Этика в профессиональной культуре педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть:
2.1. Теоретическая часть.
2.1.1. Профессиональная педагогическая этика современного учителя.
2.1.2. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2.1.3. Педагогическая мораль и её проявление в деятельности педагога.
2.1.4. Нравственное воспитание педагога.
3. Практическая часть.
3.1.1. Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся:
3.1.2. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса.
3.1.3. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся.
3.1.4. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся.
4. Заключение
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Этика.docx

— 44.15 Кб (Скачать документ)

Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся представляет  значительную  трудность.  Морально-педагогический   фактор   в формировании этих отношений играет важную роль.

Ещё одно важное обстоятельство, которое должно  приниматься  во  внимание при изучении нравственных отношений  школы  и  семьи:  школа  или  развивает нравственные  качества  ребёнка,  заложенные  в  семье,  или  вынуждена  его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную  нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования  учителя.

3.1.3. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся

  Между тем, далеко  не всегда учителю удаётся  осуществлять ведущую  роль  в сотрудничестве с  родителями  учащихся,  по  той  причине,  что  учитель  не располагает никакой властью помимо своего  морального  авторитета,  а  также потому, что ему  приходится  налаживать  целесообразные  контакты  с  любыми родителями. Среди других  причин  могут  быть  названы  разобщённость  между учителем  и  родителями  учащихся  или  их   недоброжелательные   отношения. Разобщённость возникает вследствие  отсутствия  контактов,  неопределённости представления учителя  о  родителях  ученика  и  тех,  в  свою  очередь,  об учителе.

 Противоречия между  учителем и родителями  учащихся  возникают  по  разным причинам. В их числе разобщённость интересов;  большое  число  обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу;  различие  типов  отношений  к ребёнку;   различный   уровень   педагогической   квалификации.   Постараюсь конкретизировать эти аспекты ниже.

Непомерно  большое   количество   обязанностей,   которые   предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и  обстановки,  в  силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности,  досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований  свидетельствует  об  особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.

Различие типов отношений  к ребёнку вытекает из различия институтов  школы и семьи – они представляют собой разные социально-психологические  группы  с многообразными  функциями  и  отношениями.  Представители  различных   групп начинают  взаимодействовать  между  собой,  сохраняя  в  отношении   ученика установившиеся и привычные  (для  своей  группы)  связи  и  стереотипы.  Эти противоречия  усиливаются  в  том  случае,  когда  учитель  –  формалист   и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая  с  учащимися  лишь деловые отношения. Родители и близкие же  проявляют  человеческий  подход  к ребёнку, внимание и забота о нём – это  нравственная  потребность.  Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику,  учителю же эти  претензии  и  переживания  родителей  покажутся  чрезмерными.  Из-за разной природы подхода к  учащимся  может  возникнуть  недовольство  сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей  деятельности  переживания  и опасения родителей за судьбу своего ребёнка.  Иному  учителю  бывает  сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может  вызвать в семье целый переполох,  волнение  родителей  и  т.д.  Иногда  противоречия подобного  рода  возникают  из-за  различной  информированности  о  ребёнке: родителям более известна жизнь  их  ребёнка  вне  школы,  учителю  же  более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя  также  может вызывать противоречия. Разный  уровень  компетентности  в  понимании  целей, задач и методов воспитания и обучения  порождает  расхождение  во  взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах  обучения и  воспитания,  неуважительно  относиться  к  мнению  другой  стороны,   что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.

Причины противоречий между  учителем  и  родителями  учащихся,  способные помешать  установлению  педагогически  целесообразных  контактов,   содержат факторы, которые часто могут быть смягчены.

3.1.4. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся

Педагогическая  мораль  предусматривает  выявление  таких  требований   к личности  учителя,  которые   являются   педагогически   целесообразными   и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди  них выделяются:

Сознание  и  нравственная  ответственность  перед  родителями  учащихся   за результаты обучения и воспитания.

Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей  ответственности  за организацию  такого  сотрудничества.  Уже   подчёркивалось,   что   родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно  ответственные  за  воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая  целесообразность  этого  требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке  и  учёте  её  в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в  требованиях по отношению  к  ребёнку  между  сторонами.  При  этом  контакты  учителя  с родителями учащихся должны носить  постоянный  характер.  Причины  нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в  области  высокой самоуверенности в  своих  педагогических  возможностях,  равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.

Недопущение   оскорбления   родительских   чувств   необоснованной   оценкой способностей, успеваемости и поведения  детей.  Ведь  всякая  небрежность  и предвзятость в  суждениях  о  детях  ими  переживается  и  передаётся  своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель  обязан  давать  ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён  о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он  говорит  о  ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников  в  обучении и воспитании.

