История развития тестирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:01, реферат

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Тестирование учебных достижений является важной составной частью учебного процесса. Управление учебным процессом, как известно, является одним из определяющих факторов повышения его эффективности.
Процесс обучения, согласно Н.Ф.Талызиной, как один из видов управления требует циклического (замкнутого) управления, осуществляемого по принципу «белого ящика». Замкнутость системы управления обусловлена наличием цепи обратной связи. Н.Ф.Талызина рассматривает коррекцию процесса усвоения, за счет действия обратной связи как самостоятельный и важный этап управления.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕСТОВ…………………………………….. 5
РАЗВИТИЕ ТЕСТОЛОГИИ В РОССИИ…………………………… 10
Заключение ……………………………………………………………………15
Список литературы ………………………………………………………… 16
Приложение………………………………………………………………..….17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Тестологии.docx

— 55.78 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………….3

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕСТОВ…………………………………….. 5
  2. РАЗВИТИЕ ТЕСТОЛОГИИ В РОССИИ……………………………  10

Заключение ……………………………………………………………………15

Список литературы …………………………………………………………   16

Приложение………………………………………………………………..….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тестирование учебных  достижений является важной составной  частью учебного процесса. Управление учебным процессом, как известно, является одним из определяющих факторов повышения его эффективности.

Процесс обучения, согласно Н.Ф.Талызиной, как один из видов  управления требует циклического (замкнутого) управления, осуществляемого по принципу «белого ящика». Замкнутость системы  управления обусловлена наличием цепи обратной связи. Н.Ф.Талызина  рассматривает коррекцию процесса усвоения, за счет действия обратной связи как самостоятельный и важный этап управления.

Согласно В.П.Беспалько  вариативными характеристиками, определяющими  качество обучения, являются  уровень усвоения деятельности  и степень усвоения (автоматизации) деятельности.

Эти величины можно контролировать, то есть достижение высокого качества обучения является диагностичной целью. Наличие  диагностичных  целей позволяет организовать реально действующий процесс управления обучением.

Достижение высокого качества обучения возможно только   при наличии объективных методов  диагностики. К сожалению, традиционная форма оценивания  уровня знаний в форме опроса, экзамена, проводимого человеком, весьма субъективна.

По мнению К.Ингенкампа при  использовании пятибалльной шкалы  преподаватель выставляет оценки с разбросом плюс, минус 1 балл, то есть с точностью 20%. Из этого следует, что за одни и те же знания, испытуемый может быть оценен разными экзаменаторами  на «2», на «3» и на «4».  Более того, К.Ингенкамп  указывает, что один и тот же экзаменатор в разные моменты времени, например с интервалом в 1 месяц, также по разному оценивает один и тот же ответ.

Ясно, что столь неточный  «измерительный прибор», каковым является человек, существенно снижает эффективность диагностики учебного процесса. По этой причине, в качестве контрольно-измерительного мероприятия выбирается тестирование. Сам процесс тестирования учебных достижений разбивается на три процесса: 1) разработка теста;  2) процедура тестирования; 3) обработка и интерпретация результатов тестирования.

При обработке результатов  используется либо классическая теория тестирования, либо IRT (Item Response Theory), позволяющая  измерять уровень достижений испытуемого  в специальных единицах измерения – логитах. Итерационные процедуры оптимизации тестовых заданий позволяют создавать надежные и валидные тесты.  Особо следует отметить тот факт, что IRT позволяет получить числовые значения уровня достижений испытуемого в логитах на интервальной шкале. Наличие интервальной шкалы  позволяет использовать мощный аппарат математической статистики для интерпретации полученных результатов.

Важность тестов в учебном  процессе давно осознана за рубежом. Там теория и практика тестирования развиваются уже сотню лет. В  России (в Советском Союзе) интерес  к этому виду контроля знаний возродился в 60-х годах прошлого века в связи  с развитием программированного обучения. Несмотря на востребованность,  ситуация с обеспеченностью тестологической литературой пока еще далека от идеальной. Появление новых учебных пособий, монографий, справочников по тестированию можно только приветствовать.

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕСТОВ

 

История тестов учебных достижений насчитывает, по мнению В.Кадневского, по крайней мере, несколько тысячелетий.  В.Аванесов  указывает на факты, свидетельствующие о еще более древнем применении тестов. 

Древние вавилоняне знали 400 клинописных знаков, использовали шестидесятеричную  систему счета, умели вычислять  проценты, измерять площадь и объем  различных геометрических фигур.  Среди изучаемых предметов были те, которые отвечают современному понятию «профессиональная пригодность». За 2200 лет до н.э. в Китае успешно действовала система проверки способностей и отбора персонала для различных государственных должностей. В частности проверялось умение писать, читать, знать порядок проведения придворных ритуалов и церемоний. В течение последующих 2000 лет в систему отбора чиновников были внесены экзамены по гражданскому праву, военному делу, финансам, сельскому хозяйству, географии. 

По мнению  А.Н.Майорова одним из первых ученых, попытавшихся измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов, был англичанин Френсис Гальтон (Galton F.; 1882-1911). 

Гальтон ввел в теорию тестирования три фундаментальных принципа, используемых и по сей день:

1. Применение серии одинаковых  испытаний к большому количеству  испытуемых. 
2. Статистическая обработка результатов. 
3. Выделение эталонов оценки. 

 

Все современные тесты  построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона  оценки лежит в основе определения  теста как стандартизованного инструмента.

Термин «умственные тесты» ввел Дж. Кеттел (Cattel J., 1860-1944). Дж.Кеттел считал тест средством для  проведения научного эксперимента с соответствующими требованиями к чистоте эксперимента. Такими требованиями он определял:

1. одинаковость условий  для всех испытуемых; 
2. ограничение времени тестирования приблизительно одним часом; 
3. в лаборатории, где проводится эксперимент, не должно быть зрителей; 
4. оборудование должно быть хорошим и располагать людей к тестированию; 
5. одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать;

6. результаты тестирования  подвергаются статистическому анализу,  находят минимальный, максимальный  и средний результат, рассчитывают  среднее арифметическое и среднее  отклонение. 

 

Эти идеи, выдвинутые Дж.Кеттелом, составляют основу для современной  тестологии. Одинаковость условий для  всех испытуемых, одинаковые инструкции и четкое их понимание испытуемыми  – фундаментальные принципы, положенные в основу стандартизации процедуры  проведения тестирования; ограничение  времени, в настоящее время, после  дополнительных исследований, устанавливается  в зависимости от возраста испытуемых и особенностей применяемого инструментария; идеи статистической обработки результатов  реализованы в достаточно сложных  методах статистического анализа  и моделирования.

Большой вклад в развитие тестов интеллекта внес французский  психолог Альфред Бине (Binet A., 1857-1911). Совместно с Теодором Симоном (Simon T., 1873-1961) он разработал тест, позволяющий  дифференцировать нормальных и умственно  отсталых детей.

В 1911-1912 годах американские психологи Л.Термен и Х.Чальдс дополнили  тест Бине - Симона четырьмя новыми:

1) «Образец обобщения», то  есть пояснения сущности или  морали басни. 
2) Постепенный дополнительный тест по методу Эббингауза. 
3) Тест для испытания запаса слов (из 100 слов). 
4) Испытание «Практическое суждение» (тест  мяча и поля).

Задание теста формулировалось в графической форме (рис.1.) [Приложение]. Изображался круг, обозначавший поле,  заросшее густой травой. Где-то в поле лежит мяч, увидеть который можно, только если подойти к нему не более чем на 10 шагов. Испытуемому нужно выбрать варианты таких траекторий передвижения, чтобы время поиска мяча было наименьшим.

Л.Термен и Х.Чальдс лучшими  считали  ответы  «д» и «е». Интересно отметить, что это не совсем верно. Варианты «д» и «е» обеспечивают успешный поиск мяча, но, сравнение времен поиска для обоих вариантов, показывает, что они не равноценны. Предположив, что скорость перемещения во всех случаях одинакова, мы можем сравнивать не время, а длину пути (траектории) поиска. Из рисунка видно, что длина траектории поиска в случае «д» почти в 3 раза превышает длину в случае «е». Таким образом, верный ответ – «е».

Если первоначально развивалось  психологическое тестирование, то в  последующем, Маккол В.А. предложил  различать тесты психологические - тесты умственного развития (Intelligence Test) и педагогические - тесты учебных  достижений (Educational Test).

Основоположником педагогических измерений считается Эдуард Ли Торндайк. Именно Торндайком были созданы первые научно обоснованные педагогические тесты, снабженные нормами.

Большой вклад в развитие  теории тестирования внесли   Spearman C.E.,  Gulliksen H., Guttman L. Lord F.M. & Novick M., Kuder G.F. & Richardson M.W. (теория надежности тестов), Crocker Linda & Algina James (современная классическая теория тестов).

