Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:45, доклад
Новый этап социально-экономической модернизации и стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира определяет необходимость дальнейшего развития системы образования. Изучение и анализ реальных достижений системы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, говорят о необходимости создания новой модели дошкольного образования, ориентированной на результат.
К проблеме личностного развития дошкольника в образовательном пространстве дошкольных организациях
Жиенбаева С.Н.
д.п.н., доцент Казгосженпу
Казахстан.г.Алматы
Новый этап социально-экономической модернизации и стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира определяет необходимость дальнейшего развития системы образования. Изучение и анализ реальных достижений системы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, говорят о необходимости создания новой модели дошкольного образования, ориентированной на результат.
Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования, создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном мире.. Гуманистическая парадигма в образовании актуализировала интерес к проблеме развития детской личности. Изменяющийся социум предъявляет качественно новые требования к самосознанию растущего человека. Однако существующая система дошкольного образования не обеспечивает в полной мере личностного развития и самоизменения воспитанников. Изучение личностного развития ребенка в условиях детского сада требует осмысления существующих в этой связи социально-педагогических проблем дошкольного образования, а также определения направлений современных научно-практических исследований.
Личностное развития дошкольника протекает в конкретной образовательной среде, регламентирует основными документами, среди них Закон РК «Об образовании», Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан», государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования и др. Целевые установки названных документов относительно личностного развития в детстве размыты, сформулированы обобщенно формирование всесторонне развитой личности. В стандарте указано цель воспитания и обучения детей дошкольного возраста: Создание полноценного пространства и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме». Цель, как извесно, -это основная категория педагогики, выражающая социальный заказ общества, связывает воедино содержание, методы, формы, обеспечивает успех педагогических действий. Долгое время в дошкольной педагогике преобладал односторонний целевой подход к личностному росту воспитанников как процессу, управляемому извне, что противоречило пониманию личностного развития как самодвижения.
Современный дошкольный
Дошкольный образование
Социальный заказ государства в воспитании подрастающего поколения призваны удовлетворять дошкольные образовательные организация разных типов. Ребенок пребывающий в дошкольном организации, включается в образовательный процесс, в повседневную жизнь других детей, вступает в определенные отношения с некоторыми из них, погружается в атмосферу детского сада, в тот «дух», который ему свойственен. Поэтому детский сад значим для личностного роста воспитанников, причем в некоторых случаях остается основным каналом позитивного влияния.
Резкое сокращение сети дошкольных организаций в начале 90-х годов породило серьезные социально-педагогические проблемы, среди них слабая подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организация и, как следствие, отставание в развитии у них личностных показателей; нарушение конституционного право родителей на должное дошкольное воспитание и др. Семья, особенно неблагополучная, не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Практика разрушения системы дошкольного образования показала свою порочность и в современной сложной социально-экономической ситуации происходит новое осознание роли детского сада, который, по сути, выполняет функцию защиты и охраны детства.
Дошкольная организация как социальный институт системы дошкольного образования, в контексте исследования рассматривается как пространство жизни и реализации базовых потребностей ребенка на фоне становления новых форм взаимоотношений со взрослыми. Показано, что формирование детской личности в педагогическом процессе дошкольная организация связно с организацией таких условий, которые обеспечивают становление ребенка как личности.
Осмысление проблем личностного развития в раннем онтогенезе связно с поиском нового содержания образования. На современном этапе в массовую практику внедряются разнообразные программы для детей раннего и дошкольного возраста. При этом главным признается формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого.
В исследовании проанализировано следующих содержание образовательных программ, реализованных в дошкольных организациях: «Балбобек» (1996), «Кайнар» (2006), «Карлыгаш» (2007), «Балаларды мектепалды дайындау» (1998), и т.д.
Заслуживает внимание
Содержание анализ дошкольных
образовательных программ, которые
«работают» Республике
Анализ публикаций Н.Кулжановой, Р.С.Буре, С.А.Козловой, Л.А.Парамоновой, Р.Б.Стеркиной, А.К.Менжановой, Б.Баймуратовой, а также собственной педагогический деятельности позволил определить перспективные линии развития содержания дошкольного образования. Закономерности развития ребенка дошкольного возраста влекут за собой такую особенность образования, когда разные предметные области знания интегрируются с культурологическими. В русле проводимого исследования данный принцип представляется важным условием создания дошкольной образовательной среды, развивающей личности ребенка. На нашей позиции, личностное развитие дошкольника – это открытая система, эффективность развития которой определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды, которые постоянного изменяются. Для эффективного развития системы ею необходимо профессионально управлять.
