Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 09:31, реферат
Этапы становления специального образования протекали в иные исторические сроки, нежели в других странах, причем изначально была не совсем осмысленна цель введения специального образования и следовательно Россия не была нацелена на развитие специального образования и на адаптацию детей с отклонениями в развитии в общество.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать исторические данные и сделать выводы о том, на какой ступени находится развитие специального образования.
Для достижения цели необходимо обратимся к истории.
Введение………………………………………………………………………….3
I. Пути становления специального образования ……………………..……....5
1.1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов ……………………………………………………………………........5
1.2. От призрения к осознанию возможности обучения……………..…………..8
1.3. От осознания возможности к осознанию необходимости обучения………………………..…………………………………………………....11
1.4. От обучения отдельных категорий аномальных детей
к дифференцированной системе специального образования ………………13
1.5. От изоляции к интеграции………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....19
Литература……………………………………………………………………....20
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I. Пути становления специального образования ……………………..……....5
1.1. От агрессии и нетерпимости к осознанию
необходимости призрения инвалидов ……………………………………………………………………....
1.2. От призрения к осознанию возможности обучения……………..…………..8
1.3. От осознания возможности к осознанию
необходимости обучения………………………..……………………………
1.4. От обучения отдельных категорий аномальных детей
к дифференцированной системе специального образования ………………13
1.5. От изоляции к интеграции………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
настоящего не может быть будущего
В настоящее время 1,6 млн.
детей, проживающих в Российской
Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся
к категории лиц с
За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государственной политики применительно к ним. Однако еще предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования.
Но чтобы совершенствовать эту систему необходимо знать и анализировать историю становления специального образования, дабы не допустить ошибок прошлого, или усовершенствовать недостатки прошлого в настоящем.
Специальное образование предстает как сложный процесс, имеющий длительную историю развития, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе. Его изучение требует учета различных форм исторического времени, исторической практики и познания.
Прежде, чем говорить об этапах становления специального образования необходимо понять, что же такое специальное образование.
Итак, специальное образование – это система условий, которые создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие лиц в жизни общества [1].
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать исторические данные и сделать выводы о том, на какой ступени находится развитие специального образования.
Для достижения цели необходимо обратимся к истории.
I. Пути становления специального образования
Специальное образование
как самостоятельное
Для того, чтобы понять, почему человечество за несколько тысячелетий своего существования относительно недавно пришло к мысли о необходимости призрения, воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, необходимо измерить температуру отношения ординарного большинства к отклоняющемуся от нормы меньшинству.
В этот период западноевропейская цивилизация, насколько позволяют судить литературные источники (Аристотель; Геродот; Ксенофонт; Тит Ливии; Плутарх; Сенека; Корнелий Тацит; Гай Светоний Транкв илл; Фукидид; В. И. Авдеев, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикус, 1972; А. С. Богомолов, 1985; С. А. Иванов, 1994; К. Куманецкий, 1990; А. Дж. Тойнби, 1995; Ю. Каннабих, 1924; А. И. Скребицкий, 1903; M.Barr, 1913, W. Bromberg, 1975; L. Kanner, 1964; Н. Feldman, 1970; M. Steinberg, 1982; L. de Mayse, 1974; M. Winser, 1993; Peet, 1851; и др.), проходит путь от отторжения и агрессии по отношению к людям с выраженными отклонениями в развитии (VIII в. до н.э.) к первому осознанию властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения (ХII в. н.э.). Об этом свидетельствует хронология важнейших исторических событий данного периода [4].
Отсчет первого этапа (VIII в. до н.э.) целесообразно начинать от легендарных законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных.
Согласно историческим данным, в античном мире судьба людей с недостатками в развитии была трагичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Их ждала либо физическая, либо гражданская смерть, это относилось и к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных). В мир свободных граждан античных государств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было [7].
Но новый взгляд на человека и смысл его жизни принесло христианское вероучение, где милосердие было объявлено не только добродетелью, но и обязанностью христианина. Однако многовековая традиция агрессивного неприятия лиц с умственными и физическими недостатками не уменьшилась. Средневековое законодательство так же считало, что у глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов нет прав.
