Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.
1. Введение 2
2. История становления отечественной системы специальных
образовательных учреждений 2
3. С древних времен 6
4. Олигофренопедагогика 9
5. История развития коррекционно-развивающего обучения. 13
6. Выводы 15
7. Вопросы для самоконтроля 16
8. Тезариус 17
9. Библиографический список 18
В США, Германии и некоторых др. странах существует тенденция к снижению роли медицинского фактора при изучении и диагностировании умственной отсталости и пограничных с ней состояний. В системе отбора детей преобладают методы тестового обследования, с помощью которых измеряются умственные способности и устанавливается интеллектуальный коэффициент.
Усилению внимания к вопросам
воспитания и обучения умственно
отсталых детей в значит, мере способствуют
международной организации: ЮНЕСКО,
Всемирная организация
Олигофренопедагогов готовят дефектологические факультеты педагогических институтов (см. Педагогическое образование). Научно-исследовательская работа в области олигофренопедагогики ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР и на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов.
История развития коррекционно – развивающего обучения
Важнейшим направлением теоретических
и практических разработок в области
олигофренопедагогики является исследование
особенностей, возможностей и педагогических
условий формирования у учащихся
вспомогательной школы высших психических
функций посредством
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.
Эразм Ротердамский и Филипп
Парацельс из Гонтенгейма в эпоху
Возрождения, активно выступая против
средневековой веры в демонов, видели
в слабоумии душевную болезнь. Попытки
научного анализа этой проблемы в
странах Европы К.Иземанн связывает
с организацией Винцетом фон Паулем
в Париже учреждения Святого Лазая
(1632), в котором врачи и педагоги
начали поиски сущности слабоумия, они
глубоко интересовались возможностями
восстановления интеллекта у слабоумных.
Такого рода поиски были более обоснованными
и систематизированными в связи
с педагогическими
Большая заслуга в развитии
учения об олигофрениях и разработке
практических вопросов педагогики слабоумным
принадлежит французским
Ж.Филипп и Поль-Бонкур в
своих трудах большое внимание уделяли
вопросам психологии обучения, его
коррекционной направленности, возможностям
социальной реабилитации детей. Им принадлежит
термин коэффициент
Взгляды Ж.Демора и О.Декроли на природу умственной отсталости, на возможности коррекционного воздействия в процессе обучения, на соотношение биологических и социальных факторов с превалированием последних можно во многом оценить как предвосхищающие более поздние открытия. Всё это порождало в среде работающих с умственно отсталыми детьми определённый оптимизм, веру в силу социального воздействия на таких детей. Современно звучат их слова о том, что «… организм не прикован цепями к наследственности, ребёнок не является рабом своих предков. Он может измениться под влиянием воспитания, которое он получает, так как он сильно реагирует на различные действующие, на него факторы».
В олигофренопедагогике трактовка вопросов коррекционно – развивающего обучения в разные временные периоды изменялась. Так, в работах А.М.Граборова (30-40-е г.г.) неоднократно указывалось, что труд «обеспечивает психическое развитие умственно отсталого ребёнка».
Позже, в «Книге для учителя вспомогательной школы» - 1995 года Г.М.Дульнев включает задачу развития личности ребёнка в число основных принципов обучения.
В большинстве публикаций
60-70-х годов развитие умственно
отсталых учащихся не рассматривается
как самостоятельный
Основная идея развивающего обучения сформулирована в работе Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь» (1968): «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников».
У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова, Г.В. Цикото, Я.Г. Юдилевич, Г.М. Дульнев и др.
Выводы
Очевидно, что философы и педагоги античности, как и гении Ренессанса, могли достичь определенных успехов в обучении неслышащих, незрячих и интеллектуально несостоятельных детей. Однако исторических свидетельств подобных педагогических экспериментов нет. Можно предположить, что столь долгое невнимание к телесно и душевно больным людям со стороны ученых обусловлено морально-нравственной атмосферой прошлых столетий.
Описать этот климат, измерить
температуру отношения
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ТЕЗАУРУС
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст]/Н.В. Бордовская, А.А. Реан, «Питер», 2000.
2. Константинов, Н.А., Медынский, Е.Н., Шабаев, М.Ф., История педагогики [Текст]/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев, М., Просвещение, 1982г
3. Лихачев, Б.Т. Лекции по педагогике [Текст]/ Б.Т. Лихачев, М.,1990
4. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов [Текст] / И.Ф. Харламов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.
5. Харламов, И.В. Педагогика [Текст]/ И.В. Харламов, Минск, 1998.