История просвещения татарского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:50, реферат

Описание

Татарское просветительство проделало очень долгий и сложный путь своего развития, прежде чем достигло того же уровня, что и общеевропейское и собственно русское просветительство. Возникновение просветительских идей у татар связано в первую очередь с теми историческими событиями, которые происходили в жизни народа после взятия Казани войсками Ивана IV: насильственной христианизацией, колонизацией края, невозможностью получить образование и т.д.

Работа состоит из  1 файл

реферат по татпросветительству.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

К. Насыри пытается осмыслить систему  воспитания и обучения и выяснить их научные основы. При этом он выдвигает следующие принципы, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения:

1. Воспитание и обучение  человека должно падать на  детские и юношеские годы. «Самый ценный период в жизни человека,— пишет просветитель,— охватывает время от появления способности самопонимания и до завершения обучения в школе. Именно в эти годы надо заботиться о надлежащем воспитании ребёнка и доведении до его сознания правил общежития».

2. Учет в процессе  обучения и воспитания склонностей  и интересов детей. «Круг интересов и склонностей человека, — указывает К. Насыри, — обнаруживается уже в детстве. Воспитатель обязан его учитывать. Надо обучать ребенка той профессии, к которой он способен и к которой он проявляет интерес». Ребенок, считает он, быстрее осваивает такую форму деятельности и профессию, к которой у него имеются склонности; воспитатель, игнорирующий это обстоятельство, не добьётся успеха.Одновременно с этим просветитель подчёркивает необходимость всяческой поддержки проявляемой ребенком активности в реализации своих склонностей и интересов.

3. Полное вовлечение  в процесс обучения сил й  чувств ребенка. Раскрывая содержание этого принципа, К. Насыри писал: «При воспитании ребенка необходимо обратить внимание на использование всех пяти его чувств и добиться, чтобы ни одно из них не простаивало* Ребенок должен все слышать и все видеть: и светлое и темное... Точно так же и другие органы ребенка должны быть приведены в действие».

4. Развитие умственных  способностей ребенка и обеспечение  сознательного усвоения им учебного материала. «В процессе обучения,— пишет К. Насыри,—... надо заставить учащегося вольно пересказать и объяснить прочитанное так, чтобы стало ясно, как он его понял».

5. Сочетание обучения  с физическим трудом. К. Насыри  утверждает, что «постоянное умственное напряжение вызывает усталость. Поэтому организму следует дать физическую нагрузку. Тогда человеческий ум как бы омолаживается и его работоспособность умножается».

6. Гуманное и внимательное  отношение к ребенку. Воспитатель,  считает К. Насыри, должен 

 

относиться к личности ребенка с уважением и бережливо, не допускать его раздражения по

 

мелочам и не задевать его самолюбие. Он категорически  отвергает широко применяемые в  то

 

время телесные наказания  учащихся и считает, что «умный педагог  сумеет обучать детей без 

 

брани и избиения» (93, стр. 230). В то же время следует  быть очень внимательным к поведению  и 

 

интересам ребенка, не оставлять  без ответа любой его вопрос. В  противном случае умственное

 

развитие ребенка задерживается. Поэтому «о чем бы только ребенок  ни спрашивал, всегда

 

следует дать исчерпывающий  ответ» (83, 1891 г., стр. 32). Это будет  способствовать

 

нормальному развитию его  памяти и мыслительных способностей.

7. Принципиальность по  отношению к воспитуемому. Гуманность и внимание к ребенку не исключают требовательности по отношению к нему. Воспитатель не должен поддаваться его капризам, а требовать от него трудолюбия, усидчивости, нравственной чистоплотности, «не расхваливать его и не хулить».

8. Личный пример воспитателя.  Провозглашение этого принципа явилось неизбежным следствием того, что К. Насыри в формировании человека важное значение придавал окружающей человека нравственной обстановке. Здоровая нравственная среда — необходимое условие формирования добрых нравственных качеств. А воспитатели (родители, учителя) как раз и создают эту среду, и если с их стороны будут допущены безнравственные поступки, то это будет оказывать отрицательное влияние в процессе формирования ребенка как личности.

Ещё одним важным событием, внёсшим, безусловно, свой вклад в историю татарского просветительства, явилось открытие в Казани 24 октября 1876 года Учительского института (ныне ТГГПУ), который стал третьим в Российской империи учебным заведением, выпускавшим педагогические кадры. Из стен Казанского учительского института выпустилось великое множество деятелей науки и просвещения, которые посвящали всю свою жизнь распространению того богажа знаний, которым обладали сами.

История татарского джадидизма, как  крупного общественно-политического  и социокультурного явления татарского общества на рубеже XIX-XX вв. занимает особое положение в исторических и педагогических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных авторов.