Однако, первыми, кто смог проявить участие были немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — IV в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу люди с недостатками в развитии.
За последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и, наконец, к появлению специального светского убежища для слепых, точнее — ослепших воинов (Бавария, Франция; ХII в.) [4]. Постепенно на континенте складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепрозории). Одни из них опекала церковь, другие — верховная светская или городская власть, что принципиально важно, так как призрение постепенно становится объектом государственных интересов.
В нашей стране рефлексия между государством и обществом проходила не все стадии, присущие западноевропейской цивилизации. Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения в Х в., признав христианство официальной государственной религией. Князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996), а его современник преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где оказывалась помощь калекам и глухонемым.
Киевская Русь в Х—XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует византийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV—VII вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (Х - ХI вв.) и должна быть оценена как привнесенная [7].
Феодальные междоусобицы (ХI—ХV вв.), столетия ига (ХIII— ХV вв.), смутное время (начало ХVI — начало ХVII в.) и ослабление православной церкви ограничили развитие на Руси церковно-христианской благотворительности. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт.
Русь станет на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром I.
Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному образцу. Но в основе было нищелюбие, которое не сопровождалось активными действиями. Исключение составляют киевский князь Владимир и Петр I. Первый перенес на отечественную почву современную ему византийскую модель монастырского призрения, второй взял за образец западноевропейскую практику помощи инвалидам.
Отечественное законоуложение в отличие от римского права и последующего европейского законодательства практически до ХVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в развитии.
Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на ХII в., то в России аналогичный прецедент возникает только в начале ХVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на внедрение западноевропейского устройства общества.
Итак, первый этап формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в России протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось заимствованием западной системы монастырского призрения инвалидов. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стремлением реформировать страну по зарубежному образцу, в контексте которого и возникает первый прецедент государственной заботы об инвалидах.
1.2. От призрения к осознанию возможности обучения
Культура Ренессанса (эпоха Возрождения, ХIV—ХVI вв.) и Реформация («великая церковная революция», вторая половина ХIV середина ХVII в.) обеспечили резкое «потепление климата». Появление протестантизма, также, безусловно, внесло свой вклад в этот процесс. Государства, принявшие протестантизм, предложили человечеству новые модели благотворительности [4].
Эпоха Ренессанса - это время развития гуманистических тенденций в отношениях к людям с психофизическими недостатками. Невозможно переоценить прогрессивную роль фундаментальной идеи принципиального равенства всех людей, одинаковости человеческой природы. Умы философов, писателей, врачей, педагогов привлекают проблемы образования, воспитания детей, их начинает интересовать и волновать жизнь людей, лишенных разума, обездоленных [5].
В эпоху Просвещения
европейская цивилизация
Первые попытки
Так же как и первый второй этап, начался в России гораздо позже, составил одно столетие, а завершился в те же сроки, что и на Западе, прецедентами открытия первых специальных школ для глухих и слепых детей (начало ХIХ в.).
Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в страну Александром I [7].
Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 Г.В. Гаюи.
В России появление государственных специальных школ произошло под влиянием знакомства монарха с западноевропейским опытом и было обусловлено стремлением перенести его на отечественную почву силами приглашенных учителей.
Пройдет немало времени,
прежде чем некоторая (наиболее прогрессивная)
часть дворянства и купечества сумеет
перейти от традиционного российского
нищелюбия и сострадания к
убогим и страждущим, к деятельной,
организованной филантропии и благотворительно
Итак, возникновению в западноевропейских странах первых школ для глухих и слепых предшествуют успехи в сфере государственного строительства, укрепления светской власти при одновременном законодательном закреплении личных свобод и прав отдельных сословий и групп населения. Открытию названных школ также предшествуют стойкие достижения в деле организации университетов и школьного обучения. Важной особенностью периода является постепенный последовательный рост числа лиц, вовлеченных в деятельное милосердие и благотворительность. Если на рубеже ХII в. ими эпизодически занимались исключительно подвижники из числа князей церкви и монархов, то к окончанию периода (ХVIII в.) церковная и светская благотворительность имела большое число сторонников. Однако, в отличие от Западной Европы в России не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями, но при этом была заимствована модель организации их обучения и создан прецедент открытия в столице специальных школ.