Эволюция добрачного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 04:01, курсовая работа

Описание

Семья - социальный институт, выполняющий функции малой группы, основанной на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека. В семье регулируются и контролируются различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе. В семье все её члены имеют определённый статус и роли. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ культурно – исторических оснований сложившихся в обществе системы добрачного поведения
Понятие и сущность добрачного поведения
Теории выбора брачного партнера
Глава 2. Эволюция добрачного поведения молодоженов
2.1. Исторический аспект добрачного поведения молодоженов в обществе
2.2. Особенности добрачного поведения молодоженов в современной России
Заключение

Работа состоит из  1 файл

пшош.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Министерство  образования и науки Красноярского  края

КГБОУ СПО «Красноярский  педагогический колледж №2»

ПЦК «Социальная  работа»

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция  добрачного поведения  в современной России

Курсовая работа № 2

по Социальной работе с семьей и детьми

 

 

 

 

Руководитель:

,

преподаватель _________


 

Красноярск 2012

 

Содержание                                                                      СТР?

Введение            

Глава 1. Анализ культурно – исторических оснований сложившихся в обществе системы добрачного поведения     

    1. Понятие и сущность добрачного поведения    
    2. Теории выбора брачного партнера      

Глава 2. Эволюция добрачного поведения молодоженов   

2.1. Исторический аспект добрачного поведения молодоженов в   обществе

2.2. Особенности  добрачного поведения молодоженов в современной России           

Заключение          

Литература  

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Форматирование??

Изучение истории  семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья в культурно-историческом аспекте имеет непреходящее значение. У нее есть специфические законы существования и развития, комплекс прав и обязанностей. Раньше общество было заинтересованно в создании семьи, но в связи с различными изменениями в стране. Как биографических,  социальных и многих других изменений. ?? что за предложение?

 

 

 Семья - социальный  институт, выполняющий функции малой  группы, основанной на браке, кровном  родстве, члены которой связаны  общностью быта, взаимной материальной  и моральной ответственностью. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека. В семье регулируются и контролируются различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе. В семье все её члены имеют определённый статус и роли. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

Семья считается  одним из основных фундаментальных  институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Выбор брачного партнера и добрачное поведение можно отнести к социальным системам. Они были созданы людьми в результате их сознательного объединения и в своей эволюции превратились в нечто самостоятельное, существующее и развивающееся по собственным законам. Многие православные юноши и девушки и их родители вполне приемлют уже обычные для общества "модели поведения", основанные, прежде всего, на свободе, граничащей с вседозволенностью и тех социальных стереотипах полового поведения, которые наиболее распространены.   
Для христиан мужественно - женские отношения невозможны без целомудрия, доверия своему избраннику, взаимного восполнения, ответственности, жертвенности и свободы. 
Однако  современная культура почти не предлагает адекватных христианству традиций: способов познакомиться, вместе провести время, испытать друг друга до свадьбы, принять решение о создании семьи. То, что существует в современном православии, в свою очередь, очень специфично и ограничено книжными не имеющими образца в реальности "аскетическими" традициями.

     Традиции  поддерживаются не юридическими актами, а силой общественного мнения. Многие из них, совершенствуясь, становятся правилами, нормами, своеобразными неписанными законами. Традициями являются важными ускорителями общественного прогресса, несмотря на то что некоторые из них, достигнув апогея, начинают постепенно терять свое значение и даже тормозить движение вперед. Поэтому и возникает необходимость обновлять традиции, бороться со старыми,  отжившими. Раньше общество было заинтересованно в создании семьи, был создан механизм подготовки молодежи к браку,   поддержанию родственных связей между супругами и их детьми.

        В последние десятилетия в нашей стране резко изменилось отношение к семье. Ориентация на карьеру, на жизненный успех привела к тому, что дети зачастую воспринимаются как помеха для личностного роста. В системе ценностей значительного числа молодых людей, семья уже не занимает главенствующего места. Добрачные и внебрачные половые связи,  «свободные отношения», даже однополые семьи многими сегодня воспринимаются как норма.

