Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
2.Охарактеризовать особенности эмоционального нравственного развития в старшем дошкольном возрасте;
3. Рассмотреть условия воспитания эмоционально-положительного отношения к себе и к сверстнику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста…….5
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………………7
1.3. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику………………………………12
ВЫВОД ……………………………………………………………………27
2 .ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ ………………………………….28
2.1. Методы и организация исследования……………………………..28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………31
2.3. Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание ………34
ВЫВОД…………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

курсовик нестерова.docx

— 86.65 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..5

1.1. Психологические особенности  детей дошкольного возраста…….5

1.2. Особенности эмоционально-нравственного  развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………………7

1.3. Формирование самооценки и  воспитание эмоционально-положительного  отношения к сверстнику………………………………12

ВЫВОД ……………………………………………………………………27

2 .ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ ………………………………….28

2.1. Методы и организация исследования……………………………..28

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………31

2.3. Упражнения на эмоционально-нравственное  воспитание ………34

ВЫВОД…………………………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………41

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..45

 

ВВЕДЕНИЕ

Снижение многих показателей нравственного  и духовного здоровья личности в  настоящее время происходит начиная с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей – разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.

Дошкольный возраст является сензитивным для морально-нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, нравственной позиции, поведения. Процесс нравственного воспитания в дошкольном возрасте должен опираться на психологические закономерности данного возраста, закономерности развития морально-нравственной дошкольника.

Для педагога-практика становится очевидным, что именно межличностные  отношения, их характер являются центральным  образованием, которые определяют развитие морально-нравственной сферы дошкольника. Проблемные отношения в группе детского сада связаны с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), иногда даже ребенок отказывается посещать детский сад. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их.

Тема курсовой работы «Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности».

Предметом изучения личности дошкольника  являются такие проблемы как уровень  самооценки, эмоционально-личностное развитие, уровень тревожности.

Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психологические особенности  детей дошкольного возраста;

2.Охарактеризовать особенности  эмоционального нравственного развития  в старшем дошкольном возрасте;

3. Рассмотреть условия воспитания  эмоционально-положительного отношения  к себе и к сверстнику.

Объект изучения: отношение к себе и к сверстнику в старшем дошкольном возрасте.

Предмет: взаимосвязь отношения к себе с отношением к сверстникам в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: неадекватной самооценке в дошкольном возрасте соответствует низкий уровень коммуникатитвности, который проявляется в недоброжелательном отношении к сверстнику.

Методологическая основа: положения совремнной психологии об эмоционально-личностном развитии дошкольника.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение теоретических  представлений по проблеме исследования.

2. «Шкала самооценки» (автор  В.Г. Щур).

3. Метод наблюдения за общением (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

5. Методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).

Эмпирическая база: дети старшего дошкольного возраста, всего 30 человек.

 

1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психологические особенности  детей дошкольного возраста

В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации  ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес  мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это  создает необходимые условия  для психического и личностного  развития. У ребенка развивается  зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок  сознательно изучает предметы, выделяя  их основные признаки. Дети-дошкольники  способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени  осваивает родную речь. Все перечисленные  данные способствуют переходу ребенка  на новый уровень развития личности [13, 19].

Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых  живет ребенок. Он становится более  самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется систем а взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как «большой»  и недостатком физических и психических  возможностей. Возникает кризисная  ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):

Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых).

Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).

Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).

Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых).

Обесценивание взрослых (мать может  услышать от ребенка, что она «дура»).

Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).

В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к  деспотизму.

Разрешение данного кризиса  лежит в открытии для ребенка  новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.

В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы  отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую  фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок  пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут  препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.

В дошкольном возрасте у ребенка  формируется эмоциональная реакция  на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам.

Дошкольники все еще остаются непосредственными  и импульсивными. Эмоции, которые  они испытывают, легко прочитываются  на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога  поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании  внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом  состоянии, благополучии, возможных  перспективах развития. Информацию о  степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный  фон. Эмоциональный фон может  быть положительным или отрицательным.

Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе [20, 21].

В дошкольном возрасте ребенок открывает  для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.

Основные психологические  новообразования, на которые можно  опираться при воспитании ребенка  дошкольного возраста:

1. Формируется первое схематичное  цельно детское мировоззрение.

2. Возникают первые этические  нормы: «Что есть добро и  что есть зло?»

3. Ребенок способен управлять  своими эмоциями, ставит перед  собой цели. Это свидетельствует  о формировании произвольного  поведения.

4. Ребенок отделяет себя от  мира других людей, что является  основой формирования самосознания.

1.2. Особенности эмоционально-нравственного  развития в дошкольном возрасте

Эмоции играют важную роль в жизни  детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют  взрослого о том, что ребенку  нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит  к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает  язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций  голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок  в отличие от двухлетнего уже  может не показывать страх или  слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих  чувств, облекать их в культурно  принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих  переживаниях, воздействуя на них [11, с.103].

Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника  тесно связано с развитием  его нравственных представлений  и чувств.

Динамика и содержание представлений о нравственных качествах  в дошкольном возрасте [3]:

- 3-4 года. Складываются элементарные  представления о том, что «такое  хорошо, а что такое плохо». Формируется  отрицательное отношение к грубости  и жадности. На основе примеров  из опыта ребенка, его конкретных  поступков, развиваются представления  о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

- 4-5 лет. Развиваются представления  о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа  повседневных ситуаций и литературных  произведений.

- 5-6 лет. Развиваются обобщенные  представления о правдивости,  справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.

- 6-7 лет. Продолжают развиваться  обобщенные представления о доброте,  честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение  к таким аморальным качествам,  как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные  суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и  чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть  детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают  ее. Вместе с тем большинство детей  в реальной ситуации ведут себя в  соответствии с нормой.

Несоответствие между  усвоением нравственной нормы и  реальным поведением предопределяет изменение  стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям.

Альтруистическое поведение связано  не с полнотой понимания и принятия моральной нормы как правила  поведения, а с особым отношением к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в  различных ситуациях межличностного взаимодействия. Такое отношение  предполагает эмпатию: переживания  другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через  принятие чужих переживаний. Суть отношения  к другому сводится, прежде всего  к эмоциональной отзывчивости, и  именно чувства являются первичными по отношению к пониманию и  действию. Основой нравственного  отношения к другому является способность увидеть и услышать именно другого человека, а не только себя в нем.

Информация о работе Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста