Эволюция добрачного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 04:01, курсовая работа

Описание

Семья - социальный институт, выполняющий функции малой группы, основанной на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека. В семье регулируются и контролируются различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе. В семье все её члены имеют определённый статус и роли. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ культурно – исторических оснований сложившихся в обществе системы добрачного поведения
Понятие и сущность добрачного поведения
Теории выбора брачного партнера
Глава 2. Эволюция добрачного поведения молодоженов
2.1. Исторический аспект добрачного поведения молодоженов в обществе
2.2. Особенности добрачного поведения молодоженов в современной России
Заключение

Работа состоит из  1 файл

пшош.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

В отечественной  психологии проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю.Шапиро, А.Н.Волковой, В.И.Штильбанс, Л.Я.Гозмана, Л.П.Панковой, В. А. Сысенко, М.А.Абалакиной.

Так, М.А.Абалакина  обосновала теоретическую модель соотношения  процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений. Автор выделяет три стадии позитивного  развития отношений в добрачной  паре. На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге. Вторая стадия начинается, когда отношения переходят и устойчивую фазу, т.е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера.

Зарубежные  и отечественные теории выбора брачного партнера, на наш взгляд, объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.

 

Глава 2. Эволюция добрачного поведения молодоженов

Эволюция  института добрачного поведения  развивалась в русле развития общества и вполне очевидно, что  не могло ограничиться только половыми запретами. По мере общественного прогресса, сферы жизнедеятельности человека значительно расширялись, изменялся и семейно-брачный институт. На систему добрачного поведения и выбора брачного партнера мужчины и женщины налагались все новые и новые ограничения и требования. К базовым факторам, обусловившим формирование социального института добрачного поведения и гендерной дифференциации следует отнести: разделение труда, смену матриархата патриархатом, формирование и трансформацию традиционной семьи, развитие крупной промышленности и, как следствие, появление частной собственности, развитие товарно-денежных отношений, сопровождавшиеся формированием соответствующих обычаев и права .

Таким образом, модель добрачного поведения  и те роли, которые приписываются  мужчинам и женщинам в добрачном  поведении сегодня, являются продуктом  эволюции брачно-семейных отношений в целом, результатом естественного и социального отбора, при котором были укреплены те нормы и правила во взаимоотношении между полами которые лучше приспособились к социокультуре.

В России сохраняется стойкая ориентация общества на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие. 

На  основе анализа изучения добрачного поведения студентов в рамках можно привести следующие данные, характеризующие актуальное состояние добрачного поведения в настоящее время.

Почти 94% студентов обоего пола допускают  добрачный сексуальный опыт. При  этом среди 6% принципиально не допускающих добрачную сексуальную связь, женщин в 4 раза больше, чем мужчин. 

Четвертая часть «взрослых» респондентов — родители, бабушки, дедушки — решительно настроены против добрачного секса.

Обращает  на себя внимание, что более 20% студентов обоего пола затруднились обосновать необходимость сексуального опыта. 

Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи резко отличается от установок старших поколений. У молодых людей, выбравших престижные профессии, упала запретительная норма, предписывающая добрачное целомудрие.

Можно предположить, что в условиях села, поселка городского типа или малого города, где социальный контроль осуществляется в процессе непосредственного соседского общения, результаты могут быть иными. Эта проблема требует специального исследования.

Социологи выяснили, что средний возраст  начала сексуальной жизни у  студентов составляет немногим более 17 лет. Средний возраст начала половой жизни в мире — 17,4 года. «Первое место» в мире занимают американские подростки, занимающиеся сексом в среднем с 15 лет.

Социологам  удалось обнаружить, что при всей раскованности поведения молодежи, одна треть российских девушек — студенток к третьему курсу, т. е. примерно к 19–20 годам, еще не имеют сексуального опыта. Тогда как 50% старшеклассников обоего пола — уже не девственники.

Большую разницу во взглядах и сексуальном поведении молодежи по сравнению со старшими поколениями нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей. Такие оценки поверхностны, а зачастую циничны.

