подходы к определению содержания общеобразовательного курса информатики и, следовательно, разные представления о содержании итоговой грамотности учащихся в данной предметной области. Эти различия естественны с учетом «молодости» предмета, пробного характера разработок учебных курсов (на титульных листах учебников в тот период писалось «Пробный учебник»), а также индивидуальных особенностей каждого из авторских коллективов.
Однако с конца
80-х годов содержание преподавания
информатики претерпевает существенное
изменение на всех уровнях образования:
уменьшается количество часов на
изучение программирования; все больше
внимания уделяется изучению новых
информационных технологий. Впервые
наметились противоречия между официально
провозглашенным и реальным содержанием
школьного курса информатики; между
формирующейся общественной потребностью
в информационной грамотности выпускников
школы и реальными
Четвертый этап в истории информатики в школе (1990-е гг.) связан с целым рядом новых обстоятельств.
1990-91 гг. и позже: в стране получила распространение компьютерная техника зарубежного производства. Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами, вследствие чего возникла проблема смещения акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на прикладной и технологический аспекты.
Постепенно стало
укрепляться понимание того, что
компьютерная грамотность и умение
программировать не совсем одно и
то же. Отход от программирования как
основного средства использования
компьютера стимулировал новый подход
к поиску фундаментального общеобразовательного
содержания школьного предмета. Однако
при этом произошла постепенная
подмена общеобразовательного содержания
курса информатики его
Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику». Существующие учебники А.П. Ершова, В.А. Каймина и др. уже не отвечают возросшим потребностям учителей информатики. Практически нет и регламентирующих содержание обучения документов и методических пособий. Преподаватели экспериментируют с содержанием обучения и разрабатывают авторские учебные программы. В результате после окончания школы учащиеся имели различный уровень подготовки по информатике.
Важнейшим событием для всей отечественной системы образования стало принятие в 1992 г. закона РФ «Об образовании». В соответствии с провозглашенной в этом законе концепцией образовательных стандартов был запущен процесс разработки стандартов по всем образовательным областям. Для информатики этот процесс имел большое значение. Разработка проектов стандарта, начавшаяся в 1993 г., потребовала научного подхода к анализу содержания предметной области, к анализу происходящих процессов в области информатизации образования и их перспектив.
Фактически новый
этап истории школьной информатики
начинается с 1993 года. Был принят новый
базисный учебный план для школ Российской
Федерации, согласно которому преподавание
информатики было рекомендовано
с 7-го класса. С этого года предмет
сменил свое название с «ОИВТ» на «Информатика».
Под этим названием он стоит в
базисном учебном плане. С этого
же времени усиливаются
В решении Коллегии был отражен новый подход к определению целей и задач обучения информатике в школе. В документе сказано: «В настоящее время можно отметить тенденцию постепенного размежевания задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать. Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников, иными словами, с переходом от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету».
Этим же документом рекомендован обязательный минимум содержания образования по информатике, включающий содержательные линии: «Информация и информационные процессы», «Представление информации», «Компьютер», «Алгоритмы и исполнители», «Формализация и моделирование», «Информационные технологии» (технологии обработки текста и графики; технологии обработки числовых данных; технологии хранения, поиска и сортировки информации, компьютерные коммуникации). В содержательном отношении он в значительной степени совпадает с ныне действующим.
Решением коллегии Минобразования была рекомендована новая структура обучения информатике в школе, в которой выделяются три этапа: