Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:24, реферат
Современная дидактика обречена на поражение, если не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые, по нашим нынешним понятиям, являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.
Старшеклассник вырабатывает
осознанные моральные принципы, которые
имеют мировоззренческую
В юности возникает психологическая
потребность в
т.е. практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов (И.С. Кон).
В юношеском возрасте завершается
переход к устойчивой мотивации,
связанной с будущей
Качественный скачок происходит и в развитии самосознания. На основе образа Я у юношей формируются поведенческие конструкции, строятся отношения с окружающими. В то же время представления о себе нередко ситуативны и противоречивы. Есть основания полагать, что ситуативность, выходя из-под контроля механизмов саморегуляции, оказывает в отдельных случаях серьезное влияние на поведение старшеклассника.
Выделяются два типа старшеклассников: самоуглубленный тип и тип личности со слабо выраженной интроспекцией — способностью к самонаблюдению (Е.А. Шумилин). Юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность (внешняя направленность личности), меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, большую эмоционально-нравственную устойчивость. Они значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков, у них выше уровень самоконтроля и саморегуляции.
Сильно выражено у старшеклассников чувство обособления. Говоря об обособлении личности в ранней юности, имеют в виду несколько уровней:
1) обособление старшеклассников в составе возрастной группы;
2) в составе коллектива сверстников;
3) в рамках неформальных объединений;
4) обособление личности внутри коллектива и группы (А.В. Мудрик).
Выделяется потребность в достижениях (И.С. Кон). Она определяется ориентацией на образец и оказывает серьезное влияние на самоопределение и самоуправление. Другая ярко выраженная потребность — потребность в поисковой активности — проявляется в творческом подходе формирующейся личности к различным ситуациям деятельности и общения.
Таким образом, в юношеском возрасте в основном завершается становление личности, стержневым элементом которой является мировоззренческая устойчивость. Завершение становления личности не предполагает законченности процесса, а знаменует собой некоторый итог лишь одного этапа развития личности, ограниченного школьным возрастом, который возможно диагностировать с помощью определенных форм и методов.
Информация о работе История развития педагогической диагностики