Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:33, контрольная работа
Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений.
1. Эстетическое воспитание учащихся.
2. Понятие, задачи, система эстетического воспитания (в процессе изучения основ наук, в труде, во внеклассной воспитательной работе).
3.Содержание эстетического воспитания.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
«Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова»
Институт педагогики и психологии
Контрольная
работа по дисциплине:
Педагогика
Тема:
«Эстетическое
воспитание учащихся»
Выполнила студентка Ι курса
Заочной формы обучения
Специальность:
Социальная работа
Беляева
Анна
Кострома 2011
Содержание
2. Понятие, задачи, система эстетического
воспитания (в процессе изучения основ
наук, в труде, во внеклассной воспитательной
работе).
3.Содержание эстетического воспитания.
Эстетическое
воспитание предполагает преобразование
эстетических ценностей общества в
эстетическую культуру личности. Средствами
эстетического воспитания являются
природа, искусство, окружающая действительность,
духовные идеалы и культура. Эстетическое
воспитание вносит значительный вклад
в формирование мировоззрения человека,
воздействуя на его чувства, сознание,
способствуя выработке его
Таким образом, выработка у
воспитуемых эстетического
Эстетическое воспитание — одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте. Эстетическая сторона предмета познания облегчает усвоение его учащимися. Для упрощения запоминания этого направления общественного опыта обозначим его символически.
Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у учащихся эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности. Содержание эстетического воспитания включает: развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетического восприятия, развитие воображения учащихся; эстетическое просвещение учащихся;
формирование
механизмов эстетического
индивидуальное
эстетическое воспитание, направленное
на развитие художественных
Содержание
эстетического воспитания —
Основные
понятия эстетического
Эстетика — это наука о прекрасном, изучающая основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном или духовном производстве, в быту, в общении людей, а также о формах эстетического сознания, таких как чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории. Эстетика еще изучает искусство, как высшую форму проявления эстетического в обществе.
Эстетические отношения — это связь субъекта с объектами, обладающими эстетическими качествами, способствующая проявлению эстетических, т. е. прекрасных, качеств среды, окружающей учащегося.
Эстетическое восприятие — специфическое отражение подростком произведений искусства, объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность.
Эстетическое чувство — чувство наслаждения, которое испытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и в произведениях искусства. Это высшие человеческие чувства.
Эстетический вкус — субъективная способность оценивать эстетические качества действительности.
Эстетический идеал — это чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве и в практике.
Эстетическое воспитание, по сути, и есть формирование эстетических отношений, восприятия, чувства, вкуса и идеала.
Содержание эстетического
Внеучебная деятельность учащихся может предоставить более широкие возможности для их эстетического воспитания.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью Искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — к ре, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным
компонентом эстетического
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
формирование у школьников художественно-эстетических потребностей. Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.
Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов. Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
Использование эстетического
Формирование эстетики поведения. Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»- писал Сухомлинский. Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного.
Опираясь
на понимание прекрасного как
природного начала, которое существует
независимо от человека, но отражается
его познанием, В.А.Сухомлинский строит
систему эстетического