В настоящее время за рубежом  и в нашей стране широкое применение находит современная теория тестирования - Item Response Theory (IRT). Однопараметрический  вариант IRT предложен Георгом Рашем (G.Rasch). Развитие IRT основывалось на появлении  двух и трехпараметрических моделей - Birnbaum A. . Обширная деятельность по развитию IRT осуществляется Д.Эндричем (D.Andrich), Б.Райтом (B.Wright)

Фундаментальный труд Анны Анастази «Психологическое тестирование»  представляет собой классическую работу, вобравшую в себя все достижения западной тестологии. В 2006 году вышло 7-е  издание совместно с С.Урбиной, куда были добавлены главы по современным  методам тестирования.

В своей «Педагогической  диагностике» Карлхайнц Ингенкамп  утверждает, что традиционные способы  оценки, существующие в системе образования, срочно нуждаются в систематическом  дополнении объективными методами. При  этом необходимо найти научное обоснование  методики оценок. Без разумного  использования информативных тестов добиться существенного улучшения в оценочной практике учителей невозможно. Это, безусловно, верное утверждение, справедливое не только для Германии, но и для России.

Наряду со всеобщим распространением тестов, нарастала и их критика. Дж.Равен  указывает на  научные  и этические аспекты экспансии тестологии в сфере образования. Он называет «безнравственным» пренебрежение  ущербом, который практика тестирования наносит судьбам детей и интересам общества. Дж. Равен считает, что  традиционные тесты достижений не могут должным образом оценить результаты педагогического  процесса, в частности, они не подходят для выявления одаренности учащихся.

Отмечая справедливость его  критики, следует все же признать, что развитие тестологии, дающей в  руки педагоги качественный измерительный  инструмент, явление нужное и прогрессивное. Правда, это должен быть не единственный измеритель, определяющий ход учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ТЕСТОЛОГИИ В РОССИИ 

 

Среди российских исследователей занимавшихся тестированием, можно  назвать П.П.Блонского, Г.И.Залкинда, М.С.Бернштейна и др. К сожалению, в 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях  в системе Наркомпросов». Тестирование было признано противоречащим советской  идеологии со всеми вытекающими  последствиями.

В послевоенные годы, работы в области тестирования начали возрождаться, а в 70-80-х годах прошлого столетия педагогическое тестирование стало  усиленно развиваться в рамках технологии программированного обучения.

Важную роль в становлении  отечественной тестологии сыграли  работы Беспалько В.П. и Талызиной  Н.Ф. Согласно В.П.Беспалько процесс  обучения должен быть технологичным  и диагностичным. Если нет достоверной  диагностики, то нет и учебного процесса. Н.Ф.Талызина, рассматривая вопросы  управления процессом учения, анализирует  проблемы педагогической оправданности  применения тестов различного типа.

Работы отечественных  и зарубежных тестологов были в основном изолированы от друг от друга. В СССР фундаментальные труды зарубежных тестологов были практически неизвестны.

В этой связи следует отметить трудно переоценимую деятельность В.C.Аванесова  по применению и развитию  передовых идей и достижений зарубежной тестологии  в отечественной теории и  практике педагогического тестирования.

Под руководством В.C.Аванесова  в 1985 году на базе Московского института  стали и сплавов был организован  Исследовательский центр по проблемам  управления качеством подготовки специалистов. В этом центре началась планомерная  переподготовка руководящих работников и преподавателей в системе высшего  образования СССР.  В Москву на краткосрочные (1  месяц) курсы съезжались преподаватели, доценты, профессора со всех регионов страны - от Дальнего Востока, до Прибалтики и Средней Азии. Именно этот период, видимо следует считать началом широкомасштабного применения современных научных методов в педагогическом тестировании.

В 1989 году В.C.Аванесовым было выпущено учебное пособие «Основы  научной организации педагогического  контроля в высшей школе»26, внесшее большой вклад в развитие теории и практики отечественной тестологии.  В.C.Аванесов является приверженцем современных технологий в образовании, большую просветительскую деятельность он осуществляет в глобальной сети Интернет. Его сайт www.testolog.narod.ru  содержит массу постоянно обновляемой информации весьма полезной для тестологов. Журнал «Педагогические измерения», главным редактором которого является В.С.Аванесов, является авторитетным изданием, где публикуются работы отечественных и зарубежных тестологов. А.Н.Майоров называет Вадима Сергеевича Аванесова классиком отечественной тестологии и с этим трудно не согласиться. 

Информация о работе История развития тестирования в России