Современные интеллигентные молодые женщины  хотят, чтобы их будущие мужья прежде всего были способны обеспечить семью материально, были уверенными в своих силах, вели здоровый образ жизни, не имели вредных привычек. Предприимчивый, оптимистичный, морально и физически гармоничный, тактичный, обладающий чувством юмора, благоразумный муж — эти качества должны быть присущи, по мнению опрошенных студенток, современным молодым людям.  
 
Мужчины видят свой идеал в традиционно женских добродетелях — верности, женственности, скромности, домовитости, добром нраве. Студенты обоего пола считают обязательным качеством супругов способность к взаимопониманию.

Больше  половины женихов и невест еще до брака не удовлетворены характером друг друга. Поражает, что около 40% женихов обеспокоены приверженностью к спиртному своей будущей жены.

Вместе с тем, будущие супруги уверены, что после свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере. 

Только 19% студентов склонны решать конфликты  эффективно. Половина женихов и невест ссорятся «из-за пустяков» до брака. 

Только  у 20% пар совпадают ролевые ожидания. Так, у 88% пар намечаются значительные проблемы в отношении финансовой сферы уже в добрачный период. Это относится прежде всего к способам получения и распределения денег.

Особый  интерес вызывают результаты, раскрывающие взаимоотношения вступающих в брак с родителями. Социологи отмечают напряженность отношений между родителями и детьми в родительской семье. В зоне конфликтности с родителями находится до трех четвертей взрослых детей. Семейная жизнь родителей является образцом только для 28% юношей и девушек. Лишь треть взрослых детей хотела бы быть похожими на своих родителей. 

Невесты и женихи показали, что у четверти женихов и невест к моменту подачи заявлений родители не знакомы с будущей невесткой или зятем. Только 16% из них уживаются с родителями, остальные указывают на постоянные конфликты со своими родителями и противоположной стороной.

По результатам, более 55% студентов обоего пола намереваются сделать свой выбор супруга, пренебрегая мнением родителей.

Допуская  добрачные сексуальные отношения как безусловную современную норму, студенты обоего пола в своем большинстве резко отрицательно относятся к супружеской измене. Этот показатель коррелирует с указанием на измену как первопричину развода.

Студенты  обоего пола считают, что серьезной причиной расторжения брака является исчерпанность чувств. Это мнение вполне соотносится с основным мотивом брака — любовью.

Можно с уверенностью сказать, что общественное мнение, выраженное абсолютным большинством респондентов, оценивает брак без любви как безнравственный, и отсутствие чувства определяется в качестве серьезной причины расторжения брака. 70% женщин и 78% мужчин отдают предпочтение жизни вне брака, браку без любви. 

По сравнению с социологическими выводами 70-80-х годов ХХ века в наши дни появились новые подходы к факторам стабильности брака. Молодежь сходится во мнении, что материальные проблемы и сексуальная дисгамия могут разрушить брак. 

Студенты  считают также, что главные семейные трудности носят психологический  характер. Они указывают на самые разнообразные причины разрушения семейного очага.

Например, неумение разрешать конфликты, непонимание, нетерпимость, раздражительность, невнимание, усталость друг от друга. Как ответила одна студентка: «Повод к разводу может быть любой, а причина — разрушение ценностей».

Важным  условием стабильности брака молодые  люди назвали его гомогенный характер, т. е. совпадение образовательного и интеллектуального уровня супругов. Прогнозируя свое семейное будущее, студенты представляют союз любящих, верных супругов, заботливых воспитателей детей. 

Замечательное исследование провели ученые института  психологии РАН, изучив частушки, песни, поговорки, анекдоты, посвященные семье. В результате появился идеальный социальный портрет современной семьи. 

Мужчина должен:

  • хорошо зарабатывать и полностью материально обеспечивать семью;
  • заниматься воспитанием детей;
  • поддерживать хорошие отношения с тещей; не должен изменять жене; не быть вялым, пассивным и равнодушным к делам семьи, домашнему хозяйству;
  • не быть пьяницей;
  • не быть жадным, трусливым, слабым, хвастливым, ленивым и эгоистичным.
  • иметь (желательно) высокие сексуальные возможности.