Повышение авторитета родителей  в глазах детей,  умение  оценить  и  показать детям  наиболее  значимые  качества  их  родителей.  Причём   педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает  детей  к  важной  стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и  уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится  прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое  могло  возникнуть  в  отношениях  между ребёнком  и  его  родителями.  Учитель,  который  смог  повлиять   на   рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет. Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью  улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов  их  родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что  родители могут в чём-то ошибаться,  совершать  непедагогические  действия,  в  чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и  учитель из  соображений  сотрудничества  и  создания   благоприятных   условий   для педагогического процесса должен  помочь  развивать  педагогическую  культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к  их ребёнку.  Однако  при  этом  учитель  не  должен  пытаться  переложить  свои обязанности на родителей,  так  как  этим  он  расписывается  в  собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.

Анализ критических замечаний  родителей  учащихся  по  отношению  к  учителю. Педагогическая мораль  требует  от  учителя  доброжелательного  отношения  к замечаниям родителей в его адрес.  Хотя  психологически  учителю  далеко  не всегда приятно бывает слышать  критические  замечания,  так  как  многие  их высказывающие мало осведомлены в педагогике  вообще.  Критика  от  родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель  сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему  необходимо  знать  их мнение о том, правильно ли его  понимают  ученики  и  родители,  имеются  ли промахи  в  организации  педагогического  процесса.  Требовательный  к  себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях  родителей  нечто полезное. Тем более,  что  при  отсутствии  критики  недовольство  родителей сохраняется, приводя  к  взаимному  непониманию  и  недоверию  к  авторитету учителя.  В  конечном  итоге  родители  должны  оценивать  и   положительные качества педагога.

 

Заключение

И так, любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий  профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные  воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.

Педагогическая мораль, выполняя регулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную функции, требует от учителя постоянного самоусовершенствования, без которого невозможно управлять  процессом нравственного воспитания личности, целенаправленности, великодушия, гуманности, добросовестности и других морально-волевых качеств, на которые  педагог обязан ориентировать себя, коллег, учащихся, их родителей и  других участников педагогического  процесса.

Профессиональная педагогическая мораль обязывает учителя создавать  такую систему взаимоотношений, в которой действуют законы и  принципы оптимального сочетания требовательности и уважения, взыскательности и  доброты, принципиальности и доверия, контроля и взаимопомощи, гуманизма  и коллективизма, ответственности  и чуткости.

Итак, педагогическая мораль как совокупность нравственных норм и предписаний, регулирующих моральную  деятельность и нравственные отношения  в педагогической среде, обусловлена  общественной потребностью передачи от поколения к поколению нравственного опыта и является сегодня объективной необходимостью. Велика ее роль в решении социальных задач

Культура педагогического  труда зависит как от объективных  условий жизни и труда преподавателя, так и от личности самого педагога, его сознания, активности, стремления к самосовершенствованию

“Нравственность учителя, моральные  нормы, которыми он руководствуется  в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного  развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог  не являет собой всегда главный для  обучающихся пример нравственного  и гражданского личностного поведения” (“Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России”)

Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель –  родители учащихся»  исходит  из  того,  что  семья   является   бесспорно   важнейшим источником  формирования  нравственных  позиций  ребёнка,  закрепления   его нравственно-психологических  установок.  В  семье  у   ребёнка   формируются начальные представления  о  цели  и  смысле  жизни,  ценностные  ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель  должен  знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка,  в  каких  условиях происходило это формирование.

Характер взаимоотношений  родителей и  учителей  нельзя  представлять  как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество,  несмотря  на  общность их целей и задач. Педагогу важно наладить  контакт  с  родителями  учащихся, сделать их союзниками в деле  воспитания.  В  оптимальном  варианте  педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей  в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика  –  частью  его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

«Личность может воспитать  только личность».

Список литературы

1. В. Писаренко, И. Писаренко.  Педагогическая этика. Минск, 1986

2. И. Чернокозов. Профессиональная  этика учителя. Киев, 1988

3. В. Чернокозова, И.  Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973

4. Ю.  Азаров. Искусство  воспитывать. М, 1978

5. Э. Гришин. Книга для  учителя. Владимир, 1976

6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1987

7. Научное педагогическое исследование: хрестоматия / сост. И.А. Вальковская, Т.В. Красноперова, Н.А. Кузнецова Л.А. Семенова. – Иркутск, 2008. – 145 с.

8. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: “Соврем. слово”, 2005. – 720 с

 


Информация о работе Этика в профессиональной культуре педагога