Джадидское движение начинает формироваться в конце XIX века среди прогрессивно настроенной интеллигенции, ратующей за необходимость реформ во всех областях общественной жизни. Первым среди них был Исмагил-бей Гаспринский. В 1883 году в Бахчисарае он основал газету «Тарджиман» (переводчик), которая на протяжении 20 лет

оставалась уникальным печатным органом, служившим делу просвещения всех тюркоязычных народов. Здесь же он открыл показательную школу с обучением детей по новому облегчённому методу. От этого нового звукового метода обучения новое общественное движение и получило свое название «жэдитчелек» - джадидизм.

Начавшись в Крыму, за короткое время это движение получило известность среди татарской  общественности Поволжья и Приуралья, ставших впоследствии центром джадидизма и просветительства.

Джадидизм противопоставлялся кадимизму (от араб. «старый»), сторонники которого защищали патриархальные устои жизни

, вели активную борьбу  против религиозного реформаторства, , придерживались схоластической системы в области образования и воспитания.

Джадидисты критиковали  религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений, что способствовало сплочению демократических сил общества.

В так называемых новометодных школах, как уже говорилось, обучение грамоте велось не буквослагательным, как раньше, а звуковым методом. К началу XX века звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе края. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других светских дисциплин: математики, естествознания, физики, истории и т.д. Был установлен твёрдый учебный год и осуществлён переход к классно-урочной системе преподавания. В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женскмя школа. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в городах Бахчисарай и Касимов. Со второй половины 90-х годов профессиональных учителей стали готовить медресе "Расулия"

, "Гусмания", "Хусаиния" и др. Идеологами джадидизма были просветители М.Акмулла , М.Уметбаев , Р.Фахретдинов , З.Расулев, крымско-татарский общественный деятель И.Гаспринский и др.

Следует отметить, что единой позиции  со стороны российской общественности в оценке джадидизма изначально не существовало. Различные представители отечественной общественной и педагогической мысли давали разные оценки, порой взаимоисключающие друг друга. Одни (Н.И. Ашмарин, О.Г. Романов, С.В. Чичерина) в целом отмечали прогрессивный характер движения в области образования и подчеркивали, что «татарская педагогическая среда сделала значительные успехи…», признавая тот факт, что «сильнее, чем у других мусульман, прогрессивное движение затронуло татар». Другие (В.Д. Смирнов, С.В. Смоленский, А.С. Будилович) не скрывали своего негативного отношения к новометодному образованию и подчеркивали, что «школы старого типа менее вредные».

 

 

Негативным было отношение властей к джадидизму, о чём свидетельствует ряд «особых совещаний». Среди них выделяется так называемое «особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае», проведенное в 1910 г. под предводительством П.А. Столыпина.

Таким образом, татарское  просвещение проделало сложнейший путь от несмелых идей борьбы за получение  элементарного права на свой язык, свою религию до, можно сказать, революционных в области татарской педагогической мысли того времени идей джадидизма. К началу XX века положение татар было качественно лучше, нежели в конце XVIII и даже середине XIX века: они имели право на высшее образование, занимали государственные должности, причём даже за пределами Казанской губернии, среди татар было очень много признанных деятелей науки и искусства. Необходимо, конечно, отметить, что, несмотря на всё вышесказанное, в процентном соотношении представителей русской национальности абсолютно в любых областях было больше. Однако же если оценивать весь период развития татарского просвещения от XVIII до начала XX века, то можно смело заявить о достижении равноправия татароязычного населения с русскоязычным. Ко времени установления власти большевиков уровень татарского образования не отличался от общероссийского уровня. Кроме того, нужно заметить, что татары могли получать образование как на русском, так и на родном языке; было довольно много печатной продукции, выпущенной на татарском языке: большое количество газет и журналов, учебники, художественная литература. Но во времена СССР татарскому языку и культуре пришлось столкнуться с новыми притеснениями и потрясениями. В настоящее время мы вновь наблюдаем возрождение татарского литературного языка и национального самосознания в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдуллин Я. Г.: «Татарская просветительская мысль» - Казань,  Татарское книжное издательство, 1976.
  2. Н.А. Бобровников: «Новые течения в мусульманской школе» – Спб, 1915.

3. БСЭ -    Изд. "Большая Советская Энциклопедия, 1997.

4. Журнал «Минарет» №1 2004 г.

5. Нафигов Р.И: «Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли (очерк истории 1895-1917 гг.)» – Казань, 1964.

6. Сайт ТГГПУ: http://tggpu.ru

7. Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1999.

8. Электронная энциклопедия  «Википедия»: http://ru.wikipedia.org

9. М.Х.Юсупов: «Шигабутдин Марджани как историк» - Татарское книжное издательство, Казань, 1981




Информация о работе История просвещения татарского народа