Современная россиянка не должна:

  • быть черства, груба и агрессивна с близкими;
  • унижать и постоянно «пилить» мужа и детей;
  • быть слишком озабоченной вопросами секса;
  • попадаться, если изменила мужу;
  • вмешиваться в дела семьи дочери или сына.

Современная концепция эмансипации должна исходить из обоюдной роли супругов в семье, т. е. быть концепцией эгалитарных семейных отношений.

Пришла  пора отойти от рассмотрения только «женских проблем», социология должна заниматься изучением роли мужчины в семье. Женские и мужские проблемы — это зеркальные проблемы. Зеркальность проблемы не предполагает нивелировки в ее решении.

Нужно думать не только о специфике женского и мужского труда, а о специфике жизнедеятельности мужчины и женщины. Гармония личности не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя.

Наступил XXI век, и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана прежде всего с многообразием социальных условий и наличием выбора.

Общество  должно учитывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и предоставить им возможность самостоятельного индивидуального выбора.

Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи.

 

2.1. Исторический аспект добрачного поведения молодоженов в   обществе

Из этносоциологических  исследований известно, что в прошлом общество с помощью различных обрядов готовило молодежь к выполнению тех или иных ролей и функций. Ими наши предки сопровождали различные этапы половой зрелости человека.

Так образ посвящения – это рубеж, который отделял  реально юношу от детства, от женщин, которые его опекали. Благодаря  обрядам формировались психологические, волевые, моральные качества необходимые  для дальнейшей жизни. Обряды способствовали беспрекословному соблюдению существующих норм, в том числе и системы добрачного поведения. Молодые люди, прошедшие испытания, переходили на следующую ступень социального статуса, у них вырабатывалось обостренное чувство ответственности за свои поступки.

Социальные  институты следили, чтобы сохранялась преемственность между поколениями. Был отлажен механизм социального воспроизводства, в результате чего происходило становление и регулирование общепринятых общественных отношений. Этот механизм включал в себя и всю структуру добрачного поведения, одной из целей которого, была подготовка молодого поколения к брачно-семейным отношениям.

Общество было заинтересовано не только в количественном, но и качественном росте.  Платон в своих «Законах» писал: «При брачных отношениях и сочетании надо избегать неосведомленности относительно того, их какой семьи ты берешь жену, или в какую семью ты отдаешь дочь». Каждому мужчине в 25 лет он рекомендовал выбирать жену по собственному усмотрению, но удостоверившись, что она способна рожать и воспитывать детей совместно.  «Жениться не позднее 35 лет. Каждый человек должен заключить брак, полезный для государства, а не только приятный себе самому» (Платон).

В системе добрачного поведения молодежи большую роль играли места знакомства. В России они происходили, как правило, в однородной среде. Общество через свои каналы контролировало, чтобы в отношениях молодежи учитывалось происхождение.

В каждом сословии были распространены свои способы общения  и развлечения. Для дворян, купцов–  семейные, танцевальные вечера и балы.

Места знакомства крестьян – «вечерки», «беседы», которые  обычно устраивались в выходные дни. На них присутствовали родители, которые  высматривали партию для детей, и свахи-профессионалы. Таким образом общество с помощью взрослых, направляло поведение молодежив нужное русло.

В середине 19 в. юноша вступал в брак в 18, девушка  – в 16 лет. В Средней Азии, на Кавказе  жених – 15 лет, невеста – 12 лет, но так как нужен был калым, часто  женились в более позднем возрасте.

В России экономические интересы тоже влияли на брак. Девушку старались быстрее выдать замуж (на девушку старше25 лет смотрели с сожалением, даже с презрением), а юношей оставляли дома дольше – он работник.

Свадебный обряд, который, как бы, завершал весь процессдобрачного поведения, был наполнен различными элементами: выбор сватов, сватовство, «смотрины» будущей жены, смотр «места», сговор, прощание, девичник, брачная ночь, утро после венца и др.

Информация о работе Эволюция добрачного поведения