Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:50, реферат
Татарское просветительство проделало очень долгий и сложный путь своего развития, прежде чем достигло того же уровня, что и общеевропейское и собственно русское просветительство. Возникновение просветительских идей у татар связано в первую очередь с теми историческими событиями, которые происходили в жизни народа после взятия Казани войсками Ивана IV: насильственной христианизацией, колонизацией края, невозможностью получить образование и т.д.
зачинателем, но и своеобразным
идеологом антиклерикального
Характеризуя личность Ш. Марджани, следует отметить присущие ему высокие гражданские качества. Как гуманист он постоянно стремился помочь человеку труда.
В этом он видел и основную цель
науки. Ш. Марджани отличался беззаветной
преданностью науке, безоговорочно
принося в жертву ей личное. Учёному
были свойственны также
Для него превыше всего были истина и справедливость и чуждо угодничество в любых его проявлениях. На замечания отца о необходимости придерживаться мнения большинства, чтобы не нажить себе врагов и неприятностей, Ш. Марджани отвечал: "Большинство" имеется и на "суконном" (так называлось местечко в Казани, где располагался суконный рынок), но превыше всего истина, честность и благородство".
Резко критикуя отжившие традиции и ненужные знания в богословских науках, Ш.Марджани навлек на себя гнев многих консервативных имамов, которые не только писали многостраничные теоретические опровержения на его труды, но также и многочисленные доносы в государственные инстанции. В свою очередь, чиновничество не особо жаловало его за слишком независимый и строптивый характер. В то же время Ш.Марджани безоговорочно поддерживало большинство мусульманского населения Казани(это подтверждает то обстоятельство, что в 1867 году Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахунда и мухтасиба Казани, которая была одной из самых почётных религиозных должностей региона), а также представители научной интеллигенции. В его доме на Захарьевской улице (ныне ул.К.Насыри,10) частыми гостями были известный тюрколог В.В.Радлов, член-корреспондент Академии наук И.Ф.Готвальд, профессор Н.В.Катанов и другие. В 1876 году по пути в Западную Сибирь здесь побывал даже автор книги “Жизнь животных” немецкий ученый А.Брем. И это не случайно. Духовный наставник старейшей в городе махалли был горячим поборником истины, сторонником и идеологом обновления во всех сферах жизни татарского народа. В своих произведениях он призывал к очищению веры от вековых предрассудков и заблуждений, к возвращению к чистым и благородным традициям мусульманской общины времен Пророка. Он горячо отстаивал право каждого грамотного и мыслящего мусульманина самостоятельно искать в Коране и Сунне ответы на самые важные вопросы человеческого бытия.
Быстро и верно Марджани определил задачи, стоящие перед татарской нацией. Будущее своего народа учёный видел в подрастающем поколении и поэтому всеми доступными средствами добивался изменения характера его воспитания, освобождения просветительских учреждений от влияния невежественных толстосумов. Немало усилий потратил он на реформу школьного дела и внедрение преподавания светских наук, упорядочение работы в медресе.
Вместе с тем реформатор считал возможным и даже необходимым обучение мусульман русскому языку и светским наукам. Эти смелые идеи были подхвачены молодым поколением татарской буржуазии и духовенства, которое в конце XIX - начале XX века провело широкие социальные преобразования под лозунгами обновления и модернизации. Ш.Марджани не только стоял у истоков коренной реформы мусульманского образования, но и первым осуществил попытку создания татарской национальной исторической науки. Его перу принадлежит фундаментальный двухтомный труд “Мустафадель-ахбар” (правдивые известия о Казани и Булгаре), в котором на основе редких источников и материалов была представлена история татарского народа с древнейших времен до XIX столетия.
Деятельность Ш. Марджани, как и других татарских просветителей, "объективно была направлена против русификаторской, колониальной политики царского самодержавия, против национального угнетения, ибо эта политика наряду с религиозным фанатизмом сдерживала культурное развитие нации и просвещение масс". Поэтому не случайно, Н. И. Ильминский в своем письме к Победоносцеву, перечисляя вероятные кандидатуры на пост муфтия, указал на недопустимость занятия его Ш. Марджани.
Ш. Марджани осуждал подавление национальных свобод со стороны царского самодержавия. Он сочувственно относился к освободительной борьбе дагестанского народа во главе с Шамилем. Однако утверждение X. Хисматуллина о том, что Ш. Марджани переписывался с вождем дагестанского освободительного движения Шамилем, не соответствует действительности. Ш. Марджани подчёркивает, что встречаться или же переписываться с Шамилем ему не приходилось.