В указанных работах по теории и методике дошкольного образования по-разному решается проблемы развития личностных конструктов в детском саду. Авторские концепции имеют много позитивных идей, среди них- направленность на изучение отдельных аспектов личностного развития, обоснованность принципов и средств формирования определенных личностных качеств детей. При выраженном стремлении авторов уйти от жесткого регламентированного обучения воспитанников, сковывающего их развитие, ценным является определение стратегии дошкольного образования в вопросах личностного роста детей, характеристика видов эффективной педагогической помощи, обоснование позиции педагога, который учитывает зону ближайшего развития ребенка.
Несмотря на это следует указать существенные пробелы в изучении личностно-смысловой сферы дошкольника. Остаются вне поля зрения научных целостность и многоплановость феномена личностного развития дошкольника. Таким образом, анализ современных педагогических исследований, образовательных программ, докторских диссертаций последних лет по проблемам дошкольного образования демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к пониманию личностного развития в раннем онтогенезе.
С нашей позиции, личностное развитие дошкольника – это открытая система, эффективность развития которой определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды, которые постоянного изменяются. Для эффективного развития системы ею необходимо профессионально управлять. Проанализировав разные подходы к пониманию природы личностного развития в раннем онтогенезе, отметим ведущую идею: детская личность целостна, ее качества и характеристики нельзя формировать «по частям»; каждый ребенок уникален, его развитие, неотделимо от саморазвития; процесс личностного становления.
Протекающий внешне, в конкретной социокультурной обстановке, детерминирован изнутри. Иначе говоря, развиваясь как личность, ребенок присваивает предметы культуры, обретает круг значимых лиц, раскрывает свою собственную природу. Чтобы обеспечить личностное развитие старших дошкольников в детском саду, требуется содержательный анализ категории «развитие», центральной в понятийном аппарате исследования.
Анализ философских, психолого-
Личностное развитие основывается на учете индивидуальных особенностей ребенка, но не в традиционном его понимании. Суть такого вида деятельности в разработке и обосновании комплексной и системной технологии с ориентацией на внутренние механизмы развития и функционирования личности – персонализацию, рефлексию, стереотипизацию. Существенной стороной организации личностного развития является учет психологии детей, который определяет специфику работы той или иной технологии. Другими словами создаются определенные условия для развития личности, с учетом предпочтений и интересов воспитанника, позволяющие ему самовыражаться и самоактуализироваться. Поэтому цель педагогической деятельности воспитателя в системе дошкольного образования – передать ребенку, с его индивидуальными способностями и возможностями, социокультурное содержание образования, опыт, создать для него целостную среду или образовательную пространству становления и развития личности.
В педагогической литературе и публицистике в последнее время много говорится о формировании единого образовательного пространства как условия полноценного личностного развития ребенка. Чаще всего с содержанием данного понятия связывают мероприятия по созданию взаимосвязанных, согласованных условий, методов и средств обучения и воспитания. Позиции ученых относительно определения основных характеристик открытого образовательного пространства различны.
По мнению В.Д. Семенова, открытое пространство характеризуют гуманные правила и уравновешенный тип общения. Оно представляет наиболее полные возможности для личностного развития каждого субъекта, тогда как закрытое пространство ориентировано на жесткие правила, неконструктивное общение, что препятствует личностному росту.
А. Сайбединов в качестве основной характеристики открытой образовательной среды называет ее творческий характер. По его мнению, закрытость образовательного пространства не позволяет решать задачу развития у ребенка стремления к творчеству. Создание ООП, открытого для межличностного и группового общения, развернутого к социуму на информативном, деятельностном уровнях, может способствовать общему творческому развитию ребенка и обеспечить качественный уровень образования детей с высоким творческим потенциалом.
Открытое образовательное пространство является условием включения ребенка в социокультурные отношения, что позволяет сформировать у него целостный образ бытия, а в его рамках - образ человека. Открытое образовательное пространство, в котором все его составляющие взаимосвязаны, восприимчивы друг к другу, позволяет информации входить внутрь и выходить за его пределы, способствует решению этой важной педагогической проблемы.