Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:40, реферат
Становление человека как личности невозможно представить без влияния общества. Роль социального окружения в усвоении ребёнком принятых обществом норм морали, правил, общественных ролей и т.д. нельзя недооценивать. Важной задачей любого общества является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
1. Введение………………………………………………………………3
2. Этапы психического развития человека и особенности воспитания……………………………………………………………4
3. Трудности воспитания………………………………………………13
3.1 Характерологические недостатки подростков…………………….13
3.2 Ленивые подростки………………………………………………….14
3.3 Подростки с пассивным поведением…………………………….....15
3.4 Неорганизованные подростки………………………………………18
3.5 Эгоистичные подростки……………………………………………...21
3.6 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые подростки....22.
3.7 Подростки-педанты…………………………………………………...24
4. Социальная ситуация развития подростка…………………………...25
5. Заключение…………………………………………………………......27
6. Список литературы………………………………………………….....28
2
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
Кафедра гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
На тему:
«Этапы психического развития подростка. Особенности воспитания и обучения подростка»
Выполнил: студентка 1 курса
Заочной формы обучения
Таможенного факультета,
Группа № 1111з,
Климова Анна Михайловна.
Проверил:
__________________________
(ФИО, уч.степень, уч.звание)
Оценка «__________________»
___________________________
Подпись
«___» ________________ 2011г.
Санкт-Петербург
2011
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………
2. Этапы психического развития человека и особенности воспитания……………………………………………………
3. Трудности воспитания………………………………………………13
3.1 Характерологические недостатки подростков…………………….13
3.2 Ленивые подростки………………………………………………….
3.3 Подростки с пассивным поведением…………………………….....15
3.4 Неорганизованные подростки………………………………………18
3.5 Эгоистичные подростки……………………………………………...2
3.6 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые подростки....22.
3.7 Подростки-педанты…………………………………
4. Социальная ситуация развития подростка…………………………...25
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы………………………………………………….
1.Введение.
Становление человека как личности невозможно представить без влияния общества. Роль социального окружения в усвоении ребёнком принятых обществом норм морали, правил, общественных ролей и т.д. нельзя недооценивать. Важной задачей любого общества является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Однако, воспитание детей — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Именно в подростковом возрасте начинают проявляться различные трудности и деформации в становлении характера подростка, требующие внимания к ним. И если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками, принятия способов поведения взрослых, проявления собственной индивидуальности и самостоятельности. Проблематика избранной нами темы нашла отражение в трудах некоторых авторов и авторских коллективов.
Целью настоящей работы является теоретическое рассмотрение проблемы социальной ситуации развития и возможных трудностей подросткового возраста.
Исходя из цели, выделяются и задачи:
- рассмотреть особенности развития подростков;
- обозначить этапы психического развития для подростков;
- выявить и охарактеризовать основные трудности подросткового возраста;
2.Этапы психического развития человека и особенности воспитания.
Этапы развития психики по Эриксону:
I стадия. Орально-сенсорная
Возраст: первый год жизни.
Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.
Задача этого этапа – проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем.
В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях.
II стадия. Мышечно-анальная
Возраст 2-й – 3-й годы жизни.
Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.
На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.
Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии..
III стадия. Локомоторно-генитальная
Возраст: 4 – 5 лет – дошкольный возраст.
Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.
К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.
От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.
Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.
Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.
IV стадия. Латентная
Возраст 6 – 11 лет.
Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.
Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.
Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.
Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.
V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность
Возраст 12 – 18 лет.
Задача этапа: идентичность против смешения ролей.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.
Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”.
Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.
Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.
В подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, сопровождающаяся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое напряжение, особенно сильные эмоциональные переживания могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, а это в свою очередь приводит к общей неуравновешенности подростка, его раздражительности. Непропорциональность развития костей и мышц приводит к неуклюжести и угловатости.
Все происходящие изменения осознаются подростками и глубоко переживаются. Такие переживания могут обостряться возникновением интереса к противоположному полу.
В V–VI классах девочки заметно обгоняют в развитии мальчиков, которые могут проявлять себя только по-детски.
В VII–VIII классах исчезает непосредственность, взаимная привязанность проявляется очень эмоционально. Интерес к сверстникам противоположного пола оказывает определенное внимание на развитие личности: создаются условия для мобилизации возможностей личности в связи с желанием стать лучше, внимательнее, заботливее. Общение выделяется в отдельную, очень важную для подростка сферу жизни. При этом проявляются тенденции к общению и желанию быть принятым, уважаемым. Подростки, не принятые в своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных группировках.
По складу личности младший подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.
Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора.
VI стадия. Ранняя взрослость
Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст.
Задача этапа: близость против изоляции.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.
К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность.
Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле.
Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости – одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.