Эмоции в труде педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 17:20, реферат

Описание

Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность на наш взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде “учитель-ученик”.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Эмоции…………………………………………………………………………4

Синдром эмоционального выгорания………………………………………..6

Учитель в напряженных условиях…………………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………10
Литература………………………………………………………………….....11

Работа состоит из  1 файл

Эмоции в труде педагога.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)
  • во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;
  • во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;
  • в-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

    Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие выгорания (Львова, 1998г.).

       Что касается зависимости эмоционального  выгорания и пола, то, как пишет  Форманюк Т.В.– феминизированность  профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная  в сравнении с мужчинами - в три раза, по данным Т.Н. Егоровой (цитата по Колесникову 1985г.), - заболеваемость психическими болезнями, высокая “стрессируемость”, вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п. (Форманюк.1994г.)

    Личностные  особенности.  Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью (Иевлева, Шаталова, 2003г.).

   А вот как описывает людей  мотивированных на выбор педагогической  специальности Аминов Н.А. (1988г.) –  эти люди оказались обладателями  слабой, лабильной и активированной  нервной системы, кроме того, с  социальной направленностью интеллекта, направленностью на группу и социальной ориентацией на совместную деятельность. На наш взгляд, данные личностные характеристики могут способствовать развитию выгорания,

   Таким образом, мы видим, что  личностные характеристики людей  приходящих в профессию, так  же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова же  основная причина развития эмоционального выгорания – личностные черты или характеристики профессиональной деятельности?  Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.

                                 

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

   Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд,  представляется  очень важной, так как эмоциональное  выгорание оказывает негативное  влияние не только на самих  педагогов, на их деятельность  и самочувствие, но и на тех, кто находится  рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому  становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             
 
 
 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА. 

   1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.  ПИТЕР, С.-Петербург, 2002 г.

   2.  Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.

   3. Елканов С.Б. Основы профессионального  самовоспитания будущего учителя.  М., “Просвещение” 1989г.

   4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство  и вдохновение. М., “Просвещение” 1986 г.

   5. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального  сгорания” как показатель профессиональной  дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы  психологии”,1994 г., N 6.

Информация о работе Эмоции в труде педагога