Но в то же время в отличие от феодально-клерикальной прослойки татарского общества и фанатичного духовенства Ш. Марджани видел закономерность сближения и взаимодействия культур, разных по своим национальным истокам и традициям. И поэтому он был далек от противопоставления татар русским, а наоборот, выступая за преодоление национальных барьеров, пропагандировал необходимость изучения татарами русского языка и русских законов, поскольку татары живут бок о бок с русскими. И самое главное, в своих произведениях он доказал эту необходимость, приведя ряд веских аргументов. Например, в "Мукаддима...", он, подобно своему предшественнику Г. Утыз-Имяни, считавшему знание русского языка 41-й заповедью (истинный верующий должен соблюдать 40 заповедей, зафиксированных в мусульманской богословской литературе), писал, что "необходимо знать три вещи - язык, письмо и законы государства, где живешь". В "Вафийат ал-аслаф..." Марджани неоднократно возвращался к этому вопросу, бичевал противников изучения русского языка, выступавших также против нововведений, которые пытался претворить в жизнь его ученик и единомышленник Хусаин Фаизханов. Своим ученикам Марджани постоянно говорил, что "чем глубже копаешь золотоносную гору, тем больше добываешь руды. Русский язык подобен этой горе".
Наряду с пропагандой
русского языка Марджани выступал за
чистоту татарского языка, считал недопустимым
смешивать при разговоре
Учёный ориентирует
путь развития татарского общества на
европейскую и общечеловеческую
культуру, высмеивая схоластику и
фанатизм мусульманских медресе, питомцы
которых лишь углубляют мрак и
усиливают бедственное
Следует отметить, что такие последующие просветители, как Бигиев, Халиди и Ильяси, лишь отображали художественно многие прогрессивные идеи, которые впервые получили освещение в исторических трудах Ш. Марджани или же были претворены в жизнь им самим. Если последующие писатели Ф. Халиди, Г. Ильяси считали образованность выше богатства, то Ш. Марджани не ограничился декларированием этого положения, а стремился практически провести его в жизнь, освободив свою школу от зависимости таких богачей, как Ибрагим Юнусов, и добившись назначения и официального утверждения коллектива опекунов над ней.
Хусаин Фаизханов начинал свою деятельность в качестве последователя и соратника Марджани, но по некоторым вопросам дальше развил его идеи, занимал даже более радикальную позицию. Этому способствовало его общение с прогрессивными деятелями русской культуры.
в татарской среде. Его не устраивало то образование, какое получали тогда мусульмане, потому что в их образовании отсутствовали элементы светской учености.
Он всерьез размышлял о европеизации обучения в татарских школах. Более того, им была написана работа под названием «Ислах ал-мадарис» («Школьная реформа»), в которой он рассуждал о создании в Казани медресе с обучением на русском языке географии, европейским языкам, медицине, естествознанию и на тюркском языке - мусульманской юриспруденции и арабской филологии)работа так и не была опубликована).
Зная об этом проекте, вышедшем из-под пера Фаизханова, можно утверждать, что он стал одним из зачинателей идей новотатарского просвещения («новометодных мектебе»).
Х.Фаизханов был способным
Он собрал много материала по истории татар и тюрок вообще, но не успел его опубликовать.
Каюм Насыри — учёный-просветитель, историк-этнограф, языковед, писатель. Образование получил в медресе "Касимия", был вольнослушателем
Казанского университета, изучал русский язык. В 1855-1871 годах преподавал татарский язык в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии. В 1871 году организовал в Казани свою школу. С 1879 года занимался творческой и научной деятельностью. Внёс вклад в развитие различных отраслей гуманитарных
наук, заложил основы современного татарского литературного языка, его научной терминологии.
Ему принадлежат Труды по фонетике и грамматике — "Образец" (1895), лексикографии татарского языка (двуязычные словари, первый толковый словарь в 2-х томах, 1895-96). Насыри являлся автором научно-популярных произведений, первых татарских календарей;
много внимания уделял изучению истории края, татарского народа, его фольклора и этнографического наследия; также выпустил труды по литературе, педагогике, земледелию, ботанике, медицине, учебники по арифметике, геометрии, географии.
