Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава l. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2 Особенности деятельности дошкольника
Глава ll ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Глава lll ВИДЫ ИГР
3.1 Виды игр
3.2 Методика обучения игре
Глава lV ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ РАЗНОГО ТИПА
4.1 Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
4.2 Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей
4.3 Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Глава V РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Word.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия  для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики, столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.

Ценность природного материала -- в возможности его  разнообразного использования, что  помогает открывать детям все  новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

3.2 Методика обучения  игре

Воспитатель осторожно  вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще  не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и  во второй младших группах многократно  рассказывает и разыгрывает с  куклами 
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Каждой новой  игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах  на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре -- он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

* разнообразные  циклы наблюдений в повседневной  жизни (за аквариумной рыбой,  декоративной птицей, елью на  участке в зимнее время, осенними  цветущими растениями, весенними  первоцветами). Каждый из циклов  включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

* ежемесячные  (в течение одной недели) наблюдения  за погодными явлениями, которые  сопровождаются ежедневным ведением  календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

* участие в  подкормке зимующих птиц и  наблюдения за ними, которые фиксируются  в специальном календаре карточками-картинками  с их изображением ежедневно  в течение 1-2 недель в разгар  зимней подкормки;

* проращивание  лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

* совместная  деятельность воспитателя с детьми  в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

* рассказывание  и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в  книгах;

* проведение  экологических занятий один раз в две недели;

* проведение  экологических досугов.

lV. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ  СИТУАЦИЙ РАЗНОГО  ТИПА

4.1 Игровые обучающие  ситуации с игрушками-аналогами

1. «Рыбки живые и  игрушечные: сравнение  внешнего вида». ИОС может быть использован в ясельной -- средней группах.

Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела.

Дети рассматривают  рыбок в аквариуме, воспитатель  задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Что есть у рыб?

Воспитатель раздаёт  всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть  их со всех сторон, обвести игрушку  пальчиком по контуру. Показать и  обвести по очереди все части  тела. Воспитатель уточняет: «Голова  спереди, хвост сзади, плавники на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жаберные крышки». Спрашивает, чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим поиграть с рыбками.

2. «Рыбки живые и  игрушечные: сравнение поведения». ИОС для младшей -- старшей групп.

Дидактическая цель: выявить с детьми главные различия: живые рыбы живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки -- неживые, они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.

Определить различные  способы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбами: игрушечных можно брать в руки, по-разному  с ними играть (кормить понарошку, укладывать спать, катать, за них разговаривать). Живых рыб вытаскивать из воды нельзя -- они погибнут. Их надо кормить, чистить для них аквариум, за ними можно наблюдать.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за аквариумными рыбами, спрашивает, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что  в детском саду живут другие рыбки. Предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где их место обитания (игрушечные, живут на полках в шкафу, в игровом уголке).

Все наблюдают  за рыбами в аквариуме. Воспитатель  просит рассказать, что делают рыбы. Предлагает выяснить: могут ли плавать  игрушечные рыбки? Наливают в таз воды, пускают игрушки, наблюдают. Воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде: они не могут плавать самостоятельно, так как неживые -- игрушечные.

Затем кормят аквариумных  рыб, наблюдают, как они поедают  корм. Воспитатель предлагает также покормить рыб в тазу, сыплют корм игрушкам, наблюдают. Педагог уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они -- неживые. Но их можно покормить понарошку -- сварить для них в кукольном уголке кашу. С ними можно поиграть -- они игрушки. Их можно держать в руках (ведь это предметы) и не беспокоиться за их жизнь: они неживые. С рыбками в аквариуме играть нельзя: на них можно смотреть, им можно сыпать корм, но не вытаскивать их из воды: они живые животные -- могут умереть.

Воспитатель отпускает детей, говорит, что они могут поиграть с игрушечными рыбками или самостоятельно понаблюдать за живыми рыбками.

3. «Сравнение живых  и заводных рыб»  - ИОС для подготовительной группы.

Дидактическая цель: уточнить с детьми понимание, что живые рыбы -- это существа, животные.

У них есть потребность  в пище, воздухе, они приспособлены  жить в воде -- имеют гладкое, обтекаемое, вытянутое тело, покрытое чешуей; голова впереди заострённая, переходит  в туловище (нет шеи); на теле много  плавников, помогающих передвигаться в воде; рыбы дышат воздухом, который есть в воде, при помощи жабр. Они размножаются, рождая мальков или откладывая икру. Рыбы могут чувствовать -- видеть, слышать, на расстоянии обнаруживать преграду. Рыбы ведут себя по-разному: отыскивают корм, плавают быстро и медленно, затаиваются, отдыхают, иногда дерутся. Заводная рыбка -- неживая, она сделана из искусственного материала, не может есть, чувствовать, плавать, производить потомство. Она может плавать, если её заведут: люди придумали механизм, который позволяет игрушке двигаться в воде.

