Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 04:01, курсовая работа
Семья - социальный институт, выполняющий функции малой группы, основанной на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека. В семье регулируются и контролируются различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе. В семье все её члены имеют определённый статус и роли. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.
Введение
Глава 1. Анализ культурно – исторических оснований сложившихся в обществе системы добрачного поведения
Понятие и сущность добрачного поведения
Теории выбора брачного партнера
Глава 2. Эволюция добрачного поведения молодоженов
2.1. Исторический аспект добрачного поведения молодоженов в обществе
2.2. Особенности добрачного поведения молодоженов в современной России
Заключение
В отечественной психологии проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю.Шапиро, А.Н.Волковой, В.И.Штильбанс, Л.Я.Гозмана, Л.П.Панковой, В. А. Сысенко, М.А.Абалакиной.
Так, М.А.Абалакина обосновала теоретическую модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений. Автор выделяет три стадии позитивного развития отношений в добрачной паре. На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге. Вторая стадия начинается, когда отношения переходят и устойчивую фазу, т.е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера.
Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера, на наш взгляд, объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.
Глава 2. Эволюция добрачного поведения молодоженов
Эволюция
института добрачного поведения
развивалась в русле развития
общества и вполне очевидно, что
не могло ограничиться только половыми
запретами. По мере общественного прогресса,
сферы жизнедеятельности
Таким образом, модель добрачного поведения и те роли, которые приписываются мужчинам и женщинам в добрачном поведении сегодня, являются продуктом эволюции брачно-семейных отношений в целом, результатом естественного и социального отбора, при котором были укреплены те нормы и правила во взаимоотношении между полами которые лучше приспособились к социокультуре.
В России сохраняется стойкая ориентация общества на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.
На основе анализа изучения добрачного поведения студентов в рамках можно привести следующие данные, характеризующие актуальное состояние добрачного поведения в настоящее время.
Почти 94% студентов обоего пола допускают добрачный сексуальный опыт. При этом среди 6% принципиально не допускающих добрачную сексуальную связь, женщин в 4 раза больше, чем мужчин.
Четвертая часть «взрослых» респондентов — родители, бабушки, дедушки — решительно настроены против добрачного секса.
Обращает на себя внимание, что более 20% студентов обоего пола затруднились обосновать необходимость сексуального опыта.
Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи резко отличается от установок старших поколений. У молодых людей, выбравших престижные профессии, упала запретительная норма, предписывающая добрачное целомудрие.
Можно предположить, что в условиях села, поселка городского типа или малого города, где социальный контроль осуществляется в процессе непосредственного соседского общения, результаты могут быть иными. Эта проблема требует специального исследования.
Социологи выяснили, что средний возраст начала сексуальной жизни у студентов составляет немногим более 17 лет. Средний возраст начала половой жизни в мире — 17,4 года. «Первое место» в мире занимают американские подростки, занимающиеся сексом в среднем с 15 лет.
Социологам удалось обнаружить, что при всей раскованности поведения молодежи, одна треть российских девушек — студенток к третьему курсу, т. е. примерно к 19–20 годам, еще не имеют сексуального опыта. Тогда как 50% старшеклассников обоего пола — уже не девственники.
Большую разницу во взглядах и сексуальном поведении молодежи по сравнению со старшими поколениями нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей. Такие оценки поверхностны, а зачастую циничны.
Современные
интеллигентные молодые женщины
хотят, чтобы их будущие мужья прежде всего
были способны обеспечить семью материально,
были уверенными в своих силах, вели здоровый
образ жизни, не имели вредных привычек.
Предприимчивый, оптимистичный, морально
и физически гармоничный, тактичный, обладающий
чувством юмора, благоразумный муж — эти
качества должны быть присущи, по мнению
опрошенных студенток, современным молодым
людям.
Мужчины видят свой идеал в традиционно
женских добродетелях — верности, женственности,
скромности, домовитости, добром нраве.
Студенты обоего пола считают обязательным
качеством супругов способность к взаимопониманию.
Больше половины женихов и невест еще до брака не удовлетворены характером друг друга. Поражает, что около 40% женихов обеспокоены приверженностью к спиртному своей будущей жены.
Вместе с тем, будущие супруги уверены, что после свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере.
Только 19% студентов склонны решать конфликты эффективно. Половина женихов и невест ссорятся «из-за пустяков» до брака.
Только у 20% пар совпадают ролевые ожидания. Так, у 88% пар намечаются значительные проблемы в отношении финансовой сферы уже в добрачный период. Это относится прежде всего к способам получения и распределения денег.
Особый интерес вызывают результаты, раскрывающие взаимоотношения вступающих в брак с родителями. Социологи отмечают напряженность отношений между родителями и детьми в родительской семье. В зоне конфликтности с родителями находится до трех четвертей взрослых детей. Семейная жизнь родителей является образцом только для 28% юношей и девушек. Лишь треть взрослых детей хотела бы быть похожими на своих родителей.
Невесты и женихи показали, что у четверти женихов и невест к моменту подачи заявлений родители не знакомы с будущей невесткой или зятем. Только 16% из них уживаются с родителями, остальные указывают на постоянные конфликты со своими родителями и противоположной стороной.
