Этика в профессиональной культуре педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть:
2.1. Теоретическая часть.
2.1.1. Профессиональная педагогическая этика современного учителя.
2.1.2. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2.1.3. Педагогическая мораль и её проявление в деятельности педагога.
2.1.4. Нравственное воспитание педагога.
3. Практическая часть.
3.1.1. Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся:
3.1.2. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса.
3.1.3. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся.
3.1.4. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся.
4. Заключение
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Этика.docx

— 44.15 Кб (Скачать документ)

 

 

МОУ «Школа №3 имени И.А.Флёрова»

 

 

 

 

 

Практико - ориентированная работа

 

 

 

«Этика в профессиональной культуре педагога»

 

учителя начальных классов

Дмитриевой Ирины Михайловны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. о. Балашиха

2011г.

 

 

 

Этика в профессиональной культуре педагога.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть:

2.1. Теоретическая часть.

2.1.1.  Профессиональная педагогическая этика современного учителя.

2.1.2.    Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.

2.1.3.    Педагогическая мораль и её проявление в деятельности педагога.

2.1.4.     Нравственное воспитание педагога.

3. Практическая часть.

3.1.1. Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся:

3.1.2. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса.

3.1.3.   Причины противоречий между учителем и родителями учащихся.

3.1.4. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся.

4. Заключение

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие  проблемы становятся актуальны. Это  связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором  на первый план выходит человек как  личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и  работе творческого коллектива, эффективность  работы которого во многом зависит  от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего  коллектива. 

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. Профессиональная педагогическая этика современного учителя.

Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно  к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

Этика – есть теоретическая  дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и  нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции  отношений между людьми. Она –  фундаментальный элемент культуры, хотя редко является “в чистом виде”.

Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с  деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей  теорией морали. Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает  отпечаток на сознание и поведение  личности. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного  образования и породила особый вид  общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Раскрыть учащимся красоту  человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику  индивидуального нравственного  сознания учителя. Учитель участвует  в процессе воспроизводства нравственного  сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение  к другим людям “не как к  средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников  и подопечных. Поэтому он строг  и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой  человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой  ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо  и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия  и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она  направлена. Дети фиксируют все оттенки  взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.

Учитель общается с учениками  в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и  закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через  призму взглядов любимого учителя, который  нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий  грубость, произвол в обращении с  детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом  учащихся. Они, как правило, активно  сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Морально-педагогический облик  педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.

Педагогический коллектив  – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой  по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и  интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной  системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного  развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его  участников. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой  совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта  учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую  требовательность, умение заинтересованно  слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и  чуткость по отношению к людям  и т.д.

Педагогический такт –  это чувство меры в поведении  и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами  по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Главным признаком педагогического  такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам  педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического  такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику; 
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; 
– деловой тон общения; 
– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога; 
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; 
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; 
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; 
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 
– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал  у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных  фактов, тем более, если они могут  нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Среди требований, предъявляемых  к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического  труда свои особенности и влияние  имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой  является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем  не контролируются. Зачастую своим  действиям и поступкам он сам  даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный “барометр” учителя  – его педагогическая совесть  – должен быть чувствительным в  высокой степени.

2.1.2.Теоретико-методологические проблемы педагогической этики. Предмет и задачи педагогической этики.

  Профессиональной   этикой   в   общем   называют    кодексы    поведения, обеспечивающие  нравственные  характер  тех  взаимоотношений  между  людьми, которые  вытекают  из   их   профессиональной   деятельности.   Особенностью профессиональной этики является  её  тесная  связь  с  деятельностью  членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

 Педагогическая этика  является самостоятельным разделом  этической науки  и изучает особенности педагогической  морали,  выясняет  специфику  реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает  её функции,  специфику  содержания  принципов  и  этических  категорий.   Также педагогической этикой изучается характер нравственной  деятельности  учителя и нравственных отношений в профессиональной  среде,  разрабатываются  основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность  выработанных  в учительской среде специфических  правил  общения,  манер  поведения  и  т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

 Перед педагогической  этикой стоит целый ряд насущных  задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых  исследование проблем  методологического  характера,  выяснение   структуры   и   изучения процесса  формирования   нравственных   потребностей   учителя,   разработка специфики   нравственных   аспектов   педагогического    труда,    выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Практическая  деятельность  учителя  не   всегда   соответствует   нормам профессиональной   этики,   что   вызвано   сложностью   и    противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач  педагогической  этики – в изучении  состоянии  нравственного  сознания  педагога.  Для  этой  цели необходимо  располагать  достаточно  корректными  и   научно   обоснованными методами. Универсальные  и  наиболее  распространённые  методы  исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на  выяснение ценностных ориентаций,  мотивационной  сферы  личности,  оценочных  суждений опрашиваемых.  Этико-социологические  методы  позволяют  изучить   этическую эрудицию  учителя,  ценностные  ориентации,  нравственную  воспитанность   и характер  коллективных  взаимоотношений.  Можно  назвать  в  числе   методов исследования  педагогической  этики:  метод  «частотных   словарей»,   метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

  Среди задач  курса   педагогической  этики  –   поднять  уровень  морально- педагогической  подготовки  учителя  и  вооружить  его  знаниями,  пользуясь которыми,  противоречия  в  учебно-воспитательном  процессе  им  могут  быть решены  более  эффективно.  Изучение  педагогической  этики  даёт  материал, необходимый для анализа педагогического процесса как  процесса  нравственных отношений между его участниками.

Категории педагогической этики.

  Педагогическая   этика   рассматривает   сущность   основных    категорий педагогической морали и моральных  ценностей.  Моральными  ценностями  можно назвать систему  представлений  о  добре  и  зле,  справедливости  и  чести, которые  выступают  своеобразной  оценкой   характера   жизненных   явлений, нравственных  достоинств  и  поступков  людей  и   т.п.   К   педагогической деятельности применимы все  основные  моральные  понятия,  однако  отдельные понятия  отражают  такие  черты  педагогических  воззрений,  деятельности  и отношений,   которые   выделяют   педагогическую   этику   в    относительно самостоятельный  раздел  этики.  Среди  этих  категорий  –  профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая  честь  и и педагогический авторитет.

Информация о работе Этика в профессиональной культуре педагога