Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:50, реферат
Татарское просветительство проделало очень долгий и сложный путь своего развития, прежде чем достигло того же уровня, что и общеевропейское и собственно русское просветительство. Возникновение просветительских идей у татар связано в первую очередь с теми историческими событиями, которые происходили в жизни народа после взятия Казани войсками Ивана IV: насильственной христианизацией, колонизацией края, невозможностью получить образование и т.д.
К. Насыри пытается осмыслить систему воспитания и обучения и выяснить их научные основы. При этом он выдвигает следующие принципы, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения:
1. Воспитание и обучение человека должно падать на детские и юношеские годы. «Самый ценный период в жизни человека,— пишет просветитель,— охватывает время от появления способности самопонимания и до завершения обучения в школе. Именно в эти годы надо заботиться о надлежащем воспитании ребёнка и доведении до его сознания правил общежития».
2. Учет в процессе
обучения и воспитания
3. Полное вовлечение в процесс обучения сил й чувств ребенка. Раскрывая содержание этого принципа, К. Насыри писал: «При воспитании ребенка необходимо обратить внимание на использование всех пяти его чувств и добиться, чтобы ни одно из них не простаивало* Ребенок должен все слышать и все видеть: и светлое и темное... Точно так же и другие органы ребенка должны быть приведены в действие».
4. Развитие умственных
способностей ребенка и
5. Сочетание обучения с физическим трудом. К. Насыри утверждает, что «постоянное умственное напряжение вызывает усталость. Поэтому организму следует дать физическую нагрузку. Тогда человеческий ум как бы омолаживается и его работоспособность умножается».
6. Гуманное и внимательное
отношение к ребенку.
относиться к личности ребенка с уважением и бережливо, не допускать его раздражения по
мелочам и не задевать его самолюбие. Он категорически отвергает широко применяемые в то
время телесные наказания учащихся и считает, что «умный педагог сумеет обучать детей без
брани и избиения» (93, стр. 230). В то же время следует быть очень внимательным к поведению и
интересам ребенка, не оставлять без ответа любой его вопрос. В противном случае умственное
развитие ребенка
следует дать исчерпывающий ответ» (83, 1891 г., стр. 32). Это будет способствовать
нормальному развитию его памяти и мыслительных способностей.
7. Принципиальность по отношению к воспитуемому. Гуманность и внимание к ребенку не исключают требовательности по отношению к нему. Воспитатель не должен поддаваться его капризам, а требовать от него трудолюбия, усидчивости, нравственной чистоплотности, «не расхваливать его и не хулить».
8. Личный пример воспитателя. Провозглашение этого принципа явилось неизбежным следствием того, что К. Насыри в формировании человека важное значение придавал окружающей человека нравственной обстановке. Здоровая нравственная среда — необходимое условие формирования добрых нравственных качеств. А воспитатели (родители, учителя) как раз и создают эту среду, и если с их стороны будут допущены безнравственные поступки, то это будет оказывать отрицательное влияние в процессе формирования ребенка как личности.
Ещё одним важным событием, внёсшим, безусловно, свой вклад в историю татарского просветительства, явилось открытие в Казани 24 октября 1876 года Учительского института (ныне ТГГПУ), который стал третьим в Российской империи учебным заведением, выпускавшим педагогические кадры. Из стен Казанского учительского института выпустилось великое множество деятелей науки и просвещения, которые посвящали всю свою жизнь распространению того богажа знаний, которым обладали сами.
История татарского джадидизма, как крупного общественно-политического и социокультурного явления татарского общества на рубеже XIX-XX вв. занимает особое положение в исторических и педагогических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных авторов.
Джадидское движение начинает формироваться в конце XIX века среди прогрессивно настроенной интеллигенции, ратующей за необходимость реформ во всех областях общественной жизни. Первым среди них был Исмагил-бей Гаспринский. В 1883 году в Бахчисарае он основал газету «Тарджиман» (переводчик), которая на протяжении 20 лет
оставалась уникальным печатным органом, служившим делу просвещения всех тюркоязычных народов. Здесь же он открыл показательную школу с обучением детей по новому облегчённому методу. От этого нового звукового метода обучения новое общественное движение и получило свое название «жэдитчелек» - джадидизм.
Начавшись в Крыму, за короткое время это движение получило известность среди татарской общественности Поволжья и Приуралья, ставших впоследствии центром джадидизма и просветительства.
Джадидизм противопоставлялся кадимизму (от араб. «старый»), сторонники которого защищали патриархальные устои жизни
, вели активную борьбу против религиозного реформаторства, , придерживались схоластической системы в области образования и воспитания.
Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений, что способствовало сплочению демократических сил общества.
В так называемых новометодных школах, как уже говорилось, обучение грамоте велось не буквослагательным, как раньше, а звуковым методом. К началу XX века звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе края. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других светских дисциплин: математики, естествознания, физики, истории и т.д. Был установлен твёрдый учебный год и осуществлён переход к классно-урочной системе преподавания. В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женскмя школа. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в городах Бахчисарай и Касимов. Со второй половины 90-х годов профессиональных учителей стали готовить медресе "Расулия"
, "Гусмания", "Хусаиния" и др. Идеологами джадидизма были просветители М.Акмулла , М.Уметбаев , Р.Фахретдинов , З.Расулев, крымско-татарский общественный деятель И.Гаспринский и др.
Следует отметить, что единой позиции со стороны российской общественности в оценке джадидизма изначально не существовало. Различные представители отечественной общественной и педагогической мысли давали разные оценки, порой взаимоисключающие друг друга. Одни (Н.И. Ашмарин, О.Г. Романов, С.В. Чичерина) в целом отмечали прогрессивный характер движения в области образования и подчеркивали, что «татарская педагогическая среда сделала значительные успехи…», признавая тот факт, что «сильнее, чем у других мусульман, прогрессивное движение затронуло татар». Другие (В.Д. Смирнов, С.В. Смоленский, А.С. Будилович) не скрывали своего негативного отношения к новометодному образованию и подчеркивали, что «школы старого типа менее вредные».
Негативным было отношение властей к джадидизму, о чём свидетельствует ряд «особых совещаний». Среди них выделяется так называемое «особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае», проведенное в 1910 г. под предводительством П.А. Столыпина.
Таким образом, татарское
просвещение проделало
ЛИТЕРАТУРА
3. БСЭ - Изд. "Большая Советская Энциклопедия, 1997.
4. Журнал «Минарет» №1 2004 г.
5. Нафигов Р.И: «Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли (очерк истории 1895-1917 гг.)» – Казань, 1964.
6. Сайт ТГГПУ: http://tggpu.ru
7. Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1999.
8. Электронная энциклопедия
«Википедия»: http://ru.
9. М.Х.Юсупов: «Шигабутдин Марджани как историк» - Татарское книжное издательство, Казань, 1981