Столь
же большое значение в эстетическом
воспитании Сухомлинский придавал живописи
и музыке. Искусство, открывая глаза
на мир родной природы, как бы настраивает
струны души на ту волну, которая передает
звучание красоты мира, пробуждая
чувство прекрасного и доброго.
«Как в живом, трепетном слове
родной речи, так и в музыкальной
мелодии перед ребенком открывается
красота окружающего мира. Но мелодия,
- пишет В.А.Сухомлинский, - доносит
до детской души не только красоту
мира. Она открывает перед людьми
человеческое величие и достоинство.
В минуты наслаждения музыкой
ребенок чувствует, что он настоящий
человек».
Приобщая
детей к миру прекрасного, Сухомлинский
всегда использовал ряд психологических
моментов и педагогических заповедей.
Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось
на положительных эмоциях. Там, где начинается
хоть малейшее принуждение детской души,
об эстетическом воспитании не может быть
и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный
чем-то школьник не воспринимает уже ничего,
даже самого трижды распрекрасного, которое
его будет окружать и предлагаться. Прекрасное
только тогда может восприниматься и быть
прекрасным, когда ребенок эмоционально
подготовлен к этому с замиранием сердца,
с трепетом души ждет встречи с ним.
Мир прекрасного
для ребенка начинается в семье.
«Тонкость ощущения человека, эмоциональная
восприимчивость, впечатлительность,
чуткость, сопереживание, проникновение
в духовный мир другого человека - все
это постигается прежде всего в семье».
Эстетика должна пронизывать
организацию труда и разнообразной
практической деятельности учащихся
во внеурочное время, упоминавшийся
выше композитор Д.Б. Кабалевский
отмечал, что область прекрасного должна
пронизывать все проявления человеческой
жизни, одухотворять его труд и поведение.
Привлекая школьников к трудовой деятельности,
необходимо заботиться о разумной ее организации,
раскрывать ее плодотворное влияние на
физические силы и моральные чувства человека.
Список
литературы
- Маркс К. и
Энгельс Ф., Об искусстве. (Сборник, 3
изд.), т. 1—2, М., 1976;
- Ленин В. И.,
О литературе и искусстве. [Сборник], 5 изд.,
М., 1976; КПСС о формировании нового человека.
Сб. документов и материалов (1965—1976), М.,
1976;3)
- Брежнев
Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи,
т. 4, М., 1974, с. 287—97, т. 5, М., 1976, с. 519—48;
- Крупская
Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959—60;
ее же. Об искусстве и литературе. Статьи,
письма, высказывания, Л.—М., 1963;
- Луначарский
А. В., Собр. соч. Литературоведение. Критика.
Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; его же, О воспитании
и образовании. (Избр. соч.), М., 1976;
- Макаренко
А. С., Соч., (2 изд.), т. 4—5, М., 1957—58; Программа
воспитания в детском саду, 8 изд., М., 1978;
- Лихачев
Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972;
- Эстетическое
воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова
и Б. Т. Лихачева, М., 1974;
- Основы эстетического
воспитания, (под ред. Г. Л. Абрамовича и
др.), М., 1975.