По результатам, более 55% студентов обоего пола намереваются сделать свой выбор супруга, пренебрегая мнением родителей.
Допуская добрачные сексуальные отношения как безусловную современную норму, студенты обоего пола в своем большинстве резко отрицательно относятся к супружеской измене. Этот показатель коррелирует с указанием на измену как первопричину развода.
Студенты обоего пола считают, что серьезной причиной расторжения брака является исчерпанность чувств. Это мнение вполне соотносится с основным мотивом брака — любовью.
Можно с уверенностью сказать, что общественное мнение, выраженное абсолютным большинством респондентов, оценивает брак без любви как безнравственный, и отсутствие чувства определяется в качестве серьезной причины расторжения брака. 70% женщин и 78% мужчин отдают предпочтение жизни вне брака, браку без любви.
По сравнению с социологическими выводами 70-80-х годов ХХ века в наши дни появились новые подходы к факторам стабильности брака. Молодежь сходится во мнении, что материальные проблемы и сексуальная дисгамия могут разрушить брак.
Студенты
считают также, что главные семейные
трудности носят
Например, неумение разрешать конфликты, непонимание, нетерпимость, раздражительность, невнимание, усталость друг от друга. Как ответила одна студентка: «Повод к разводу может быть любой, а причина — разрушение ценностей».
Важным условием стабильности брака молодые люди назвали его гомогенный характер, т. е. совпадение образовательного и интеллектуального уровня супругов. Прогнозируя свое семейное будущее, студенты представляют союз любящих, верных супругов, заботливых воспитателей детей.
Замечательное исследование провели ученые института психологии РАН, изучив частушки, песни, поговорки, анекдоты, посвященные семье. В результате появился идеальный социальный портрет современной семьи.
Мужчина должен:
Современная россиянка не должна:
Современная концепция эмансипации должна исходить из обоюдной роли супругов в семье, т. е. быть концепцией эгалитарных семейных отношений.
Пришла пора отойти от рассмотрения только «женских проблем», социология должна заниматься изучением роли мужчины в семье. Женские и мужские проблемы — это зеркальные проблемы. Зеркальность проблемы не предполагает нивелировки в ее решении.
Нужно думать не только о специфике женского и мужского труда, а о специфике жизнедеятельности мужчины и женщины. Гармония личности не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя.
Наступил XXI век, и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана прежде всего с многообразием социальных условий и наличием выбора.
Общество
должно учитывать бесконечное
Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи.
2.1. Исторический аспект добрачного поведения молодоженов в обществе
Из этносоциологических исследований известно, что в прошлом общество с помощью различных обрядов готовило молодежь к выполнению тех или иных ролей и функций. Ими наши предки сопровождали различные этапы половой зрелости человека.
Так образ посвящения
– это рубеж, который отделял
реально юношу от детства, от женщин,
которые его опекали. Благодаря
обрядам формировались
Социальные институты следили, чтобы сохранялась преемственность между поколениями. Был отлажен механизм социального воспроизводства, в результате чего происходило становление и регулирование общепринятых общественных отношений. Этот механизм включал в себя и всю структуру добрачного поведения, одной из целей которого, была подготовка молодого поколения к брачно-семейным отношениям.
Общество было заинтересовано не только в количественном, но и качественном росте. Платон в своих «Законах» писал: «При брачных отношениях и сочетании надо избегать неосведомленности относительно того, их какой семьи ты берешь жену, или в какую семью ты отдаешь дочь». Каждому мужчине в 25 лет он рекомендовал выбирать жену по собственному усмотрению, но удостоверившись, что она способна рожать и воспитывать детей совместно. «Жениться не позднее 35 лет. Каждый человек должен заключить брак, полезный для государства, а не только приятный себе самому» (Платон).
В системе добрачного поведения молодежи большую роль играли места знакомства. В России они происходили, как правило, в однородной среде. Общество через свои каналы контролировало, чтобы в отношениях молодежи учитывалось происхождение.
В каждом сословии были распространены свои способы общения и развлечения. Для дворян, купцов– семейные, танцевальные вечера и балы.
Места знакомства крестьян – «вечерки», «беседы», которые обычно устраивались в выходные дни. На них присутствовали родители, которые высматривали партию для детей, и свахи-профессионалы. Таким образом общество с помощью взрослых, направляло поведение молодежив нужное русло.
В середине 19 в. юноша вступал в брак в 18, девушка – в 16 лет. В Средней Азии, на Кавказе жених – 15 лет, невеста – 12 лет, но так как нужен был калым, часто женились в более позднем возрасте.
В России экономические интересы тоже влияли на брак. Девушку старались быстрее выдать замуж (на девушку старше25 лет смотрели с сожалением, даже с презрением), а юношей оставляли дома дольше – он работник.
Свадебный обряд, который, как бы, завершал весь процессдобрачного поведения, был наполнен различными элементами: выбор сватов, сватовство, «смотрины» будущей жены, смотр «места», сговор, прощание, девичник, брачная ночь, утро после венца и др.