Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:59, контрольная работа
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.
1 Педагогика как наука…………………………………………………………….3
2 Этапы развития педагогики……………………………………………………..5
3 Краткая характеристика эпохи Возрождения…………………………….…..10
4 Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения…….12
Заключение……………………………………….……………………………….17
Список использованной литературы…………………...……………………….18
Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.
Главный труд Квинтилиана (35 – 96 г.г.) – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.
Цель
воспитания он видел в подготовке
молодого человека к исполнению его
гражданских обязанностей. Идеалом
он считал Перикла. Он отдавал предпочтение
организованному школьному
Идеологи раннего христианства иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, Античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности.
3 Краткая характеристика эпохи Возрождения
14-15 века,
вошедшие в историю под
В эпоху Возрождения в противовес религиозным представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того что в культуре 14-15 вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической ( от латинского слова humanus- человеческий).
Гуманизм
эпохи Возрождения представлял
собой, несомненно, прогрессивное явление,
но он был идеологией сравнительно
узкого образованного круга людей
и имел социально ограниченный характер.
Провозглашенный гуманистами
Педагоги-гуманисты
ставили перед собой задачу воспитать
здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих
многосторонними интересами. Они
уделяли большое внимание физическому
и умственному воспитанию детей,
которое содействовало бы в них
развитию творческой активности, самодеятельности,
вооружало их реальными светскими
знаниями. Гуманисты считали, что
обучение должно быть основано на наглядности
и обеспечивать сознательное усвоение
знаний учащимися. Они осуждали характерную
для средневековья палочную дисциплину,
призывали бережно и
Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги- гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Но гуманистическая педагогика, как и все культурное достижение гуманизма эпохи Возрождения, не была связана с борьбой за интересы широких народных масс.7 Её влияние получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.
4 Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса.
Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась новая педагогика (как совокупность идей и практики), хотя как самостоятельной науки ее пока не было. Педагогические представления выражала литература. Во взглядах на обучение и воспитание шла борьба между схоластами и гуманистами.
Гуманистические идеи воспитания высказывали в Италии – Витторио де Фельтре (1378–1446), во Франции – Франсуа Рабле (1494– 1553), в Англии – Томас Мор (1478–1535).
Взгляды
Томаса Мора на воспитание выражались
в следующем: равное образование
для всего населения, а также
для мужчин и женщин; обучение на
родном языке; широкое применение наглядности
в обучении; изучение новых предметов
(основными должны быть естествознание,
арифметика, геометрия, музыка); сочетание
физического и умственного
Становление
капиталистических отношений, прогресс
науки и культуры вызвали повышенный
интерес к античному
Виднейшие деятели той эпохи выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
В области образования это проявилось в его гуманизации и отказе от суровой палочной дисциплины, характерной для средневековой школы. Главной задачей педагогов того времени было стимулирование живого интереса учащихся к знаниям и создание такой атмосферы, которая превратила бы учение в радостный и интересный для учеников процесс. Это был период широкого использования в воспитании и образовании наглядности всех видов: игр, экскурсий, уроков среди живой природы и др. Доминирующей стала организация занятий, побуждающая школьников учиться с увлечением.9
В ХV–ХVII вв. обострилась борьба народных масс с феодалами. Протест принял форму религиозно-демократического, сектантского движения. Наиболее полно и ярко педагогические воззрения того периода выразил великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592– 1670), идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. Он был одним из вождей общины ремесленников и крестьян «Чешские братья», входившей в гуситское национально-религиозное движение против немецкого дворянства и католической церкви.
Книга Я. А. Коменского «Великая дидактика» положила начало науке о процессе обучения. В ней он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке. Я. А. Коменский обосновал принцип сообразности воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка (микромир), сформулировал систему принципов дидактики. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в труде «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.
Я. А. Коменский
ратовал за познание реального мира
на основе чувственного восприятия. Согласно
его представлению, люди живут по
законам природы. Я. А. Коменский
предлагал принцип
• автопсия – самостоятельное наблюдение;
• автопроксия – практическое осуществление;
• автохресия – применение полученных знаний, умений и навыков в новых обстоятельствах;
• автолексия – умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности.
Обучение, по Я. А. Коменскому, должно было проходить три ступени (решение трех задач воспитания):
• познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);
• управление собой (нравственное воспитание);
• стремление к богу (религиозное воспитание).
Суть его идей состояла в следующем: образование должны получать юноши и девушки (идея всеобщего начального обучения); обучать тому, что может сделать человека мудрым, воспитанным; образование готовит к жизни и должно быть закончено до наступления зрелости.
В образовании, согласно Я. А. Коменскому, нужно придерживаться следующей возрастной периодизации:
• детство (от рождения до 6 лет) – усиленный физический рост и развитие органов чувств (материнская школа);
• отрочество (от 6 до 12 лет) – развитие памяти и воображения (шестилетняя школа родного языка);
• юность (от 12 до 18 лет) – высокий уровень развития мышления (латинская школа или гимназия);
• возмужалость (от 18 до 24 лет) – развитие воли и способность сохранить гармонию (академия: факультеты – богословский, юридический, медицинский).
Обучение должно быть сознательным (без зубрежки), систематичным, прочным. Это обеспечивалось такими дидактическими принципами, как систематичность, последовательность обучения, посильность, сочетание синтеза с анализом, сознательность. Нравственное воспитание дают родители, учителя, товарищи (необходимо брать с них пример). Его средствами служат наставления, беседы с детьми; упражнения в нравственном поведении; борьба с распущенностью, ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Этому способствует формирование основных добродетелей: мудрости; мужества; справедливости.10
Я. А. Коменский придавал большое значение учителю, считая его работу особенно почетной и назвая ее «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он должен быть честным, деятельным, настойчивым, достойным подражания, безгранично любить свое дело и детей.
Для улучшения школьного дела Я. А. Коменского приглашали в Англию, Швецию, Венгрию, Голландию. Его книги многие годы были в разных странах лучшими по педагогике. Он ввел организацию учебы – учебный год, каникулы, четверти, начало учебы осенью, классноурочную систему, учет знаний, продолжительность учебного дня.
Представителем новой буржуазии в Англии был Джон Локк (1632-1704). В труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) он отмечал, что душа ребенка – чистая доска (tabula rasa), а роль воспитателя – велика. Свои педагогические идеи Локк изложил в трактате «Мысли о воспитании» (1693). Задачей он объявил воспитание джентльмена, которое предполагало выработку характера, развитие воли, самодисциплину и наказание, нравственное поведение. Это дворянин по происхождению, отличающийся утонченностью в обращении, обладающий качествами дельца, предпринимателя. Он должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание. Главное средство здесь – не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Воспитание привычек должно осуществляться ласковым словом, внушением, и по одной, а не всех сразу. Дж. Локк отмечал, что важно изучать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать интерес к учебе, развивать любознательность, не применять телесные наказания, изолировать детей от простолюдинов.
Дж. Локк разработал ряд вопросов эмпирической психологии, базирующейся на самонаблюдении; мораль он выводил из принципа пользы и интересов личности; особую роль отводил воспитанию разума.11
Таким образом, зарождение капитализма вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории, школы, удовлетворяющие потребности в образовании нового класса.
Заключение
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.12
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.13 Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Список литературы
Информация о работе История возникновения и развития педагогики в древней Греции в эпоху Возрождения