История олигофренопедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.

Содержание

1. Введение 2
2. История становления отечественной системы специальных
образовательных учреждений 2
3. С древних времен 6
4. Олигофренопедагогика 9
5. История развития коррекционно-развивающего обучения. 13
6. Выводы 15
7. Вопросы для самоконтроля 16
8. Тезариус 17
9. Библиографический список 18

Работа состоит из  1 файл

творческая работа.docx

— 46.94 Кб (Скачать документ)

В США, Германии и некоторых  др. странах существует тенденция к снижению роли медицинского фактора при изучении и диагностировании умственной отсталости и пограничных с ней состояний. В системе отбора детей преобладают методы тестового обследования, с помощью которых измеряются умственные способности и устанавливается интеллектуальный коэффициент.

Усилению внимания к вопросам воспитания и обучения умственно  отсталых детей в значит, мере способствуют международной организации: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная  лига обществ помощи умственно неполноценным  лицам.

Олигофренопедагогов готовят  дефектологические факультеты педагогических институтов (см. Педагогическое образование). Научно-исследовательская работа в области олигофренопедагогики ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР и на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов.

 

 

История развития коррекционно – развивающего обучения

 

Важнейшим направлением теоретических  и практических разработок в области  олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических  функций посредством коррекционно – развивающего обучения.

Современное направление  организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики  представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности  его лечения. Как известно, взгляды  эти менялись в разные периоды  развития медицинских и педагогических знаний.

Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс из Гонтенгейма в эпоху  Возрождения, активно выступая против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. Попытки  научного анализа этой проблемы в  странах Европы К.Иземанн связывает  с организацией Винцетом фон Паулем в Париже учреждения Святого Лазая (1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они  глубоко интересовались возможностями  восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными  и систематизированными в связи  с педагогическими исследованиями Я.А.Каменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.Дистерверга, К.Д.Ушинского и других.

Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке практических вопросов педагогики слабоумным принадлежит французским психиатрам прошлого – Имарду (ученику Пинеля) и Сегвину (ученику Пинеля и Имарда). Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в  наше время.

Ж.Филипп и Поль-Бонкур в  своих трудах большое внимание уделяли  вопросам психологии обучения, его  коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации детей. Им принадлежит  термин коэффициент приспосабливаемости; вводя его в научный оборот, они исходили из того. Что процесс  воспитания по существу является процессом  приспособления к общественной жизни. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей – преодоление  задержки в их развитии и исправление  недостатков последнего.

Взгляды Ж.Демора и О.Декроли  на природу умственной отсталости, на возможности коррекционного воздействия  в процессе обучения, на соотношение  биологических и социальных факторов с превалированием последних  можно во многом оценить как предвосхищающие  более поздние открытия. Всё это  порождало в среде работающих с умственно отсталыми детьми определённый оптимизм, веру в силу социального воздействия на таких  детей. Современно звучат их слова о  том, что «… организм не прикован цепями к наследственности, ребёнок не является рабом своих предков. Он может  измениться под влиянием воспитания, которое он получает, так как он сильно реагирует на различные действующие, на него факторы».

В олигофренопедагогике трактовка  вопросов коррекционно – развивающего обучения в разные временные периоды  изменялась. Так, в работах А.М.Граборова (30-40-е г.г.) неоднократно указывалось, что труд «обеспечивает психическое  развитие умственно отсталого ребёнка».

Позже, в «Книге для учителя  вспомогательной школы» - 1995 года Г.М.Дульнев  включает задачу развития личности ребёнка  в число основных принципов обучения.

В большинстве публикаций 60-70-х годов развитие умственно  отсталых учащихся не рассматривается  как самостоятельный дидактический  принцип, этот вопрос обсуждается в  них в связи с коррекционными задачами обучения. Во многих учебно–методических  работах, адресованных учителям вспомогательной  школы, в качестве специфической  целевой установки обучения выделяется не развитие ребёнка, а коррекция  его недостатков. Но в одной из последних фундаментальных работ  по олигофренопедагогике («Воспитание  и обучение детей во вспомогательной  школе», под редакцией В.В. Воронковой, Москва,1994) воспитывающая и развивающая направленность обучения снова отнесена к числу основных дидактических принципов (автор главы - Е.А. Ковалёва).

Основная идея развивающего обучения сформулирована в работе Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь» (1968): «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников».

У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова, Г.В. Цикото, Я.Г. Юдилевич, Г.М. Дульнев и др.

 

 

 

                                           Выводы

Очевидно, что философы и  педагоги античности, как и гении Ренессанса, могли достичь определенных успехов в обучении неслышащих, незрячих и интеллектуально несостоятельных детей. Однако исторических свидетельств подобных педагогических экспериментов нет. Можно предположить, что столь долгое невнимание к телесно и душевно больным людям со стороны ученых обусловлено морально-нравственной атмосферой прошлых столетий.

Описать этот климат, измерить температуру отношения ординарного  большинства к отклоняющемуся от нормы меньшинству представляется необходимым, иначе трудно понять, почему человечество за несколько тысячелетий  своего существования относительно недавно пришло к мысли о необходимости  призрения, воспитания и обучения детей  с отклонениями в умственном и физическом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какие три типа учебных заведений были в 30-х гг?
  2. В каком году была организована система дошкольного воспитания и обучения аномальных детей?
  3. Когда появилось специальное образование как самостоятельное направление?
  4. До какого периода, различали только 3 категории: сумашедшие, слепые, глухие?
  5. Когда было сделано первое документальное свидетельство о людях с увечием?
  6. Кем было написано документальное свидетельство?
  7. Что делали в древности с не полноценными детьми в момент рождения?
  8. Где и когда были сделаны первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей?
  9. Кому принадлежит роль в развитии олигофренопедагогики за рубежом?
  10. Под влиянием чьих педагогических идей зарождалась олигофренопедагогика в России?
  11. В каком году был создан 1 вспомогательный класс?
  12. Кто был создателем и руководителем школы-санатория для дефективных детей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕЗАУРУС

  1. Аномальные дети – (от греч.anomalia – отклонение, неправильность), дети, имеющие отклонения от нормального физич. или психич. развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. Такие условия в наиболее адекватной форме создаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
  2. Лесха – место где сидели старейшие члены филы, которые осматривали ребенка.
  3. Коррекционная педагогика – область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации инвалидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
  4. Олигофренопедагогика – отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в 19 в. как определённое направление в развитии медицины и педагогики.
  5. Умственная отсталость – стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст]/Н.В. Бордовская, А.А. Реан, «Питер», 2000.

2. Константинов, Н.А., Медынский, Е.Н., Шабаев, М.Ф., История педагогики [Текст]/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев, М., Просвещение, 1982г

3. Лихачев, Б.Т. Лекции по педагогике [Текст]/ Б.Т. Лихачев, М.,1990

4. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов [Текст] / И.Ф. Харламов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.

5. Харламов, И.В. Педагогика [Текст]/ И.В. Харламов, Минск, 1998.

 


Информация о работе История олигофренопедагогики