Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Изучение и развитие эмоций у ребёнка имеет большое значение для педагогов и психологов, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, но и формирование положительного отношения к окружающим людям и действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Эмоциональное развитие в младшем дошкольном возрасте 4
1.1. Эмоции и чувства 4
1.2. Эмоциональное развитие детей трех-четырех лет 5
2. Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста 13
2.1. Сюжетно-ролевая игра 13
2.1.1. Роль игрушки в эмоциональном развитии ребенка 22
2.2. Трудовая деятельность 23
2.3. Развитие эмоций посредством изобразительной деятельности 26
2.4. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

Пополитова Анастасия ТК. Средства эмоционального развития детей мл. дошк. возраста.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

     Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают "интонационный словарь" (Б.В. Асафьев) произведений разных эпох и стилей.

     Однако  наряду с высокохудожественными  произведениями народной, детской классической и современной музыки, в программе по музыкальному воспитанию дошкольников значительное место занимают произведения, специально созданные отечественными композиторами для детей. Многие из них не отвечают высоким требованиям художественности. Долгие годы требования к репертуару определяюсь идеологическими установками, узко педагогическими и дидактическими задачами. Требование простоты и доступности музыкальных произведений в практике музыкального воспитания зачастую приводило к выхолащиванию художественного содержания, к примитивному упрощению музыкального языка. Сущностная же, ценностная сторона музыкального искусства по сути не являлась предметом широкого практического изучения. [9, с. 101]

     Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.

     Проблема  развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших  в дошкольном воспитании и, как правило, рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребёнка. Терминологически эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому. Различный уровень эмоциональной отзывчивости характеризует уровень отношения субъекта к объекту взаимодействия, являясь объективным показателем данного отношения. [10, с. 156]

     Исходный  уровень проявления эмоциональной  отзывчивости связывается с чувствительностью или впечатлительностью, элементарной эмоциональной реакцией. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребёнка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с эмоциями высшего порядка, имеющими нравственное, эстетическое содержание, и требует целенаправленной работы по её формированию.

     В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости связано с формированием у летей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений. Авторы этих исследований отмечают, что эмоциональный отклик является показателем личностного отношении и значимости музыкального произведения для ребёнка, что свидетельствует об эмоционально-оценочном отношении личности к музыкальному воздействию. Это выражается в широком комплексе внешних проявлений и выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребно стей, а также эстетических вкусов и интересов личности. Выводы ученых важны для нашего исследования, так как они обосновывают его актуальность, теоретическую и практическую значимость. [3, с. 271]

     Основным  признаком музыкальности Б. М. Теплов считает способность переживания музыки "как выражения некоторого содержания". Он пишет, что внеэмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Педагоги-музыканты также отмечают, что эмоциональная отзывчивость тесно связана с эмоциональной природой музыкального искусства, и указывают, что она развивается по тем же законам, которым подчиняется любой познавательный акт. Таким образом, эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как "эмоция, случайно возникшая во время музыки", что и связывает её с эмоциями высшего порядка, имеющими в музыкальной деятельности эстетическое содержание. [3, с. 91]

     Развитие  эмоциональной отзывчивости на музыку детей младшего дошкольного возраста определяется содержанием музыкального воспитания: уровнем художественности музыкальных произведений, их доступностью эмоциональному опыту дошкольников.

     Наиболее  благоприятные возможности для  развития эмоциональной отзывчивости на музыку в младшем дошкольном возрасте создаются при накоплении ценностного музыкально-интонационного опыта в личностном общении ребёнка со взрослым. Включение в процесс восприятия ориентировочных действий по обследованию музыкальной ткани произведений обеспечивает формирование у младших дошкольников адекватных переживаний и эмоционально-положительного отношения к музыке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребёнка считается важнейшей задачей психологов и педагогов.

     Эмоции  постепенно становятся более осмысленными, начинают подчинятся мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения. Соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.

     Обсуждение  и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную  устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные и более мощные воздействия.

     Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание  усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

     На  занятиях по развитию эмоциональной сферы ребёнка обязательно используются игры и игровые упражнения, психологические упражнения и игры, сказкотерапия и её элементы. Вне занятий ведётся консультативная работа с родителями и воспитателями.

     Опыт  работы с детьми показывает, что создание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми является чрезвычайно эффективным средством регуляции поведения каждого ребёнка и группы в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе совместного труда //Дошкольное воспитание. -1972. - №1. - С. 13-17.
  2. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50.
  3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М. -1988.
  4. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, Академия, 2007. 512 С.
  5. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры// Избр. психолог, произведения: В 2-х т. - М., 1983. - Т.1. - С. 303-323.
  6. Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых //Дошкольное воспитание. - 1970. - №10. - С. 56-63.
  7. Макаренко А. С. Человек должен быть счастливым. – М.: Карапуз, 2009. 288 С.
  8. Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы/Дошкольное воспитание. -1993. -№10. -С. 41-42.
  9. Михайленко Н., Короткова Н . Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 15; №4.-С. 18-23.
  10. Мухина B.C. Игрушка как средство психологического развития ребенка// Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 123— 128.
  11. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста /Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. -М.,1965.-С. 158-189.
  12. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Поддъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. - М., 1987. -С. 192.
  13. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, А.П.Усовой. - М., 1966.
  14. Психология совместного труда детей /Под ред. Я.Л.Коломинского. - Минск, 1987. - С. 5-76.
  15. Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объеди-нения//Дошкольное воспитание. - 1984. - №2. - С. 43-46.
  16. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада//Дошкольное воспитание. - 1977. -№ 2. - С. 12-19.
  17. Сенъко Т. Шестилетки: труд и признание в группе //Дошкольное воспитание. - 1986. - №7. - С. 47-50.
  18. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.
  19. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.:  Педагогика, 1990. 288 С.
  20. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.:  МПСИ, МОДЭК, 2009. 640 С.
  21. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 576 С.
  22. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., - 1978.
  23. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.
  24. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. / Под ред. Борисовой Е. М.. 2001. 304 С.

Информация о работе Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста