Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.
1. Введение 2
2. История становления отечественной системы специальных
образовательных учреждений 2
3. С древних времен 6
4. Олигофренопедагогика 9
5. История развития коррекционно-развивающего обучения. 13
6. Выводы 15
7. Вопросы для самоконтроля 16
8. Тезариус 17
9. Библиографический список 18
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение
2. История становления
отечественной системы
образовательных учреждений
3. С древних времен
4. Олигофренопедагогика
5. История развития коррекционно-
6. Выводы
7. Вопросы для самоконтроля
8. Тезариус
9. Библиографический список
Введение
Развитие национальных систем
специального образования во все
исторические периоды связано с
социально-экономическим
До сих пор в отечественной
дефектологии изучалась история
только отдельных направлений
Очевидно, что в новейший
период (90-е гг.), который оценивается
многими как кризис в развитии
отечественной системы
История становления
отечественной системы
История становления и
развития отечественной системы
специальных образовательных
В 90-е гг. под влиянием
социально-политических изменений
в стране произошел резкий перелом
в ценностных ориентациях государства:
стали переосмысливаться права
человека, права ребенка, права инвалидов;
началось освоение обществом новой
философии: признание неделимости
общества на "полноценных" и "неполноценных",
признание единого сообщества, состоящего
из разных людей с различными проблемами.
Государство провозглашает
- социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как “дефективного”,
аномального;
- охват системой специального
образования лишь части
- жесткость и безвариативность форм получения специального образования;
- примат образовательного
стандарта над развитием
Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, калькирующих современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.
Кризис возник не в отдельных направлениях обучения тех или иных категорий аномальных детей, а охватил систему в целом, ее организационные и методологические основы. Под сомнение был поставлен достаточно оптимистический прогноз развития национальной системы специального образования, существовавшей до 90-х гг., и результативность ее функционирования. Кризис представлялся столь глубоким, что стратегия его разрешения сводилась к альтернативе: продолжать ли совершенствовать существующую систему специального образования аномальных детей, либо, полностью отвергнув сложившуюся систему, перейти к поиску ее принципиально новых основ и организационной структуры, ориентируясь на западные модели.
Как позитивные в прошлом,
так и негативные в настоящем
оценки состояния системы специального
образования по сути остаются субъективными,
умозрительными. Для научно обоснованной
оценки состояния системы и
Совершенно необходимо обратиться
к рассмотрению историко-генетических
и социо-культурных основ становления,
оформления и развития системы специального
образования как института
Выделение отношения к лицам с отклонениями в развитии как объекта исследования обусловило необходимость выхода за рамки традиционных исследований в области истории дефектологии, а также существенного расширения пространственно-временных координат.
Потребовалось сравнительное изучение процесса развития отношения к людям с отклонениями в развитии в разных странах мира, начиная с античного периода и до наших дней. Для такого типа исследований основной проблемой становится разработка методологии, в данном случае - методологии, адекватной изучению процесса становления и изменения отношения к людям с отклонениями в развитии.
При проведении данного типа
исследования необходима систематизация
и типологизация многообразного
исторического материала. Одним
из перспективных способов такой
систематизации является содержательная
периодизация процесса становления
и смены отношения общества и
государства к людям с
Избранный методологический
подход позволяет уйти от традиционного
сопоставления зарубежных и отечественной
системы специального образования
по хронологическому принципу, проводить
сопоставление систем на содержательном
уровне, выявлять историко-генетические
и социо-культурные основы современных
инновационных процессов в
Специальное образование
как самостоятельное
С древних времён
Указать истинное число людей с выраженными нарушениями в умственном и физическом развитии в древнем мире крайне сложно, однако можно предположить, что их было не меньше, а, возможно, и значительно больше, чем в наши дни. Тем не менее, несмотря на свою относительную многочисленность, эти люди на протяжении тысячелетий воспринимались обществом как неполноценное меньшинство. К человеку с выраженным физическим или психическим недостатком во все исторические эпохи относились с предубеждением не только потому, что инвалид не мог участвовать в социальной жизни, но и потому, что у здорового человека он вызывал мистический страх.
Объективно определить численность
той или иной категории лиц
с аномалиями умственного или
физического развития невозможно даже
приблизительно еще и потому, что
вплоть до XVIII столетия различали только
категории сумасшедших, слепых и
глухих (глухонемых). Не только обыватели,
но и врачи, юристы, философы относили
к одной популяции как людей
с физическими дефектами (глухих,
карликов, калек) так и тех, кто
страдал выраженными
Очевидно, что общественное внимание фокусировалось на дефектах, явно отличающих их носителя от большинства окружающих. Именно об этих людях идет речь в исторических документах, литературных источниках, античных и средневековых законодательных актах.
Первым документальным свидетельством интереса к людям с увечьями, инвалидам принято считать египетский папирус Ebers (1550 г. до н.э.), который, по мнению египтологов, базируется на еще более древней рукописи времен врача Имхотепа (3000 г. до н.э.). Ebers включает перечень древнейших рецептов, врачебных советов, магических целебных заклинаний. В папирусе есть косвенные упоминания об умственной отсталости, рассуждения об эпилепсии, он также cодержит первое документированное упоминание о глухоте.
Примечательно, что египтян
интересовали не только причины болезни
и способы ее лечения, но и заботило
социальное самочувствие инвалидов. В
городе Кармаке жрецы обучали
слепых музыке, пению, массажу, привлекали
к участию в культовых
В античном мире человеческая жизнь, особенно жизнь ребенка, не представлялась ценной сама по себе. Греки и римляне разделяли убеждение в том, что жизнеспособность государства является производной от физической силы его граждан и исповедовали культ военного искусства, физического здоровья и тела. Гражданин (греч. polites; лат. civis) обладал совокупностью политических, имущественных и иных прав и обязанностей в соответствии с греческими и римскими законами.