Проблемы воспитания и обучения в той или иной форме и степени поднимают все представители татарского просвещения. Но наиболее важный вклад в их разработку внес К. Насыри. Этой проблеме посвящены такие его произведения, как «Китабет-тербия» (книга воспитания), «Балаларга тэгьлим бирмэк» (обучение детей), «Ахляк рисалясе» (трактат по этике) в двух самостоятельных выпусках, «Тђрбия» (воспитание), «Мугай-нетдин», «Бала тђрбия кылучы хатыннарга нэсихэт» (советы матерям, воспитывающим детей) и др. В них К. Насыри подвергает суровой критике средневековую схоластическую систему обучения в татарских мектебе и медресе, бичует царящий в них дух формализма, догматизма и оторванности от жизни. Вместе с тем он, опираясь на достижения русской педагогической мысли той эпохи, обосновывает научные основы воспитания, раскрывает его содержание, знакомит с приёмами и методикой обучения. При формировании взглядов К. Насыри по вопросам воспитания и обучения особенно сильное влияние оказали на него труды Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и И. Н. Ульянова.
К. Насыри поднимает широкий круг проблем, затрагивающих формирование как физического, так духовного облика человека. Одной из важных задач воспитания в его представлении является обеспечение нормального физического развития человека, что в свою очередь выступает основой нравственного и умственного развития. Причём необходимыми компонентами его являются питание, сон (и то и другое в пределах разумной нормы), свежий воздух, чистая вода, физические упражнения, соблюдение правил гигиены и здравоохранения. К. Насыри не только подчёркивает значение этих факторов в нормальном физическом развитии человека, но и популяризирует их среди населения, пишет и издает книги и брошюры по анатомии и правилам гигиены, о кормлении и содержании ребёнка, приготовлении пищи и структуре питания и т. д.
В то же время К. Насыри подчёркивает, что для формирования человеческой личности, в подлинном смысле этого слова, одно лишь физическое воспитание далеко не достаточно. «Воспитание,— пишет он,— не сводится к одному лишь питанию и созданию условий для телесного развития. Наряду с ними оно охватывает формирование у детей характера, исправление их поступков, возвышение из неразумного, животного состояния до разумного, человеческого, обучение их, дачу им знаний и привитие им добрых нравов». Следовательно, воспитание человека наряду с физическим охватывает также духовное развитие.
Причем последнее включает в себя, прежде всего, развитие разума, памяти и мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей действительности и познание самого себя.
К. Насыри придаёт большое значение практической направленности воспитания и считает, что людям необходимо прививать деловитость, непримиримость к лености, умение распознавать добро и избегать зло. Леность просветитель считает проявлением либо телесного, либо душевного недуга и лучший способ ее лечения — труд и самовоспитание.
Важнейшей составной частью воспитания, по мнению К. Насыри, является привитие человеку трудовых навыков и обучение ремёслам. Он подчёркивает воспитательное значение труда для детей, призывает поддерживать и поощрять их стремление мастерить и совершать трудовые операции.
Одновременно с этим К. Насыри придает большое значение общественному характеру содержания воспитания. Каждый человек, считает он, должен иметь цель в жизни и «представлять свое назначение в мире этом. Воспитание начинается с осознания этой истины. А главная цель жизни — это оставить о себе добрую память у людей. Но добрую память люди могут сохранить лишь о человеке, который радовал их своими добрыми делами. Если человек не делал этого в жизни, то никто не будет горевать по поводу его смерти. Потому, указывает просветитель, в процессе воспитания следует прививать детям любовь к родителям, своему народу и обществу так, чтобы они стремились оставить за собой след в жизни своими общественно-полезными деяниями и были готовы пойти на жертвы во имя общего блага.
Такое понимание содержания и задач воспитания в XIX в. со стороны К. Насыри было весьма смелым, поскольку оно совершенно обходило религиозно-суфийские установления о необходимости ограничения всех помыслов человека одним творцом и было нацелено на формирование сознательной человеческой личности, вооружённой научными знаниями и высокоразвитым самосознанием.
К. Насыри придерживается идеи о решающей роли среды в процессе формирования человека: здоровая среда воспитывает и умственно и нравственно здоровую личность, а нездоровая — искалеченную. Люди рождаются не добрыми и не злыми, не гениями и не невеждами. И теми и другими они становятся в зависимости от того, как и в какой среде они получают своё воспитание.