Воспитатель сначала  предлагает за аквариумными рыбами, затем  демонстрирует заводную рыбку в  тазу с водой. Просит сравнить рыб: сказать  сначала, чем они различаются, потом -- чем похожи. За каждый правильный ответ дети получают фишки. После того, как дети исчерпали все знания, воспитатель подводит итог: «Самое главное: в аквариуме живут живые рыбы. Это животные. Они питаются, плавают, приносят потомство, они хорошо приспособлены к жизни в воде. В тазу плавает неживая рыбка, красивая механическая игрушка. Это предмет, который изготовил человек. Игрушка ничего не чувствует и не может самостоятельно, без завода что-нибудь делать».

После поисков  признаков сходства воспитатель  уточняет: «Живые и заводные рыбки  похожи только внешне (по форме, строению и плаванию)».

В заключение дети подсчитывают фишки, выстраиваются  в порядке их уменьшения по очереди  заводят и запускают игрушку. Первым это делает ребёнок, у которого больше всего фишек.

4.2 Игровые обучающие  ситуации с использованием литературных персонажей

У младших дошкольников много любимых, широко известных  героев сказок и книг. Ряд из них -- это ещё и герои мультфильмов. Биографические особенности таких  литературных персонажей могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным -- к живой природе. Разрабатывая ИОС, важно задействовать самое характерное в поведении сказочных героев. С этой целью даётся их краткая характеристика, которая поможет воспитателю создать свои ИОС.

Доктор  Айболит

С образом Айболита у дошкольников связаны представления  о добром докторе, который лечит  животных и заботится о них. В  каждом д/с имеется кукла Айболит  со знаменитым чемоданчиком, в котором множество докторских принадлежностей. Этот персонаж легко может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации с детьми разного дошкольного возраста. В рамках игровых действий «врача-специалиста» Айболит может выполнять очень важную (для экологического воспитания) функцию -- давать образец правильного осмотра своих пациентов (то есть растений и животных -- обитателей уголков природы), постановки диагноза (то есть определение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями.

Большую роль в  развёртывании игры с Айболитом  выполняет атрибутика ИОС: сама кукла  должна быть средних размеров, в  белом халате и колпачке, желательны очки и борода, символизирующие учёность и доброту. Чемоданчик Айболита кроме традиционного набора содержит рецепты (чистые бумажки небольшого размера), ручку, палочку для рыхления почвы, водный термометр, вату, пластмассовые ножницы, безопасный нож и др. При Айболите должна быть машина скорой помощи с зелёными крестами по бокам (символизирующие помощь природе). Авторитет Айболита для детей (в силу частых) очень велик, поэтому ИОС с Айболитом целиком поглощают внимание любых дошкольников. Занятия с игрой проходят лучше, если привлекается второй взрослый, разыгрывающий роль Айболита.

«Айболит  осматривает комнатные  растения».

Дидактическая цель: учить детей внимательно осматривать растения, находить признаки нездорового их состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления воспитывать бережное отношение к растениям, понимание, что они живые организмы, которым нужны хорошие условия жизни.

Воспитатель сообщает детям, что в детский сад приехал  Айболит, который ходит по группам  и осматривает растения. Предлагается убрать игрушки, навести порядок, чтобы встретить гостя. Раздаётся стук, Айболита привозят на машине. Он здоровается, сообщает, что наступила весна, многие растения за зиму ослабли. Поэтому, он считает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как правильно ухаживать за растениями. Воспитатель просит детей присутствовать при осмотре растений и помочь ему. Говорит: «Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят. Вы будете называть их, а я проверять почву, их листочки, стебли, скажу, здоровы ли они. Если будет надо -- выпишу рецепты». Айболит внимательно осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещённости, указывает признаки неблагополучия. Может вытряхнуть растение из горшка, осмотреть корневую систему. Выясняет, как часто и какой водой поливают цветы, делается ли опрыскивание, рыхление, подкормка. По каждому растению делает рекомендации.

Колобок

Колобок как  герой знаменитой сказки интересен  двумя моментами: тем, что он на своём  пути встречает разных лесных животных, и тем, что он -- хлебное изделие, испечён из муки.

«Колобок  вникает в жизнь  лесных обитателей: начало путешествия». ИОС для младшей группы.

Дидактическая цель: дать детям первоначальные представления об особенностях жизни зайца и волка в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группу пришел гость -- красивый румяный Колобок. Гость здоровается, хочет сказать  ребятишкам важную вещь: «Девочки и  мальчики, вы конечно знаете, что  меня много раз ела лиса. Мне  это уже надоело, я решил стать умным - больше не сажусь к ней на нос. Оказалось, что от нее можно укатиться так же, как и от других -- стоит только спеть песенку до конца. Давайте вместе споем:

Я, Колобок, Колобок:

По амбару метён, по сусекам скребён.

Я от бабушки  ушёл и от дедушки ушёл.

Я от зайца ушёл и от волка ушёл.

Я от медведя  ушёл и от тебя, лиса, я тоже уйду!

Информация о работе Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников