Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 15:48, курсовая работа
Изучение и развитие эмоций у ребёнка имеет большое значение для педагогов и психологов, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, но и формирование положительного отношения к окружающим людям и действительности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Эмоциональное развитие в младшем дошкольном возрасте 4
1.1. Эмоции и чувства 4
1.2. Эмоциональное развитие детей трех-четырех лет 5
2. Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста 13
2.1. Сюжетно-ролевая игра 13
2.1.1. Роль игрушки в эмоциональном развитии ребенка 22
2.2. Трудовая деятельность 23
2.3. Развитие эмоций посредством изобразительной деятельности 26
2.4. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают "интонационный словарь" (Б.В. Асафьев) произведений разных эпох и стилей.
Однако наряду с высокохудожественными произведениями народной, детской классической и современной музыки, в программе по музыкальному воспитанию дошкольников значительное место занимают произведения, специально созданные отечественными композиторами для детей. Многие из них не отвечают высоким требованиям художественности. Долгие годы требования к репертуару определяюсь идеологическими установками, узко педагогическими и дидактическими задачами. Требование простоты и доступности музыкальных произведений в практике музыкального воспитания зачастую приводило к выхолащиванию художественного содержания, к примитивному упрощению музыкального языка. Сущностная же, ценностная сторона музыкального искусства по сути не являлась предметом широкого практического изучения. [9, с. 101]
Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в дошкольном воспитании и, как правило, рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребёнка. Терминологически эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому. Различный уровень эмоциональной отзывчивости характеризует уровень отношения субъекта к объекту взаимодействия, являясь объективным показателем данного отношения. [10, с. 156]
Исходный уровень проявления эмоциональной отзывчивости связывается с чувствительностью или впечатлительностью, элементарной эмоциональной реакцией. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребёнка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с эмоциями высшего порядка, имеющими нравственное, эстетическое содержание, и требует целенаправленной работы по её формированию.
В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости связано с формированием у летей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений. Авторы этих исследований отмечают, что эмоциональный отклик является показателем личностного отношении и значимости музыкального произведения для ребёнка, что свидетельствует об эмоционально-оценочном отношении личности к музыкальному воздействию. Это выражается в широком комплексе внешних проявлений и выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребно стей, а также эстетических вкусов и интересов личности. Выводы ученых важны для нашего исследования, так как они обосновывают его актуальность, теоретическую и практическую значимость. [3, с. 271]
Основным признаком музыкальности Б. М. Теплов считает способность переживания музыки "как выражения некоторого содержания". Он пишет, что внеэмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Педагоги-музыканты также отмечают, что эмоциональная отзывчивость тесно связана с эмоциональной природой музыкального искусства, и указывают, что она развивается по тем же законам, которым подчиняется любой познавательный акт. Таким образом, эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как "эмоция, случайно возникшая во время музыки", что и связывает её с эмоциями высшего порядка, имеющими в музыкальной деятельности эстетическое содержание. [3, с. 91]
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей младшего дошкольного возраста определяется содержанием музыкального воспитания: уровнем художественности музыкальных произведений, их доступностью эмоциональному опыту дошкольников.
Наиболее благоприятные возможности для развития эмоциональной отзывчивости на музыку в младшем дошкольном возрасте создаются при накоплении ценностного музыкально-интонационного опыта в личностном общении ребёнка со взрослым. Включение в процесс восприятия ориентировочных действий по обследованию музыкальной ткани произведений обеспечивает формирование у младших дошкольников адекватных переживаний и эмоционально-положительного отношения к музыке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребёнка считается важнейшей задачей психологов и педагогов.
Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчинятся мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения. Соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные и более мощные воздействия.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
На занятиях по развитию эмоциональной сферы ребёнка обязательно используются игры и игровые упражнения, психологические упражнения и игры, сказкотерапия и её элементы. Вне занятий ведётся консультативная работа с родителями и воспитателями.
Опыт работы с детьми показывает, что создание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми является чрезвычайно эффективным средством регуляции поведения каждого ребёнка и группы в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста