История развития педагогической диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:24, реферат

Описание

Современная дидактика обречена на поражение, если не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые, по нашим нынешним понятиям, являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.

Работа состоит из  1 файл

История развития педагогической диагностики.docx

— 37.49 Кб (Скачать документ)

Старшеклассник вырабатывает осознанные моральные принципы, которые  имеют мировоззренческую основу. Именно в юношеском возрасте начинается переход от конвенциональной (принятой) морали к автономной. Нравственные убеждения приобретают характер относительно завершенных и устойчивых системных образований, входящих в качестве важного компонента в мировоззрение личности. В этом же возрасте происходит образование личностно значимых принципов поведения. Эмоционально-нравственные отношения, выступая компонентом убеждений, согласуются с усвоенными ценностными ориентациями, с приобретенным старшеклассниками опытом сознательного самоуправления нравственным поведением. Проявление стабильных эмоционально-нравственных отношений свидетельствует о значимости для старшеклассников нравственных принципов, об их внутренней присвоенности.

В юности возникает психологическая  потребность в теоретизировании. Мыслительная деятельность характеризуется  активностью и самостоятельностью. Старшеклассники получают удовлетворение от самого процесса мышления, сознательно  стремятся к творчеству, ощущая радость  от достигнутого (Н.С. Лейтес). Интеллектуальные процессы тесно связаны со становлением самосознания и устойчивого образа «Я». Образ «Я» — это социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: подсознательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.; поведенческий —

 т.е. практическое отношение  к себе, производное от первых двух компонентов (И.С. Кон).

В юношеском возрасте завершается  переход к устойчивой мотивации, связанной с будущей жизнедеятельностью (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский и др.). Процесс самовоспитания становится организованным. Расширяется временная перспектива. Формирование новой временной перспективы происходит не всегда гладко: различные отклонения в ее становлении влияют на самосознание и самоопределение юноши. Развитию временной перспективы сопутствуют отмеченные психологами различных школ характерные для ранней юности чувства одиночества и страха.

Качественный скачок происходит и в развитии самосознания. На основе образа Я у юношей формируются  поведенческие конструкции, строятся отношения с окружающими. В то же время представления о себе нередко ситуативны и противоречивы. Есть основания полагать, что ситуативность, выходя из-под контроля механизмов саморегуляции, оказывает в отдельных случаях серьезное влияние на поведение старшеклассника.

Выделяются два типа старшеклассников: самоуглубленный тип и тип  личности со слабо выраженной интроспекцией  — способностью к самонаблюдению (Е.А. Шумилин). Юноши по сравнению  с подростками обнаруживают большую  экстравертированность (внешняя направленность личности), меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, большую эмоционально-нравственную устойчивость. Они значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков, у них выше уровень самоконтроля и саморегуляции.

Сильно выражено у старшеклассников чувство обособления. Говоря об обособлении  личности в ранней юности, имеют в виду несколько уровней:

1) обособление старшеклассников в составе возрастной группы;

2) в составе коллектива сверстников;

3) в рамках неформальных объединений;

4) обособление личности  внутри коллектива и группы (А.В. Мудрик).

Выделяется потребность  в достижениях (И.С. Кон). Она определяется ориентацией на образец и оказывает  серьезное влияние на самоопределение  и самоуправление. Другая ярко выраженная потребность — потребность в  поисковой активности — проявляется  в творческом подходе формирующейся  личности к различным ситуациям деятельности и общения.

Таким образом, в юношеском  возрасте в основном завершается  становление личности, стержневым элементом  которой является мировоззренческая  устойчивость. Завершение становления  личности не предполагает законченности  процесса, а знаменует собой некоторый  итог лишь одного этапа развития личности, ограниченного школьным возрастом, который возможно диагностировать  с помощью определенных форм и  методов.


Информация о работе История развития педагогической диагностики