           Происходящие изменения особо  отражаются на молодой семье. Именно эта категория семей сталкивается с наибольшими трудностями, поскольку молодые супруги получают образование или делают первые шаги в профессиональной сфере, но при этом имеют большие потребности, в том числе потребность иметь детей. На стабильность молодой семьи во многом оказывает влияние добрачное поведение супругов, которое существенно изменилось за последние годы. В связи с этим:

Цель исследования   - изучение эволюции добрачного поведения в современной России.

Объект исследования: Добрачное поведение как социальный институт;

     Предмет  исследования: Эволюция добрачного поведения в современной России;

    Задачи:

    1. Изучить  понятие и сущность добрачного поведения
    2. Дать общую характеристику теориям  выбора брачного партнера
    3. Проанализировать эволюцию добрачного поведения

    Методы:   теоретический, эмпирический

    Гипотеза: Мы предполагаем, что добрачное  поведение изменяется вместе  с развитием общества.

 

Глава 1. Анализ культурно – исторических оснований сложившихся в обществе системы добрачного поведения

Все множество  рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему  культуры. Она является не хаотичной  суммой разрозненных элементов, а подвижной  целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции, позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, переиначивать содержание оставшихся и делать многое другое, что позволяет сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий. Действительно, нормативные системы великих культур прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени. Благодаря им сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску.  
 
Человеческое общество устроено таким образом, что в каждый период времени в обществе нормы, регулирующие поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся в соответствии. К примеру, в традиционном обществе господствовали нормы патриархальной семьи с безраздельным правом мужчины — главы семейства. Окончательное решение по всем вопросам принадлежало ему. На уровне государства права главы семейства усиливались еще больше: в некоторых странах он мог даже продавать в рабство детей и получать за это прибыль, мог лишить права на наследование любого члена семьи. В области местного самоуправления главы семей и родов составляли совет общины и принимали важнейшие решения в области экономической и социальной политики местных органов власти. Социальное положение всех членов семьи определялось по социальному положению главы.  
 
Частью этой нормативной системы выступали стандарты сексуального поведения. Для женщины непререкаемой нормой поведения являлись целомудрие до свадьбы и верность мужу после нее. Брак представлялся завершением длительного периода романтического ухаживания. В нем сливались два начала — секс и любовь. Правда, неверность женщины наказывалась гораздо строже, чем неверность мужчины. Ученым это дало повод говорить о двойных стандартах морали в традиционном обществе. Но только ли в традиционном?  
 
Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм. Если в обществе провозглашаются ценности индивидуальной ответственности, то должны существовать нормы свободного выбора брачного партнера как для мужчины, так и для женщины. К сожалению, в традиционном обществе, где не провозглашалось такой ценности, мужчина по своему усмотрению выбирал невесту, а женщина безропотно соглашалась. Посредниками принудительного брака чаще всего выступали родители, и прежде всего глава семьи.  
 
Но если в современном обществе провозглашается право выбора, равное для мужчины и женщины, то и ответственность за счастливый брак они несут поровну. В традиционном обществе всю ответственность, как и свободу выбора, брал на себя мужчина. Поэтому чаще всего он женился лишь после того, как вставал на ноги и приобретал экономическую самостоятельность.  
 
В нынешнем обществе за провозглашенной свободой заключения брака для мужчины и женщины последовала такая же широкая свобода его расторжения. Без этого невозможно реализовать индивидуальные права и ценности. Статистика свидетельствует, что в XX веке резко увеличилось число разводов, причем по инициативе женщины. Представить себе такое в традиционном обществе было невозможно. Характерен и другой факт уровень разводов вначале рос в развитых странах, а затем и в слаборазвитых, по мере того как они переходили от традиционного уклада жизни к повсеместной индустриализации и урбанизации.  
 
Современное общество и культура м предполагают широкие и открытые международные контакты, а значит, свободное перетекание ценностей и норм с запада на восток. Сегодня отмечается странная закономерность: молодежь в традиционных обществах не придерживается заветов и ценностей отцов, а перенимает ценностный мир своих подростков из других, более развитых стран. На том и основан феномен вестернизации культуры.  И вот уже люди отказываются от пуританских норм добрачного поведения, обсуждают права женщины на свободный выбор добрачной модели сексуального поведения, дискутируют о проблемах феминизма и контроля над рождаемостью. Некоторые культурологи, в частности Айра Рейсе, выдвигают программу нового культурного кода добрачного поведения, согласно которому более моральным надо считать не целомудрие подростков, если оно осуществляется принудительно, а свободный добрачный секс, если он основан на взаимной любви. Таким образом, в каждом обществе и в любую историческую эпоху между различными частями нормативной системы культуры мы обнаруживаем согласованность и гармонию. Иначе и быть не может, ведь нормы — это квинтэссенция культурных ценностей, массовых верований и идеалов. Нормы — всего лишь практические инструменты воплощения ценностей и идеалов. А разве между средствами и целями может быть противоречие? Если такое случается, общество начинают сотрясать конфликты, войны, революции.  
 
Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества — предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами Большинство наших норм согласованы между собой и регулируют образ нашей жизни. Когда нормы согласованы, в обществе кооперация и сотрудничество побеждают соперничество и конфликты. Гипотеза  АйрыРейсе о том, что сегодня формируется «новая сексуальная мораль»,— всего лишь попытка привести к единому знаменателю массовую практику добрачного поведения подростков и ценности общества, которые во многом еще базируются на традиционных нормах.  
 
В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал — любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Скажем, если муж получает в семье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его на стороне. Следовательно, если в данной культуре провозглашено равенство мужчины и женщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причине неверности мужа. В традиционном обществе даже в случае неверности мужа, а такое случалось повсеместно, жена никогда не подаст на развод: ее права не равны правам мужа.

 

1.1.Понятие и сущность добрачного поведения

Эволюция института  добрачного поведения развивалась в русле развития общества и вполне очевидно, что не могло ограничиться только половыми запретами. По мере общественного прогресса, сферы жизнедеятельности человека значительно расширялись, изменялся и семейно-брачный институт. На систему добрачного поведения и выбора брачного партнера мужчины и женщины налагались все новые и новые ограничения и требования. К базовым факторам, обусловившим формирование социального института добрачного поведения и гендерной дифференциации следует отнести: разделение труда, смену матриархата патриархатом, формирование и трансформацию традиционной семьи, развитие крупной промышленности и, как следствие, появление частной собственности, развитие товарно-денежных отношений, сопровождавшиеся формированием соответствующих обычаев и права .

Таким образом, модель добрачного поведения и те роли, которые приписываются  мужчинам и женщинам в добрачном  поведении сегодня, являются продуктом  эволюции брачно-семейных отношений  в целом, результатом естественного  и социального отбора, при котором были укреплены те нормы и правила во взаимоотношении между полами которые лучше приспособились к социокультуре.

1.2.Теории выбора брачного партнера

Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким  образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты — на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.

Наибольшее распространение  и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных  потребностей Р.Уинча, теория «стимул—ценность—роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.

Теория комплементарных  потребностей (дополняющих потребностей) Р.Уинча основывается на старом, как  мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Теория «стимул—ценность—роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пас-,., сивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».

Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция — первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии — сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию — I ролевую.

На третьей стадии —  ролевой — партнеры проверяют, соответствует  ли ролевое поведение одного ожиданиям  другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после  непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.

Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров) которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр — место жительства — отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак. «Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.

1. Установление взаимосвязи.  Имеется в виду легкость общения  I двух людей, иными словами  — насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.

2. Самораскрытие. Ощущение  взаимосвязи с другим человеком  рождает чувство расслабления, доверия  и облегчает раскрытие себя  перед другим. Здесь также большое  влияние оказывают социально-культурные  факторы.

3. Формирование взаимной  зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.

4. Реализация основных  потребностей личности, какими, по  мнению А. Рейса, являются потребности  в любви, доверии, стимуляции  кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что намерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленно развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной настройки человека на брак и семью.

Выбор брачного партнера можно  представить, по мнению Р. Зидлера, как  процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей.

Определенные  стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адаме, который изучал прочные студенческие пары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечение основано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

Информация о работе Эволюция добрачного поведения